Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н, признаются контролируемыми, если годовая сумма доходов свыше 60 млн руб.. Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой, отсутствуют. Сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и на них распространяются нормы пп.3 п.1 ст. 105.14 НК РФ.
Таким образом, надо показывать в уведомлении о контролируемых сделках компании, зарегистрированные в офшорных зонах и имеющих зарегистрированное представительство в России.
Обоснование
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформить и подать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках
Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.
Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ. Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348.
Как заполнить уведомление
Разъяснения по заполнению отдельных реквизитов уведомления приведены в письмах ФНС России от 6 июня 2014 г. № ЕД-3-13/1940, от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463, от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583, от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549, от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652, от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513, от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 иот 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ», округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» – код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860.
Если же уведомление заполняется на основании договоров об оказании услуг, то указывайте единицу измерения «штука» –код 796 по ОКЕИ, или «единица» – код 642 по ОКЕИ. Об этом говорится в письме ФНС России от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463.
Если код ОКТМО организации состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках поля «Код ОКАТО» проставьте нули (письмо ФНС России от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583).
В письме от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549 ФНС России поясняет, как отражать в уведомлении сведения:
– о доходах и расходах по договорам страхования и по агентским сделкам;
– о кодах ОКТМО и стран происхождения товаров;
– о порядковых номерах участников контролируемых сделок.
Кроме того, в письме говорится о представлении уведомлений при ликвидации организаций. Представители налоговой службы рекомендуют ликвидируемым организациям сдавать уведомления в инспекции по месту учета одновременно с Ликвидационным балансом. В уведомление нужно включить сведения о контролируемых сделках, совершенных в отчетном периоде. Независимо от того, закончился отчетный период или нет.
А в письме ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 рассмотрены особенности заполнения уведомлений в отношении:
- займов и других сделок, цена которых выражена в процентах;
- сделок с векселями и финансовыми инструментами;
- доходов (расходов), возникших помимо договорных отношений (при переоценке имущества, при создании резервов, в виде дивидендов и т. п.).
Внимание: несвоевременное представление уведомлений о контролируемых сделках, а также наличие в представленных уведомлениях недостоверных сведений влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.
Организация освобождается от налоговой ответственности за предоставление недостоверных сведений, если до того, как налоговая инспекция обнаружит это нарушение, организация сдаст уточненное уведомление с исправленными данными (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.
Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.
В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.
Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.
Уведомление включает в себя:
- титульный лист;
- раздел 1А – заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
- раздел 1Б – заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
- раздел 2 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
- раздел 3 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).
Например, уведомление о контролируемой внешнеэкономической сделке может быть оформлено следующим образом.
Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.
Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок. Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.
Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513.
Пример заполнения уведомления о контролируемой сделке
В 2015 году ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма "Гермес"» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 45 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации. В марте 2015 года сделка была совершена – право собственности перешло к «Гермесу».
«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок по продаже недвижимости у ООО «Альфа» в 2015 году не было.
Определив доход по сделке в марте 2015 года в размере 90 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение онтролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:
- стороны сделки взаимозависимы (ст. 105.3 НК РФ);
- дочерняя организация освобождена от уплаты налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 105.14и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- годовой доход по сделке превысил предельное значение в 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ип. 9 ст. 105.14 НК РФ).
Сведения о контролируемых сделках, совершенных в 2015 году, подаются в ФНС России не позднее 20 мая 2016 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В связи с этим бухгалтер составил уведомление о контролируемой сделке. При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.
Заполнение уведомления бухгалтер начал с титульного листа. В нем он указал ИНН, КПП и наименование организации, контактный телефон, код налогового органа, отчетный год – 2015, фамилию, коды ОКТМО и ОКВЭД, имя и отчество руководителя.
Далее он заполнил раздел 1А формы. В нем бухгалтер указал сведения о сделке – основания и особенности отнесения сделки к контролируемым, вид сделки, источники информации для определения цены договора и величины дохода, признанного в 2015 году.
После этого бухгалтер заполнил раздел 1Б уведомления. В нем он указал сведения о предмете сделки – его наименование, происхождение, площадь недвижимости, цену за 1 кв. м, номер договора, дату его заключения и дату признания дохода по сделке.
В заключение бухгалтер заполнил раздел 2 формы, указав в нем сведения о своей дочерней организации.
20 мая 2016 года руководитель «Альфы» подписал уведомление о контролируемой сделке, которое было представлено в налоговую инспекцию по местонахождению организации.
Из справочника
Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки | Совокупность критериев, при наличии которых сделка признаетсяконтролируемой1 | Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой | |
Условия сделки | Годовая сумма доходов по сделке2 | ||
Стороной сделки является иностранное лицо | |||
Сделки между взаимозависимыми лицами(п. 1 ст. 105.14 НК РФ)3 | Любые | Любая | Отсутствуют |
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Любые |
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-01-18/10-202 «Осуществление сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство»
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает. Согласно пункту 1 статьи 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса предусмотрено, что к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях Кодекса приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса (далее - Перечень).Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса под лицами в целях Кодекса понимаются, в том числе, организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 307 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается: доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 указанной статьи; доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов; другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству. По нашему мнению, в случае, если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, создается ситуация, когда местом регистрации или местом налогового резидентства конечных получателей доходов являются разные государства или территории. Таким образом, исходя из совокупности изложенных положений, сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и на них распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»