Уставный капитал представляет собой стартовую базу для начала деятельности фирмы. А деньги, переданные учредителями в качестве вклада в уставный капитал, автоматически становятся собственностью общества (п. 3 ст. 213 ГК РФ). Поэтому расходуйте данные вклады на любые хозяйственные нужды. Каких-либо ограничений на тот счет, как конкретно компания должна распоряжаться своим имуществом, полученным в счет оплаты уставного капитала, законом не установлено.
Как только участники погасили задолженность по вкладам в уставный капитал, у организации появился реальный актив — это деньги. Данные средства у вас в учете отражены по дебету счета 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет». Именно их Вы и будете расходовать на нужды предприятия. То есть списываться потраченные деньги будут со счета 50 (51).
При этом сумма уставного капитала, которую вы учли по кредиту счета 80 «Уставный капитал», никуда не денется, то есть не уменьшится. Сальдо по счету 80 всегда должно соответствовать сумме капитала, которую вы зафиксировали в учредительных документах (Инструкция к Плану счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н).
Пример отражения в бухучете Вы можете посмотреть в материале ответа.
Если же Вы получили финансовую помощь от учредителя, то деньги, полученные от участника, включите в состав прочих доходов. В учете сделайте запись:
Дебет 50 (51) Кредит 91-1 (отражено безвозмездное поступление денег от участника).
Если учредитель, который оказывает финансовую помощь, владеет более чем 50 процентами уставного капитала Вашей организации, то финансовую помощь в доходах не учитывайте.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Статья: Можно ли «потратить» уставный капитал
В.В. Зорева, эксперт журнала «Упрощенка»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Уставный капитал представляет собой стартовую базу для начала деятельности фирмы. А деньги или иное имущество, переданное учредителями в качестве вклада в уставный капитал, автоматически становятся собственностью общества (п. 3 ст. 213 ГК РФ). Поэтому расходуйте данные вклады на любые хозяйственные нужды. Каких-либо ограничений на тот счет, как конкретно компания должна распоряжаться своим имуществом, полученным в счет оплаты уставного капитала, законом не установлено.*
Заметьте, расходование средств уставного капитала не означает, что сумма самого капитала уменьшается. Уменьшить сумму капитала можно только путем внесения изменений в устав (п. 3 и 4 ст. 20 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ, далее — Закон № 14-ФЗ). И такое решение могут принять только участники на общем собрании (подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ). Рассмотрим, как использовать уставный капитал в разных ситуациях.
Ситуация № 1 Уставный капитал оплачен деньгами
Важное обстоятельство
Компания может спокойно тратить деньги или другое имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал. Специального разрешения учредителей фирмы для этого не нужно.*
Как только участники погасили задолженность по вкладам в уставный капитал, у фирмы появился реальный актив — это деньги. Данные средства у вас в учете отражены по дебету счета 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет». Именно их вы и будете расходовать на нужды предприятия. То есть списываться потраченные деньги будут со счета 50 (51).*
При этом сумма уставного капитала, которую вы учли по кредиту счета 80 «Уставный капитал», никуда не денется. Сальдо по счету 80 всегда должно соответствовать сумме капитала, которую вы зафиксировали в учредительных документах (Инструкция к Плану счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н).*
Обратите внимание
Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» всегда должно соответствовать сумме, которую вы зафиксировали в учредительных документах. Изменить размеру ставного капитала можно только путем внесения соответствующих изменений в устав.
Пример. Отражение в учете расходования денег, внесенных
в уставный капитал*
ООО «Вектор» зарегистрировано 1 сентября 2014 года. Учредитель в этот же день оплатил уставный капитал в размере 50 000 руб. Деньги были внесены на расчетный счет. 24 сентября общество получило товары на сумму 15 000 руб. и в тот же день перечислило за них деньги поставщику. А 30 сентября оплатило аренду помещения за сентябрь и октябрь в сумме 35 000 руб. В учете бухгалтер сделал такие проводки:
1 сентября
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80
— 50 000 руб. — отражена задолженность по вкладу в уставный капитал;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 75
— 50 000 руб. — получен вклад в уставный капитал на расчетный счет;
24 сентября
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
— 15 000 руб. — поступили товары от поставщика;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 15 000 руб. — оплачен товар поставщику;
30 сентября
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
— 35 000 руб. — начислена арендная плата;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
— 35 000 руб. — перечислена арендная плата;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 44
— 35 000 руб. — списаны расходы на аренду.
В бухгалтерском учете дальнейшее использование данного имущества учитывайте по обычным правилам. Например, вы можете передать материалы, полученные в оплату доли в уставном капитале, в производство. Или же продать товары, полученные прежде от учредителей. В таком случае отразите данные ценности по кредиту счетов учета 08 (10, 41...) в корреспонденции со счетами учета затрат 20 (25, 26, 44, 91). По основным средствам, переданным в эксплуатацию, в бухучете нужно начать начислять амортизацию. Отразите это следующим образом:
Памятка
В налоговом учете стоимость имущества, полученного в счет оплаты доли в уставном капитале, в расходах не списывайте. Поскольку такие ценности не были оплачены организацией, а поступили от учредителей бесплатно.
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— основное средство введено в эксплуатацию.
Далее последним днем месяца в течение всего срока полезного использования объекта делайте запись:
ДЕБЕТ 20 (25,26, 44) КРЕДИТ 02
— начислена амортизация.
При этом сам уставный капитал так и будет числиться на счете 80, его сумму уменьшать не нужно.
Если же имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, до конца года не израсходовано и не списано, оно будет отражено в балансе. Материалы или товары — по строке 1210 «Запасы». А остаточная стоимость основных средств — по строке 1150 «Основные средства».
ЖУРНАЛ «УПРОЩЕНКА», № 9, СЕНТЯБРЬ 2014
2.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение финансовой помощи от учредителя (участника, акционера)
Помощь деньгами
Если финансовая помощь от участника поступает в денежной форме, то порядок ведения бухучета зависит от периода, в котором она получена:
- в течение отчетного года – на любые цели;
- по окончании отчетного года – на покрытие убытка, сформированного на счет 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Деньги, полученные от участника в течение года, включите в состав прочих доходов. В учете сделайте запись:
Дебет 50 (51) Кредит 91-1
– отражено безвозмездное поступление денег от участника.*
Счет 98-2 «Безвозмездные поступления» при получении денег не используйте. Он предназначен для учета доходов от безвозмездного поступления только не денежных активов. Такой вывод позволяет сделать Инструкция к плану счетов.
Пример отражения в бухучете финансовой помощи, оказанной учредителем в денежной форме*
В марте текущего года учредитель ООО «Альфа» А.В. Львов оказал организации финансовую помощь в денежной форме. Назначение финансовой помощи – пополнение оборотных средств организации, сумма – 500 000 руб. Деньги поступили на расчетный счет организации 15 марта.
В бухучете «Альфы» сделана запись.
15 марта:
Дебет 51 Кредит 91-1
– 500 000 руб. – получена финансовая помощь от учредителя.
Когда финансовую помощь не учитывают при расчете налога на прибыль
В ряде случаев финансовую помощь в составе доходов при расчете налога на прибыль учитывать не нужно. Такие ситуации названы в таблице ниже.*
Вид поступившей помощи | Условия, при которых не придется отражать в налоговом учете доход | Ограничения | Основания |
Имущество, в том числе и деньги. Кроме имущественных и неимущественных прав* | Участник, учредитель или акционер, который оказывает финансовую помощь, владеет более чем 50 процентами уставного капитала организации-получателя | Имущество или его часть нельзя передавать третьим лицам в течение года. В противном случае его стоимость придется учесть в доходах. На деньги ограничение не распространяется | Пункт 2статьи 38,пункт 8статьи 250,подпункт 11пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ |
Организация – получатель финансовой помощи владеет более чем 50 процентами уставного капитала передающей организации. При этом на дату передачи имущества принимающая организация должна владеть этим вкладом на праве собственности | Если передающая сторона является иностранной компанией, включенной в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения, стоимость полученного от нее имущества нужно включить в доходы независимо от размера доли |
Если поступившая от участника, в том числе учредителя или акционера, финансовая помощь не увеличивает базу для расчета налога на прибыль, в бухучете возникает постоянная разница, с которой нужно рассчитать постоянный налоговый актив (п. 7 ПБУ 18/02).
Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России