Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 февраля 2016 16 просмотров

Средства на возмещение расходов,связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поступили после выполнения работ (договор выполнен в июле 2015г.), база данных введена в эксплуатацию в декабре 2015г., деньги на возмещение затрат пришли 30 декабря 2015г.Стоимость базы данных 2 млн., возмещение на 1 млн.руб.Нет ответа как в налоговом учете это отражать: амортизировать все 2 млн. и амортизацию в налоговом учете признавать в размер 1/2 от суммы ежемесячной амортизации.показывать в налоговом учете внереализационный доход или не амортизировать на сумма в 1 млн.? Является ли это возмещение расходов от Правительства СПб также гос.помощью для отражения в разд.9 Пояснений?

Поскольку в разделе «Государственная помощь» раскрывается информация по строке 1530 «Доходы будущих периодов» Бухгалтерского баланса, отражать в нем компенсацию процентов по кредиту не нужно. Дело в том, что такую компенсацию необходимо включить в состав прочих доходов. Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000. То есть в таком случае полученная компенсация в составе доходов будущих периодов не отражается;

Средства, поступившие на возмещение расходов, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, являются целевым финансированием и подлежат отражению в разделе «Государственная помощь» Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Объясняется это тем, что бюджетные средства в таком случае учитываются в составе доходов будущих периодов. Это следует из положений пункта 9 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86 и 98).

В налоговом учете амортизацию по данному НМА начисляйте в общем порядке исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования.

При этом полученную субсидию учитывайте в составе внереализационных доходов следующим образом.

Часть полученных средств включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений.

Обоснование


Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Поступление государственной помощи

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).


Ситуация: как в бухгалтерском и налоговом учете отразить выполнение НИОКР. Расходы покрываются полностью или частично за счет средств бюджета. Исключительные права на результаты НИОКР принадлежат организации-исполнителю

Полученные из бюджета средства можно отразить как поступление госпомощи на покрытие всех расходов или их части. А затраты на НИОКР учтите так же, как при создании НМА собственными силами.

Действительно, организации, которые ведут научную или инновационную деятельность, могут получать государственную поддержку. В том числе и в виде финансовой помощи – субсидий, грантов, займов, гарантий и т.д. (ст. 15, 16.1, 16.2 и 16.4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ).

При определенных условиях полученные средства тоже можно расценивать как госпомощь. Так будет и в ситуации, когда исключительные права на результаты НИОКР принадлежат исполнителю. Ведь фактически исполнитель выполняет НИОКР для себя, перед заказчиком он только отчитывается о выполнении работ в полном объеме, об их соответствии предъявленным требованиям, а также о расходовании полученных средств. Исходя из всего этого в бухучете и при налогообложении полученные средства можно отразить как госпомощь.

Как отразить в бухучете
В бухучете обязательство заказчика предоставить средства оформите следующей записью:

Дебет 76 субсчет «Финансирование НИОКР» Кредит 86
– отражена задолженность заказчика по предоставлению финансирования.

Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 76 и 86).

Когда деньги поступят на расчетный счет, уменьшите задолженность заказчика, сделав в учете следующую проводку:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Финансирование НИОКР»
– отражено поступление финансирования.

Это следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 51 и 76).

Перейдем к расходам на НИОКР. Их надо отражать так же, как если бы создавали нематериальный актив хозспособом, то есть собственными силами. Ведь подразумевается, что в итоге организация-исполнитель получает исключительные права на результаты таких работ. Плюс ко всему исключительные права на результаты НИОКР должны быть зарегистрированы – надо получить патент (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). А значит, затраты на НИОКР следует отражать как формирование стоимости НМА. Это следует из положений пункта 3 ПБУ 17/02 и пункта 1 ПБУ 14/2007.

Затраты, связанные с выполнением работ, отразите в составе внеоборотных активов следующей проводкой:

Дебет 08-8 Кредит 70 (69, 68, 10...)
– отражены расходы на НИОКР.

Когда НИОКР будут выполнены, акт сдачи-приемки подписан, а права на результаты зарегистрированы, сформируйте первоначальную стоимость нематериального актива. Если, конечно, соблюдаются все остальные условия для этого. Проводка тут следующая:

Дебет 04 Кредит 08-8
– включены в состав нематериальных активов расходы на НИОКР.

Это следует из положений пунктов 4, 6–10 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счета 04, 08-8).

Одновременно с тем, когда стоимость НМА отразили на счете 04, полученное ранее финансирование отнесите к доходам будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма финансирования.

Это следует из положений пункта 9 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86 и 98).

Впоследствии эти суммы отражайте в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной на НМА амортизации. То есть ежемесячно делайте проводку:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов средства финансирования в части, относящейся к начисленной амортизации.

Такой порядок следует из положений пункта 8, абзаца 2 пункта 9 и пункта 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86, 91-1, 98-2).

Размер помощи, которую надо отнести на прочие доходы, рассчитайте по формуле:

Размер госпомощи, относящейся на прочие доходы = Средства, полученные от заказчика на финансирование НИОКР : Первоначальная стоимость НМА х Начисленная амортизация (за месяц)

Как учесть при расчете налога на прибыль
В налоговом учете стоимость НМА, полученных организацией при выполнении НИОКР, определите как сумму фактических расходов на их создание (п. 3 ст. 257 НК РФ). Начиная со следующего месяца после ввода в эксплуатацию НМА начните начислять амортизацию исходя из срока его полезного использования. Этот срок зачастую определяют равным сроком, на который предоставлен патент на исключительные права. Подробнее об этом см. Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете.

Полученные на финансирование НИОКР средства включайте в доходы пропорционально начисленной амортизации по НМА. Это следует из абзаца 3 пункта 4.1 статьи 271, абзаца 3 пункта 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.


Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка