Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
22 апреля 2016 11 просмотров

Должна ли организация (ООО на ОСНО) начислять арендатору НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды в следующей ситуации: ООО 01.01.2016г. заключило договор с арендодателем - ИП на УСН на оказание услуг по аренде нежилого помещения. 20.01.2016г. ИП был снят с учета как физическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность. Задолженность за предоставленные услуги аренды с 01.01.2016 по 20.01.2016 ООО перечислило на карточку арендодателя в феврале 2016г. С одной стороны, ООО перечисляло задолженность за аренду ИП, но с другой стороны, ИП начислял налог УСН по кассовому методу. Получается, что когда ИП снимался с учета, у него не было обязательств по начислению и перечислению налога, в связи с применением УСН. Но тогда, как считать перечисленные ему средства в феврале – это, ведь была задолженность ООО перед ИП за период его коммерческой деятельности?

Организация не должна платить страховые взносы и удерживать НДФЛ.

Уплатить НДФЛ с полученного дохода и отчитаться по нему должен сам бывший предприниматель.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке

<…>

Дата получения дохода

Доходы включайте в расчет налоговой базы в том периоде, в котором они были оплачены. Это следует из пункта 1статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Так, датой получения дохода в зависимости от способа оплаты может являться день, когда:

  • деньги поступили на банковский (лицевой) счет или в кассу;
  • покупатель оплатил товары (работы, услуги) электронными деньгами (письмо Минфина России от 20 января 2014 г. № 03-11-11/1415);
  • получено имущество, работы или услуги в счет оплаты;
  • получено право требования;
  • оплатили вексель или его передали по индоссаменту третьему лицу (если в счет оплаты получен вексель);
  • подписали акт взаимозачета, если организация договорилась с контрагентом о погашении встречных обязательств зачетом (письмо Минфина России от 23 сентября 2013 г. № 03-11-06/2/39230).

<…>

Из статьи журнала «Бухгалтерия ИП», № 10, октябрь 2015

Исчезают ли долги предпринимателя после его ликвидации?

Бизнес индивидуального предпринимателя не всегда бывает выгодным. И может случиться так, что у коммерсанта растут не доходы, а долги. Накапливать их становится рискованно, ведь предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом. Но можно ли закрыть бизнес при наличии долгов? Или коммерсанту следует в обязательном порядке сначала их погасить? На эту тему мы решили поговорить с экспертом. Максим Егоркин, ведущий юрист Группы компаний «Налоговый щит»

Максим Егоркин,
ведущий юрист Группы компаний «Налоговый щит»

— Максим Николаевич, главный вопрос, который волнует предпринимателей, имеющих долги: можно ли ликвидировать свой бизнес, не погашая их?

— Да, можно. Закрытие индивидуальным предпринимателем своей деятельности или ликвидация бизнеса представляет собой государственную регистрацию прекращения физическим лицом своей деятельности в качестве ИП. Эта процедура никак не зависит от наличия или отсутствия у коммерсанта какой-либо задолженности.

— А от чего она зависит?

— Для ликвидации статуса ИП коммерсанту нужно подать налоговикам только три документа (п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №?129-ФЗ, далее — Закон №?129-ФЗ). Это соответствующее заявление, платежка об уплате госпошлины и документ, подтверждающий представление отчетности в ПФР. Причем последний документ представлять не обязательно. Налоговики и сами могут запросить его из территориального отделения ПФР путем межведомственного взаимодействия.

Наличие какой-либо задолженности не может препятствовать регистрации прекращения бизнеса предпринимателя.

Как видите, никаких документов, подтверждающих отсутствие долгов у ликвидирующегося ИП, в перечне нет. И сотрудники ИФНС требовать другие документы у коммерсанта не вправе (п. 4 ст. 9 Закона №?129-ФЗ). Кроме того, отказать в регистрации прекращения действия статуса ИП налоговики могут только в строго установленных случаях. Например, если не представлены необходимые документы либо у инспекторов есть сведения о том, что коммерсант не отчитывался в ПФР, и др. Полный перечень причин для отказа в ликвидации ИП приведен в пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. И наличия задолженности перед ИФНС, Пенсионным фондом РФ или контрагентами в этом перечне нет.

— Значит, при соблюдении всех формальностей процедуры налоговики зарегистрируют ликвидацию статуса ИП?

— Да. При этом физическое лицо не ликвидируется. Гражданин просто утрачивает право вести бизнес. А вот его долги, связанные с прошлой предпринимательской деятельностью, не аннулируются. На это указывают чиновники Минфина России в письме от 03.08.2010 № 03-02-07/2-124 и Минтруда России в письме от 14.11.2014 № 17-4/10/В-75-81. С ними согласны и судьи (см. определения ВАС РФ от 08.06.2009 №?7105/09 и от 17.02.2011 №?ВАС-7199/10).

Сообщать своим кредиторам о прекращении бизнеса коммерсант не обязан

— А обязан ли предприниматель сообщить своим контрагентам, перед которыми у него есть долги, что он решил ликвидировать свой бизнес?

— Такая обязанность есть у юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Но они отвечают по своим обязательствам (долгам) своим обособленным имуществом юрлица. Поэтому при ликвидации организации обязанность информировать кредиторов и логична, и необходима. Тогда они смогут предъявить свои требования и погасить их за счет имущества организации, а после завершения ликвидации это уже будет невозможно.

А вот индивидуальный предприниматель отвечает по своим долгам всем своим имуществом. В том числе и тем, которое в бизнесе не задействовано. Это прямо предусмотрено в статье 24 ГК РФ. Причем эта ответственность действует и после прекращения предпринимательской деятельности. Получается, что оповестить кредиторов о ликвидации для бизнесмена тоже может быть логично в определенном смысле. Но законодательных норм, обязывающих это делать, нет.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка