Указанное Постановление действует в отношении субъектов малого предпринимательства.
Обоснование
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.11.2015 № 1268
«I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подачи заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план), перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства* в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана».
Из справочника
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Виды хозяйствующих субъектов | Условия признания субъектом малого предпринимательства1 | Основание |
Коммерческие организации2 и потребительские кооперативы |
Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:
Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов3 каждая |
п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ |
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели |
Средняя численность работников4 за предыдущий календарный год не превышает:
|
п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ |
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС5 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)6 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднегопредпринимательства4. Предельные значения выручки установлены в размере:
|
1 Субъект малого или среднего бизнеса изменит свой статус только в том случае, если в течение трех календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
2 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
3 Данное ограничение не распространяется на организации:
1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:
- бюджетным или автономным научным учреждениям;
- образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
2) со статусом участника проекта «Сколково»;
3) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
Это следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
4 В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их госрегистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
6 В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухучета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Из статьи журнала «Главбух», № 17, сентябрь 2015
Какие компании скоро отдохнут от проверок
С 2016 года к малым компаниям не будут приходить плановые административные проверки. Эти каникулы продлятся три календарных года — до 2018 года включительно. От каких проверок удастся отдохнуть и о мерах борьбы с незаконными действиями ревизоров нам рассказал Владислав Леонтьевич Корочкин, первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
ГЛАВБУХ: Владислав Леонтьевич, в чем цель надзорных каникул?
ВЛАДИСЛАВ КОРОЧКИН: Освободить малый бизнес от непродуктивных затрат времени на общение с проверяющими. Чтобы коммерческая организация смогла сосредоточиться на главном — получении прибыли. В малой компании иногда работают всего пара-тройка человек. И когда начинается проверка, все они вместо того, чтобы участвовать в производстве, вынуждены переключить внимание на ревизоров.
Но полностью избежать плановых проверок все равно не удастся. Налоговые ревизии остаются в силе.
Да, но плановые и внеплановые налоговые проверки в последнее время практически не касаются малого бизнеса на упрощенке и вмененке. Я считаю это совместной победой «ОПОРЫ РОССИИ» и ФНС.
Коротко о важном
Какие компании освободили от неналоговых проверок с 2016 по 2018 год?
Малые предприятия, у которых за последние три года не находили нарушений.*
Как привлечь проверяющих к ответственности за незаконные действия?
Можно обратиться в прокуратуру. Но на практике эта ответственность символическая.
Можно ли не пускать ревизоров, если в реестре прокуратуры нет данных о проверке?
Да, но только если у проверяющих нет постановления о внеплановой ревизии.
От каких административных проверок отдохнет малый бизнес?
Мораторий коснется проверок из Роструда, СЭС, практически всех лицензирующих организаций, пожарного надзора и так далее. Важно, чтобы в течение прошлых трех лет эти ведомства не уличили компанию в грубых нарушениях. Иначе мораторий не будет действовать.
Мораторий не касается внеплановых проверок. Нажаловался сотрудник или клиент — пришла внеплановая ревизия. Получается, принципиально для бизнеса ничего не поменялось?
Предмет внеплановой проверки обычно более узкий, чем плановой. Полномочий у ревизоров гораздо меньше. К примеру, по жалобе работника о зарплате в конвертах инспекция по труду проверит только наличие «серых» доходов. А на плановой проверяющие вправе изучить любые документы, связанные с исполнением трудового законодательства.*
Допустим, в организацию пришла административная проверка, о которой не сказано в реестре прокуратуры. Как действовать — пускать проверяющих к себе на территорию или нет?
Еще по этой теме
Основные изменения в правилах проведения неналоговых проверок в 2016 году*
Не пускать. Конечно, если у проверяющих нет должным образом оформленного постановления о проведении внеплановой ревизии. Негативных последствий опасаться не надо. Скорее их должна бояться незаконно действующая надзорная организация. Прокуратура выявляет довольно много таких случаев и выдает предписания.
Допустим, на территорию компании пустили незаконную проверку. Можно ли конкретных проверяющих привлечь к ответственности за незаконные действия?
Можно сообщить в прокуратуру. Там обязаны принять меры по восстановлению законности, а также привлечению к ответственности проверяющих. К сожалению, на практике ответственность контролеров скорее символическая. И лишь в единичных случаях удается взыскать с них ущерб, нанесенный предприятию. Поэтому вопрос об установлении более серьезной ответственности должностных лиц и госорганов остро стоит в повестке дня.
Что в этом направлении делает «ОПОРА РОССИИ»?
Наши эксперты участвуют в проверках, например пожарных. И следят за соблюдением регламента. В случае нарушений мы защищаем права бизнеса.