Предсказать исход налоговой проверки невозможно. Однако, если выполняются 4 основных условия, то сделать это будет гораздо сложнее::
1) Материалы могут быть однозначно использованы в ремонте офиса (т.е. не иметь явного предназначения для отделки жилых помещений) и их нельзя явно пересчитать. Например, напольное покрытие, двери, окна, плинтус и т.п.
2) Материалы должны быть заложены в смету на ремонт;
3) Истраченные материалы должны соответствовать видам работ, необходимых по дефектной ведомости;
4) На истраченные материалы оформлены требования-накладные.
В противном случае, претензии возможны.
Обоснование
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Все операции, связанные с ремонтом, надо оформлять первичными документами (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Причем задокументировать нужно не только перемещения имущества, но и его приемку после восстановительных работ. Кроме того, важно обосновать необходимость ремонта.*
Необходимость ремонта можно подтвердить актом о выявленных неисправностях и дефектах основного средства, дефектной ведомостью. Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные формы таких документов. Например, оформить дефекты подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов можно дефектной ведомостью, которая утверждена постановлением Минтранса России от 9 января 2004 г. № 2. Дефекты основных элементов трубопроводов тепловых электростанций отражают в ведомости дефектов трубопроводов (утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 18 июня 2003 г. № 94).
Если унифицированной формы документа, подтверждающего обнаруженные дефекты, нет, тогда можно разработать бланк самостоятельно. Например, акт о выявленных неисправностях (дефектах) объекта основных средств или дефектная ведомость. В акте указывают неисправности основного средства и предложения по их устранению.
А сколько экземпляров акта о выявленных неисправностях, дефектах основного средства или ведомости составлять? Все зависит от того, кому принадлежит имущество и кто будет делать ремонт:
- если будете ремонтировать собственное имущество хозспособом, то есть своими силами, то одного экземпляра «для себя» будет достаточно;
- когда же работы будут выполнять подрядчики, документ составьте по числу участников. Представители всех задействованных сторон должны подписать каждый экземпляр.
Если ремонтировать будете новое оборудование, дефекты которого выявлены при монтаже, то зафиксировать их нужно в акте о выявленных дефектах оборудования. Например, по форме № ОС-16. Поступать так нужно в отношении объектов, еще не принятых на учет в качестве основных средств.*
Передачу объекта в ремонт задокументируйте. Делать этого не придется, лишь когда основное средство ремонтируют на месте. Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Когда передаете основное средство в ремонт, в специальное подразделение организации, составьте накладную на внутреннее перемещение, например, по форме № ОС-2.
Если же ремонт выполняет сторонняя организация, с которой заключен договор подряда, то передачу объекта в ремонт оформляют, например, актом о приеме-передаче объекта в ремонт. Его можно составить в произвольной форме. Если подрядчик вдруг утратит или испортит основное средство, то подписанный акт позволит потребовать возмещения убытков. Если же акта не будет, то доказать передачу основного средства подрядчику будет сложно, как и потребовать компенсации. Это следует из статей 15, 702 и 714 Гражданского кодекса РФ.
Приемку отремонтированного объекта оформляют специальным актом. Например, по форме № ОС-3. Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом выполнен ремонт. Только в первом случае оформляют бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:
- члены приемной комиссии, созданной владельцем имущества;
- сотрудник, ответственный за ремонт основных средств или представитель подрядчика;
- сотрудник, ответственный за сохранность основного средства после ремонта.
После этого акт утверждает руководитель. Далее документ передают бухгалтеру.
Получив акт, сведения о проведенном ремонте отразите в инвентарной карточке учета основного средства или в инвентарной книге (предназначена для малых предприятий). Для этого можно воспользоваться типовыми формами № ОС-6, №ОС-6а или № ОС-6б. Об этом сказано в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
При приемке зданий, сооружений или помещения, после строительно-монтажных работ, нужно оформить дополнительные бумаги. А именно акт приемки по форме № КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3. Эти бланки утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.
К слову, если в процессе ремонта меняли детали, то потребуется оформить акт о замене запчастей основного средства. Типового бланка такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Главбух советует: чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в основных средствах можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.
Ситуация: нужно ли составлять акт о приеме-сдаче основного средства при ремонте хозспособом, например, по форме № ОС-3
Нет, не нужно, если основное средство при ремонте не передавали в другие подразделения.
Объясняется это тем, что составлять акты о приеме-сдаче надо только при перемещениях основного средства от заказчика к исполнителю и наоборот. Например, если объект был передан для ремонта подрядчику или в ремонтную службу организации.
Если же при ремонте местонахождение объекта не меняется, когда ремонт проводят прямо «на месте», то и приемки-передачи основного средства не происходит.
Ситуация: нужно ли в акте по форме № ОС-3 указывать стоимость материалов, использованных подрядчиком для ремонта основного средства. Организация передала подрядчику запчасти на осуществление ремонта
Нет, не нужно.
Форму № ОС-3 применяют для приема-сдачи основных средств из ремонта (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). В разделе 2 указывают договорную стоимость ремонта. А состав и стоимость запчастей на ремонт основных средств подрядчик должен указать в отчете об израсходованных материалах (ст. 713 ГК РФ).
Организация обязана вести учет основных средств по степени их использования:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- в ремонте и т. д.
Об этом сказано в пункте 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Учет основных средств по степени использования можно вести на счете 01. Так, при долгосрочном ремонте целесообразно учитывать основные средства на отдельном субсчете «Основные средства в ремонте». Такой подход согласуется с пунктом 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Дебет 01 субсчет «Основные средства в ремонте» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– передано в ремонт основное средство.
По окончании ремонтных работ сделайте проводку:
Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 субсчет «Основные средства в ремонте»
– принято из ремонта основное средство.
Передачу основного средства в краткосрочный ремонт на счетах бухучета можно не отражать. Вместо этого инвентарные карточки по таким основным средствам рекомендуется переставить в отдельную группу «Основные средства в ремонте». При поступлении основного средства из ремонта инвентарную карточку верните на прежнее место. Об этом сказано в пункте 68 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Затраты на ремонт основных средств относятся к текущим расходам организации (абз. 2 п. 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 13 ПБУ 10/99). За исключением затрат на ремонт объектов, первоначальная стоимость которых не сформирована. То есть которые не учтены на счете 01(03). В этом случае расходы на ремонт включите в первоначальную стоимость объекта, когда отразите его в составе основных средств (п. 8 ПБУ 6/01).
Если основное средство сломалось по вине сотрудника, расходы на ремонт можно удержать из его зарплаты.
Бухучет расходов на ремонт основных средств зависит от того, каким способом он выполнен – подрядным или хозяйственным (собственными силами).
Ремонт провели хозспособом
Расходы на проведение ремонта собственными силами состоят:
- из стоимости запасных частей и расходных материалов. Стоимость запчастей и материалов, которые приобрели для ремонта, учтите в составе МПЗ;
- из зарплаты сотрудников, выполнивших ремонт;
- из страховых взносов, начисленных с зарплаты сотрудников, и т. д.
Если в организации создана ремонтная служба, то расходы на проведение этих работ оформите проводкой:
Дебет 23 Кредит 10 (16, 69, 70...)
– отражены расходы на ремонт основного средства.
После того как основное средство будет полностью отремонтировано (т. е. будет подписан акт по форме № ОС-3), расходы, учтенные на счете 23, спишите на счета учета затрат в зависимости от того, для каких целей используется основное средство. Как правило, это счета, на которых отражается амортизация по отремонтированному основному средству:
Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 23
– списаны затраты на ремонт основного средства.
Если ремонтной службы в организации нет, то расходы на ремонт основного средства предварительно на счете 23 не учитывайте. По мере их возникновения делайте сразу же проводку:
Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10 (16, 69, 70...)
– учтены затраты на ремонт основного средства.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 23).
Пример отражения в бухучете расходов на ремонт основных средств, выполненный хозспособом. Ремонтной службы в организации нет
ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело собственными силами текущий ремонт холодильной камеры. Ремонтной службы в организации нет. Резерв на ремонт основных средств организация не создает. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально.
Перед проведением ремонта был составлен акт о выявленных неисправностях (дефектах) холодильной камеры. Согласно акту из строя вышел компрессор. Поскольку компрессор восстановлению не подлежит, его решили заменить.
Для этого в январе организация приобрела компрессор на сумму 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.) и передала его для выполнения ремонтных работ. Бухучет стоимости материалов организация ведет без применения счетов 15 и 16. В январе холодильная камера была отремонтирована. Бухгалтеру был передан акт о замене компрессора.
Расходы на оплату труда (зарплата и страховые взносы с нее) сотрудников, выполнивших ремонт, составили 2000 руб.
Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:
Дебет 10-5 Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – приобретен компрессор;
Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – учтен НДС со стоимости компрессора;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят НДС к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
– 3540 руб. – перечислены денежные средства за компрессор;
Дебет 44 Кредит 10-5
– 3000 руб. – списан компрессор, установленный при ремонте холодильной камеры;
Дебет 44 Кредит 70 (69)
– 2000 руб. – учтены расходы на оплату труда сотрудников, отремонтировавших холодильную камеру.
Ремонт выполнил подрядчик
Если ремонт выполняет подрядчик, то расходы на его вознаграждение отразите проводкой:
Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 60
– учтены затраты на ремонт основного средства, выполненный подрядным способом.
Такой порядок следует из пунктов 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99.
Пример отражения в бухучете расходов на ремонт основных средств, выполненный подрядчиком
ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело ремонт холодильной камеры с помощью подрядной организации ООО «Альфа». Стоимость работ составила 8260 руб. (в т. ч. НДС – 1260 руб.). Резерв на ремонт основных средств организация не создает. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально.
В апреле при получении акта по форме № ОС-3 бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:
Дебет 44 Кредит 60
– 7000 руб. (8260 руб. – 1260 руб.) – учтены затраты на ремонт холодильной камеры;
Дебет 19 Кредит 60
– 1260 руб. – учтен НДС со стоимости ремонтных работ;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1260 руб. – принят НДС к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
– 8260 руб. – перечислены «Альфе» денежные средства за ремонт холодильной камеры.