Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проводить ли спецоценку, если переехали в другой офис

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 апреля 2016 2 просмотра

В компании раздельный учет,основанный на продаже товаров без НДС и с НДС. Исходя их этого берется не весь НДС по расходам отраженным на счете 44 (% от суммы проданной с НДС).Услуги лизинга отражаются в моем учете на счете 76,42 76,42,1; 19.04 76.42.1;68.02 19.04Вопрос: НДС по Услугам лизинга брать целиком или тоже часть?

Вы неверно отражаете услуги лизинга, так как лизинговый платеж учитывается в расходах на счете 44 или 26, а на счет 76 относится амортизации.

Подробнее ниже.

Если лизинговое имущество используется в обоих видах деятельности, то НДС с лизинговых платежей нужно распределять по пропорции.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как лизингополучателю отразить в бухучете и при налогообложении лизинговые платежи за пользование имуществом

Отражая лизинговые платежи, в бухучете руководствуйтесь:

Начисление лизингового платежа

В бухучете лизинговые платежи отражайте ежемесячно в составе расходов в корреспонденции со счетами расчетов (6076).

Если собираетесь использовать предмет лизинга в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), то платежи отражайте на счетах учета расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– начислен лизинговый платеж по имуществу, используемому организацией.

В остальных случаях отразите прочие расходы:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– начислен лизинговый платеж по имуществу, используемому организацией.

НДС

Входной НДС отражайте на счете 19:

Дебет 19 Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– учтен входной НДС по лизинговым услугам.

Получив счета-фактуры от лизингодателя, входной НДС можно принять к вычету, если, конечно, выполняются все прочие необходимые условия. Проводку сделайте такую:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– предъявлен к вычету входной НДС по лизинговым услугам.

Перечисление лизингового платежа

Перечислив деньги лизингодателю, сделайте запись в учете:

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга» Кредит 51
– оплачен лизинговый платеж.

Такой порядок следует из положений пунктов 571116 и 18 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 1920252644607691).

Расходы в бухучете признавайте в размере стоимости услуг каждого текущего месяца, установленного графиком лизинговых платежей. Причем независимо от того, перечислили вы платеж лизингодателю или еще нет. Это связано с тем, что затраты принимаются в бухучете в денежном выражении, равном величине их оплаты и (или) кредиторской задолженности перед лизингодателем. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором (п. 6 и 6.1 ПБУ 10/99).

<…>


Стороны могут договориться, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Тогда лизингополучатель должен начислять амортизацию по этому имуществу – начиная с месяца, следующего за тем, в котором имущество приняли к учету в составе основных средств, то есть на счете 01.

Такой порядок следует из положений пункта 21 ПБУ 6/01, пунктов 50 и 61 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Срок полезного использования лизингового имущества установите в общем порядке. При определении срока полезного использования учитывайте все факторы, предусмотренные пунктом 20 ПБУ 6/01. То есть:

  • ожидаемый срок использования в соответствии с производительностью и мощностью;
  • ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды;
  • нормативно-правовые и другие ограничения использования (например, срок аренды).

Если выкуп имущества договором лизинга не предусмотрен, срок амортизации можете определить исходя из продолжительности договора. Такой способ прямо предусмотрен пунктом 27 международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда», введенным в действие приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н. В нем указано, что актив должен быть полностью амортизирован на протяжении срока аренды, если он не переходит в собственность лизингополучателя. Следовательно, срок полезного использования можно установить равным сроку аренды.

Это следует из положений пунктов 4 и 20 ПБУ 6/01, пункта 7 ПБУ 1/2008, пункта 59 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и косвенно подтверждается письмами Минфина России от 6 декабря 2011 г. № 03-05-05-01/94 и от 11 ноября 2008 г. № 03-05-05-01/66.

Внимание: налоговая инспекция может доначислить налог на имущество, если организация амортизирует предмет лизинга меньше срока полезного использования, предусмотренного классификацией основных средств.

Несмотря на то, что данная классификация применяется для целей налогообложения прибыли, инспекторы и суды на практике нередко используют ее в качестве критерия обоснованности сроков полезного использования в бухучете. Устойчивой арбитражной практики по этому вопросу нет, но сам факт возникновения налоговых споров отражен в постановлениях ФАС ВВО от 3 июня 2010 г. № А29-9910/2009УО от 10 декабря 2007 г. № Ф09-10017/07-С3Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2010 г. № А12-12255/2010.

12.79474 (6,9)

Ситуация: как лизингополучателю отразить в бухучете платежи и амортизацию по лизинговому имуществу, которое учитывается на его балансе

В расходах нужно отражать только сумму лизинговых платежей. Отдельно учитывать в расходах еще и амортизацию по лизинговому имуществу не нужно. И вот почему.

Лизинговые платежи включают в себя:

  • доход лизингодателя,
  • возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением, передачей имущества лизингополучателю и других предусмотренных договором услуг.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 28 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.

Лизинговые платежи отвечают всем условиям признания расходов в бухучете, установленным впункте 16 ПБУ 10/99. Поэтому лизингополучатель может включить их в расходы.

А вот амортизационные отчисления можно признать в расходах, только если они возмещают стоимость основного средства (абз. 6 п. 5 ПБУ 10/99). Ведь амортизация – это способ погашения стоимости основных средств. И начислять ее должна та организация, на балансе которой это основное средство числится (п. 17 ПБУ 6/01). Но в данной ситуации это условие не выполняется.

Лизингополучатель не несет расходов по приобретению имущества, поскольку это расходы лизингодателя. Лизингополучатель лишь возмещает их лизингодателю в сумме лизинговых платежей. Следовательно, признавать амортизацию в расходах лизингополучатель не может. Поэтому амортизацию списывайте на уменьшение обязательств, отраженных при получении имущества в лизинг: на счете 76субсчет «Стоимость предмета лизинга».

Таким образом, отражать в бухучете начисление лизинговых платежей и амортизацию за текущий месяц можно следующими проводками:

Дебет 20 (25, 26, 44, 91-2…) Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– начислен лизинговый платеж за текущий месяц;

Дебет 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга» Кредит 02 субсчет «Амортизация по имуществу, полученному в лизинг»
– начислена амортизация за текущий месяц по имуществу, полученному в лизинг, в счет уменьшения задолженности лизингополучателя перед лизингодателем за полученное в лизинг имущество.

Эти правила основаны на нормах ПБУ 10/99 и 6/01. В нормативных актах можно встретить положения, согласно которым в расход нужно принимать сумму амортизации, а не лизинговых платежей (п. 9указаний, утвержденных приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15). Однако это напрямую противоречит вышеуказанным нормам ПБУ 10/99 и 6/01, которые утверждены позднее. Следовательно, применять нужно именно их (письмо Минфина России от 19 декабря 2006 г. № 07-05-06/302).

<…>

Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как принять к вычету входной НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в необлагаемых НДС операциях

<…>


Распределить входной НДС нужно в том налоговом периоде, в котором получено имущество (приняты работы, услуги), предназначенное для использования в облагаемых и необлагаемых операциях (письмо ФНС России от 24 октября 2007 г. № ШТ-6-03/820).

При распределении входного налога рассчитайте:

  • долю не облагаемых НДС операций в общем объеме операций организации;
  • сумму НДС, не принимаемую к вычету;
  • сумму НДС к вычету.

Долю не облагаемых НДС операций определяйте:

  • для распределения входного НДС по основным средствам и нематериальным активам, принятым к учету в первом или втором месяце квартала, по итогам первого или второго месяца квартала;
  • для распределения входного НДС по остальным видам имущества по итогам квартала, в котором это имущество было принято к учету.

Формула для расчета следующая:

– если в течение квартала компания не получала доходы от реализации ценных бумаг:

Доля операций, необлагаемыхНДС = Стоимость отгруженных за квартал (месяц) товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), реализация (выполнение, оказание, передача) которых освобождена от НДС (либо облагается ЕНВД)
Общая стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) за квартал (месяц)

При расчете доли операций, не облагаемых НДС:

  • учитывайте именно стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав). Особенности определения налоговой базы по отдельным операциям на расчет пропорции не влияют. Например, при передаче некоторых имущественных прав налоговой базой по НДС признается разница между их стоимостью и расходами на приобретение (п. 3 ст. 155 НК РФ). Тем не менее в расчет доли операций, не облагаемых НДС, нужно включать всю сумму дохода от реализации этих имущественных прав. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4414;
  • не учитывайте прочие доходы, не связанные с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав). Например, полученные дивиденды по акциям и долям в уставных капиталах, проценты по банковским вкладам, дисконты по векселям, неустойки и штрафы от контрагентов, суммы финансирования подразделений от головного отделения и другие подобные доходы. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июля 2015 г. № 03-07-11/39228от 19 июля 2012 г. № 03-07-08/188от 27 октября 2011 г. № 03-07-08/298от 17 марта 2010 г. № 03-07-11/64от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/339от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/295.

– если в течение квартала компания получала доходы от реализации ценных бумаг:

Доля операций, необлагаемых НДС = Стоимость отгруженных за квартал (месяц) товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), реализация (выполнение, оказание, передача) которых освобождена от НДС (либо облагается ЕНВД) + Доход от реализации ценных бумаг
Общая стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) за квартал (месяц) + Доход от реализации ценных бумаг
Доход от реализации ценных бумаг = Цена реализованных ценных бумаг Расходы на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг

В расчет пропорции включайте только доход от реализации ценных бумаг – если разница между ценой реализации и расходами положительна. Убыток от реализации ценных бумаг (если разница отрицательна) не учитывайте. Цену реализованных ценных бумаг и величину расходов на их приобретение и реализацию определяйте с учетом положений статьи 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 26 ноября 2014 г. № 03-07-11/60111).

Такой порядок предусмотрен пунктом 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Распределение входного налога при раздельном учете облагаемых и не облагаемых НДС операций можно отразить в справке-расчете, составленной в произвольной форме.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка