1. Российская организация в данном случае является налоговым агентом по НДС.
Выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль Вы не должны.
2. Услугу российским клиентам агент должен выставить по ставке 18%.
3-4. НДС начисляйте на сумму выручки. Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов.
5. Агентское вознаграждение нужно выставить с налоговой ставкой НДС 18%, т.к. местом реализации услуг является территория РФ. Агентское вознаграждение укажите в отчете посредника. Форма отчета посредника может быть произвольной или установлена в договоре.
Обоснование
Из справочника
1.Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Аренда, фрахтование | ||
Аренда движимого имущества (кроме транспорта) | Арендатор осуществляет деятельность в России. То есть арендатором является российская организация, постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России, или гражданин, проживающий в России** (абз. 2и 7 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)* | Арендатором является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ,подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) |
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Признается ли организация налоговым агентом по НДС, если она является посредником при реализации в России услуг по поручению иностранной организации и участвует в расчетах
Да, признается.
Российские посредники, участвующие в расчетах, признаются налоговыми агентами по НДС, если они реализуют в России услуги по поручению иностранных организаций. Это следует из положений пункта 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Таким образом, со стоимости информационных услуг, которые были реализованы иностранной организацией через российского посредника, нужно удержать НДС и перечислить его в бюджет.*
3.МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 27.05.1994
Статья 7. Прибыль от коммерческой деятельности
1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую деятельность, как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному представительству.*
2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным предприятием, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или аналогичных условиях и действующим совершенно независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.
4. Если в Договаривающемся Государстве принято определять прибыль, относящуюся к постоянному представительству, на основе распределения общей прибыли предприятия его отдельным частям, никакие положения пункта 2 не будут препятствовать этому Договаривающемуся Государству определять прибыль, подлежащую обложению налогом, на основе такого принятого распределения. Принятый метод распределения, однако, будет таким, чтобы результат соответствовал принципам, содержащимся в настоящей статье.
5. На основании лишь закупки постоянным представительством товаров или изделий для предприятия постоянному представительству не зачисляется какая-либо прибыль.
6. Для целей пунктов 1-5 прибыль, относящаяся к постоянному представительству, будет определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.
7. Если прибыль включает виды дохода, о которых отдельно говорится в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.
8. В случае, если:a) предприятия одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства, илиb) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства, и в любом случае между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых отношениях имеются или введены условия, отличающиеся от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая была бы зачислена одному из предприятий, но не была зачислена из-за таких условий, может быть включена в прибыль такого предприятия и обложена налогом.
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС
Налоговая база
Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.
Налоговую базу определяйте с учетом НДС:
- при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
- при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).
Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):*
- при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).*
Налоговая ставка
Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).
Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:
- если налоговая база включает в себя НДС;
- при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС.
Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Если стоимость товаров (работ, услуг) в договоре установлена без НДС, налоговый агент должен перечислить налог в бюджет за счет собственных средств. При этом сумму налога определяйте в следующем порядке. Сначала налоговую базу (стоимость, указанную в договоре) увеличьте на сумму НДС по прямой ставке – 18 или 10 процентов. А потом исходя из увеличенной налоговой базы определите сумму НДС по расчетной ставке: 18/118 или 10/110 (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276).
Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Это правило распространяется на две категории налоговых агентов:
– на посредников, реализующих в России товары (работы, услуги) иностранных комитентов или принципалов (п. 5 ст. 161 НК РФ);
– на организации (предпринимателей), которые реализуют конфискованное и бесхозяйное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг, имущества) такие налоговые агенты обязаны предъявлять рассчитанные суммы НДС покупателям (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Пример расчета НДС при реализации товаров иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, по посредническому договору
ООО «Альфа» (комиссионер) реализует товары иностранной организации по договору комиссии. Иностранная организация (комитент) не состоит в России на налоговом учете. При реализации таких товаров в России НДС начисляется по ставке 18 процентов.
Согласованная с комитентом продажная стоимость товаров составляет 2 000 000 руб. (без учета НДС). Комиссионное вознаграждение (с учетом НДС) составляет 10 процентов от продажной стоимости товара (с учетом НДС) и удерживается комиссионером из средств, поступивших от покупателей.
Сумма НДС, которую «Альфа» предъявляет покупателям, равна:
2 000 000 руб. х 18% = 360 000 руб.
Продажная цена товаров с учетом НДС составляет:
2 000 000 руб. + 360 000 руб. = 2 360 000 руб.
Все товары были реализованы и оплачены. В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:
Дебет 004
– 2 360 000 руб. – приняты к учету товары, полученные на комиссию;
Дебет 62 Кредит 76
– 2 360 000 руб. – отражена отгрузка товаров комитента;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 360 000 руб. – начислен НДС за иностранного комитента;
Кредит 004
– 2 360 000 руб. – списаны товары, реализованные по договору комиссии;
Дебет 76 Кредит 90-1
– 236 000 руб. (2 360 000 руб. х 10%) – отражена сумма вознаграждения по договору комиссии;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 36 000 руб. (236 000 руб. х 18/118) – начислен НДС с комиссионного вознаграждения;
Дебет 51 Кредит 62
– 2 360 000 руб. – поступила оплата за товары;
Дебет 76 Кредит 51
– 1 764 000 руб. (2 360 000 руб. – 360 000 руб. – 236 000 руб.) – перечислены денежные средства комитенту.*
Из справочника
5.Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Посреднические услуги |
Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории России. То есть посредником является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-08-05/8179, от 20 февраля 2013 г. № 03-07-08/4775, от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/224)* | Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории иностранного государства. То есть посредником является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2010 г. № 03-07-08/307, от 31 декабря 2009 г. № 03-07-08/280, от 16 июля 2009 г. № 03-07-08/154) |
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
6.Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении реализацию товаров (работ, услуг) заказчика
После реализации товаров (работ, услуг) в установленный договором срок посредник представляет заказчику:
– отчет посредника. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. 999 и1008 ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (ст. 974 ГК РФ). Форма отчета посредника может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии всех первичных документов, подтверждающих продажу товаров (работ, услуг) (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– оригиналы первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).*