Если хвойные насаждения находятся в собственности предприятия и учтены в качестве основных средств, их продажа возможна.
Относительно рисков продажи, то если продажа насаждений не предполагает их выруб, то оснований для предъявления претензии экологов не усматривается. В данном случае риск негативных последствий наступает у покупателя, поскольку земельный участок, на котором расположены деревья, не оформлен на каком-либо праве. А это означает, что за самовольное использование земельного участка, покупатель деревьев может быть привлечен к ответственности по ст.7.1 КОАП РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист»
1.Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении сев, посадку и уход за растительными культурами и многолетними насаждениями
«Учет многолетних насаждений
Ситуация: как отразить в бухучете и при налогообложении многолетние насаждения. Организация применяет общую систему налогообложения
В бухучете многолетние насаждения учитывайте в составе основных средств (п. 5 ПБУ 6/01).
Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведется на счете 08 субсчет «Закладка и выращивание многолетних насаждений». Учет ведется по элементам и статьям затрат, которые установлены для растениеводства.
В основном учет ведется по следующим статьям затрат:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- оплата труда с отчислениями на социальные нужды;
- семена и посадочный материал;
- удобрения минеральные и органические;
- средства защиты многолетних насаждений;
- содержание основных средств (в т. ч. нефтепродукты, амортизация и ремонт основных средств);
- работы и услуги;
- организация производства и управления;
- прочие затраты.
Аналитический учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведется по видам и времени посадок, их местонахождению и присвоенным инвентарным номерам. Например, «Сад яблоневый № 2, закладка 2008 года».
Такой порядок учета многолетних насаждений регламентирован пунктами 162,163 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г. № 559.
Особенностью учета многолетних насаждений является то, что они не сразу достигают своего эксплуатационного возраста (периода, когда они могут давать плоды). Нормативные документы, регулирующие порядок учета многолетних насаждений, противоречивы.
1. Один порядок следует из положений пункта 164 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г. № 559. Согласно ему вложения в многолетние насаждения отражаются на счете 08-8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» только в пределах одного календарного года. По итогам года затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений на основании промежуточного акта приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма № 404-АПК) списываются со счета 08-8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» на счет 01-5 «Многолетние насаждения», где присоединяются к стоимости молодых насаждений, еще не принятых в эксплуатацию. При этом амортизация по молодым насаждениям не начисляется.
2. Другой порядок предусматривает, что вложения в многолетние насаждения отражаются на счете 08-8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» в течение всего срока выращивания насаждений вплоть до достижения ими эксплуатационного возраста. После достижения насаждениями эксплуатационного возраста они переводятся в состав основных средств. Такие рекомендации дает Минфин России в письмах от 14 августа 2006 г. № 03-06-01-02/33 (доведены до налоговых органов письмом ФНС России от 4 сентября 2006 г. № ШС-6-02/886), от 20 июля 2006 г. № 07-05-08/279.
В сложившейся ситуации организация вправе сама выбрать способ учета многолетних насаждений. Выбранный вариант учета многолетних насаждений закрепите в учетной политике.
На каждый вид и породу многолетних насаждений, принятых в эксплуатацию, откройте инвентарную карточку учета многолетних насаждений, в которой укажите:
- местоположение;
- площадь;
- схему посадки;
- количество деревьев и кустарников (шт.);
- возраст (год) посадки;
- дату и номер акта приемки;
- год сдачи в эксплуатацию;
- балансовую стоимость;
- другие необходимые показатели.
После того как многолетние насаждения будут введены в эксплуатацию, начните начислять амортизацию.
Пример отражения в бухучете ввода в эксплуатацию многолетних насаждений
В апреле 2013 года ООО «Альфа» приобрела сливовые деревья для закладки сливового сада.
В апреле 2015 года ввела в эксплуатацию сливовый сад. Его первоначальная стоимость (в сумме стоимости саженцев, затрат на закладку и выращивание сада), накопленная на счете 08-8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений», составила 3 500 000 руб.
В соответствии с учетной политикой срок полезного использования для целей бухучета составляет 12 лет, амортизация начисляется линейным методом.
Бухгалтер «Альфы» отразил ввод сада в эксплуатацию следующими проводками:
Дебет 01-5 «Многолетние насаждения» Кредит 08-8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений»
– 3 500 000 руб. – включен в состав основных средств сливовый сад, достигший эксплуатационного возраста.
Саду был присвоен инвентарный номер «Сад сливовый № 3, закладка 2012 года».
Начиная с мая 2015 года бухгалтер «Альфы» начисляет амортизацию. Эта операция отражается в бухучете проводкой:
Дебет 20-1 «Растениеводство» Кредит 02
– 24 306 руб. (3 500 000 руб. : 12 лет : 12 мес.) – начислена амортизация сада за текущий месяц.
Затраты по уходу за многолетними насаждениями, находящимися в эксплуатации, в их стоимость не включайте. Учитывайте их в составе текущих расходов. К таким затратам могут быть отнесены зарплата сотрудников, расходы на полив, удобрения, амортизация сельскохозяйственной техники, расходы на оплату услуг сторонних организаций.
В зависимости от вида расходов сделайте проводку:
Дебет 20-1 Кредит 02 (10-2, 10-4, 10-11, 70, 76)
– списаны текущие расходы по уходу за многолетними насаждениями.
В налоговом учете многолетние насаждения учитывайте в составе амортизируемого имущества. Примите их к учету по первоначальной стоимости (п. 9 ст. 258 НК РФ). Со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию начните начислять амортизацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Стоимость многолетних насаждений, учтенных в составе основных средств до 1 января 2013 года, облагается налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Многолетние насаждения, учтенные в составе основных средств после 1 января 2013 года, подпадают под льготу по этому налогу (п. 25 ст. 381 НК РФ). Правда, если эти насаждения получены в результате реорганизации, ликвидации или от взаимозависимых лиц, то использовать эту льготу нельзя.
Ситуация: как списать с баланса многолетние насаждения, которые учтены группами. Часть растений в группе погибла
Списывать насаждения по отдельности не нужно. Спишите группу целиком, если истек период их биологического плодоношения или погибло свыше 70 процентов насаждений. Если ни одно из условий не выполнено, группу насаждений не списывайте.
Для простоты учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведут по видам и времени посадок, их местонахождению и присвоенным инвентарным номерам. Объектом основных средств могут быть, например: «Сад яблоневый № 2, закладка 2008 года», «Магнолии. Участок № 1, посадка 2015». То есть учет многолетних насаждений можно вести группами.
При групповом учете списывать с баланса объект основных средств нужно целиком, а не каждое насаждение из группы по отдельности. Делайте это, когда группа утратит производственное значение. А именно либо истек период биологического плодоношения, либо нецелесообразна дальнейшая эксплуатация из-за изреженности в группе свыше 70 процентов.
Чтобы списать многолетние насаждения, составьте акт по форме № 405-АПК, утвержденной приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750. В бухучете сделайте записи:
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).
Такой порядок следует из положений пунктов 168, 169 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г. № 559, пояснений, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750, Инструкции к плану счетов (счет 01, 02, 91).*
УСН
Организации, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить в состав материальных расходов затраты на приобретение семян и посадочного материала, а также другие расходы, не признаваемые амортизируемым имуществом (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
О том, как учитывать многолетние насаждения при расчете единого налога, см. Как учесть поступление основных средств и нематериальных активов при упрощенке.
ЕСХН
Порядок определения и признания расходов в целях расчета ЕСХН регулируется статьей 346.5 Налогового кодекса РФ. В пункте 2 этой статьи перечислены расходы, которые уменьшают доходы, полученные организацией. В частности, это материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений, а также расходы на оплату труда.
По общему правилу для целей применения ЕСХН расходами налогоплательщика считаются затраты после их фактической оплаты (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Значит, расходы на приобретение семян, посадочного материала, горюче-смазочных материалов, на оплату труда и т. д., осуществленные организацией в текущем году, учитываются при расчете налоговой базы по ЕСХН в том отчетном (налоговом) периоде, когда они были фактически оплачены. Это правило не зависит от даты признания доходов от реализации урожая, для получения которого были произведены данные расходы».
2.Как оспорить штраф за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ)
«За самовольное занятие земельного участка установлена ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку штраф для организации и предпринимателя с 20 марта 2015 года может составить значительную сумму, а именно 200 тыс. руб.
При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, вынесенное уполномоченным органом. Например, когда:
- административный орган не смог доказать нарушение закона;
- суд установил отсутствие события правонарушения;
- административный орган не смог доказать вину (отсутствует субъективная сторона);
- административный орган неправильно квалифицировал правонарушение;
- лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом.
При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении или истек срок давности привлечения к ответственности.
Кроме того, суд может признать нарушение малозначительным.
Какие меры ответственности и за какие действия грозят по статье 7.1 КоАП РФ
За самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, предусмотрен штраф. Он исчисляется в зависимости от того, определена ли кадастровая стоимость участка или нет. См. о том, как узнать кадастровую стоимость.
1. Если кадастровая стоимость определена, то штраф составляет:
- гражданину – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 5 тыс. руб.;
- должностному лицу – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 20 тыс. руб.;
- индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 100 тыс. руб.
2. Если кадастровая стоимость не определена, то штраф составляет:
- гражданину – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
- должностному лицу – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
- индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Такая ответственность установлена в статье 7.1 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и юридические лица (прим. № 1 к ст. 7.1 КоАП РФ).
Штраф при самовольном захвате участка рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости участка пропорционально площади самовольно занятой части участка (прим. № 2 к ст. 7.1 КоАП РФ).
Самовольность означает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Какие лица будут субъектами ответственности по статье 7.1 КоАП РФ
1. Лицо, которое использует участок самовольно.
2. Лицо, не имеющее прав на участок.
Какими правами на земельный участок должно обладать лицо, чтобы избежать ответственности по статье 7.1. КоАП РФ
Любыми правами, которые легализуют пользование участком. Среди самых распространенных прав можно выделить:
1) право собственности. Оно подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 93 Лесного кодекса РФ),
2) право аренды. Оно подтверждается договорами: аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ),
3) право, разрешающее определенную деятельность на участке. Оно подтверждается, например:
- разрешением на установку рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»),
- разрешением на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Внимание! Есть риск, что собственник земельного участка на основании материалов административного дела обратится с исковыми требованиями к лицу, привлеченному к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ*
Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, поскольку есть риск, что собственник земельного участка, ссылаясь на факты, подтвержденные материалами дела, обратится в суд со следующими требованиями:
- об освобождении земельного участка (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2014 г. по делу № А27-964/2013);
- о сносе самовольной постройки (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2014 г. № Ф09-4886/2014 по делу № А47-10973/2013);
- о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2014 г. по делу № А56-76866/2013).
Кроме того, указанные выше требования владелец земельного участка может объединить в одном иске (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2014 г. № 08АП-3947/2014 по делу № А46-15408/2013).*
Совет
Юридическому лицу и предпринимателю стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение по статье 7.1 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 100 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.
Дело в том, что Конституционный cуд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которого установлен в сумме более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:
- характер и последствия нарушения;
- степень вины привлекаемого к ответственности лица, его имущественное и финансовое положение;
- иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства.
Исходя из этого вывода, Конституционный cуд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный размер штрафа в размере от 100 тыс. руб.
Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по статье 7.1 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного cуда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф до суммы менее чем 100 тыс. руб. См. аналогичный пример по другому составу, когда суд снизил штраф: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 г. № 17АП-18254/2014-АК по делу № А50-22496/2014.
Кто рассматривает дела о нарушениях по статье 7.1 КоАП РФ
Дела рассматривают органы, осуществляющие государственный земельный надзор (ч. 1 ст. 23.21 КоАП РФ), в лице:
- Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Их полномочия закреплены в следующих актах и нормах:
- Положение о государственном земельном надзор, утв. постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1;
- пункте 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв.постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457);
- пункте 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400);
- пункте 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327).
Постановление о привлечении организации или предпринимателя к ответственности можно обжаловать в арбитражном суде в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). См. подробнее Как обжаловать в арбитражном суде постановление административного органа о привлечении к ответственности.
Постановление о привлечении должностного лица к ответственности можно обжаловать в суде общей юрисдикции в порядке, установленном в главе 30 КоАП РФ. См. подробнее Как обжаловать в суде общей юрисдикции постановление административного органа о привлечении к ответственности.
Внимание! Есть риск, что арбитражный суд прекратит производство по делу в связи с тем, что обжалование постановления о привлечении к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ ему не подведомственно
Дело в том, что жалобы юридических лиц и предпринимателей на постановление подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если указанные лица привлечены к ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).
Например, когда объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии), которые направлены на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере:
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- охраны окружающей среды и природопользования;
- безопасности дорожного движения, пожарной безопасности;
- законодательства о труде и охране труда.
Такие примеры приведены в абзаце 2 пункта 33 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – постановление № 5).
Объективная сторона правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ связана с нарушением закона в области охраны собственности, поэтому арбитражный суд, рассматривающий соответствующую жалобу юридического лица или предпринимателя, может прекратить дело в связи с неподведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Так, по одному из дел суд указал, что самовольное занятие участка само по себе не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2014 г. по делу № А05-12024/2014).
Подробнее об этом см. Каким судам подведомственны споры по делам об административных правонарушениях: позиция Верховного суда РФ.
Административный орган не смог доказать нарушение закона
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ). Если у административного органа таких доказательств нет, то суд отменит постановление.
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении предпринимателя к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку посчитал недоказанным факт правонарушения
Прокуратура провела обследование здания, принадлежавшее предпринимателю. По итогам обследования она установила, что здание расположено на самовольно занятой части земельного участка. В связи с этим Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области (далее – Управление) вынесло постановление о привлечении предпринимателя к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 1 тыс. руб.
Предприниматель с Постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд удовлетворил заявление предпринимателя и отменил Постановление, поскольку посчитал, что Управление не доказало факт правонарушения. Управление обосновывало самовольное занятие части участка на основании следующих документов:
- акта обследования;
- обмера площади участка;
- топографического плана.
Суд указал, что ни из акта обследования, ни из показаний начальника отдела по вопросам землеустройства К. не следовало, что производился обмер участка. В акте обследования прокуратура указала на визуальный осмотр здания и прилегающей к нему территории. Из этого акта нельзя было сделать вывод о том, применялись ли средства измерения, с помощью которых производился обмер. К нему имелось приложение об обмере площади участка, вычисленной картографическим методом на основании топографической съемки. Датой такой съемки являлся 2012 год, тогда как Постановление Управление вынесло в конце 2013 года.
Из копии топографического плана невозможно было идентифицировать расположенные на нем объекты. В нем отсутствовали указания на кадастровый округ, квартал, отображенный на плане, сведения, на основании каких данных нанесены объекты. Кроме того, он не содержал указание на стороны света, и был изготовлен в отношении объекта, расположенного по адресу, отличному от адреса спорного земельного участка. Суд учел также заключение специалиста, согласно которому здание предпринимателя не занимало спорный земельный участок (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2014 г. по делу № А67-5685/2013).
Примеры случаев, когда суд может посчитать недоказанным факт правонарушения по статье 7.1КоАП РФ
Пример 1. Административный орган не доказал, что лицо, привлеченное к ответственности, занимает спорные земельные участки (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2012 г. по делу № А67-4399/2012).
Пример 2. Административный орган самостоятельно определил границы земельного участка, зафиксировав его схематическим чертежом, на котором даже не был обозначен участок земли, якобы самовольно занятый лицом, привлеченным к ответственности (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2013 г. № 15АП-6176/2013 по делу № А32-20566/2012, определением ВАС РФ от 31 июля 2013 г. № ВАС-10410/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Пример 3. Административный орган указал в акте проверки лишь общую информацию об использовании лицом, привлеченным к ответственности, земельных участков без необходимых документов. При этом в акте проверки нет сведений о конкретных земельных участках и целях их использования (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2013 г. № 18АП-11040/2013 по делу № А47-4655/2013).
Пример 4. Административный орган лишь представил доказательства нахождения на огороженной территории автотранспортных средств работников лица, привлеченного к ответственности. Фактическое же использование земельного участка им самим административный орган не подтвердил (не представил доказательства того, что лицо, привлеченное к ответственности, оградило территорию, либо использовало ее в своей хозяйственной деятельности) (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2013 г. № 18АП-3944/2013 по делу № А07-23348/2012).
Пример 5. Административный орган не представил: документы, подтверждающие замеры земельных участков; фототаблицы; результаты спутниковых геодезических замеров. В материалах дела отсутствовали: сведения о должностных лиц, проводивших замеры; средства измерения; показания специальных технических средств, которые были использованы при проверке. В акте проверки отражено, что должностные лица административного органа при ее проведении не находились на территории земельного участка. Чертеж границ не был подписан и не был утвержден (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2012 г. по делу № А41-9529/11).
Суд установил отсутствие события правонарушения
Если суд установит, что событие правонарушения объективно отсутствовало, вне зависимости от доказательств, представленных административным органом, он не привлечет лицо к ответственности. Например, в том случае, если суд выяснит, что лицо занимало земельный участок на законных основаниях.
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении предприятия к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку установил, что он находился в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома
Управление Росреестра в ходе проведения проверки в отношении муниципального унитарного предприятия (далее – Предприятие) установило, что оно самовольно заняло земельный участок под водопроводной насосной станцией. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Предприятия к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Предприятие с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд удовлетворил заявление Предприятия, поскольку установил, что водопроводная насосная станция принадлежала Предприятию на праве хозяйственного ведения, а спорный земельный участок под ней находился в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома (постановление ФАС Поволжского округа от 16 августа 2012 г. по делу № А57-10982/2011).
Примеры случаев, когда отсутствует событие правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ
Пример 1. Лицо, привлеченное к ответственности, заняло земельный участок с разрешения застройщика микрорайона. Стороны заключили соглашение, согласно которому лицо может установить передвижной вагончик на территории земельного участка (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 г. по делу № А79-7621/2011).
Пример 2. Лицо, привлеченное к ответственности, заняло земельный участок с согласия департамента дорожного хозяйства, который и должен был оформить правоустанавливающие документы (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2012 г. № 05АП-9782/2012 по делу № А51-18080/2012).
Пример 3. Лицо, привлеченное к ответственности, приобрело право постоянного бессрочного пользования земельным участком в результате приватизации имущественного комплекса предприятия (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2013 г. по делу № А41-35535/12).
Административный орган не смог доказать вину (отсутствует субъективная сторона)
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу о правонарушении, является виновность лица в его совершении (ст. 26.1 КоАП РФ).
Лицо признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но им не были приняты меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку посчитал недоказанной вину общества
Управление Росреестра (далее – Управление) провело в отношении ЗАО «М.» (далее – Общество) проверку, по итогам которой установило, что Общество без правоустанавливающих документов использует земельный участок под двухэтажным зданием и нежилым зданием (гаражами), принадлежащим Обществу. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Общество с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку Общество приняло все зависящие от него меры по приобретению участка: он был поставлен на кадастровый учет, а для нанесения координат объекта недвижимости на кадастровый план земельного участка было необходимо зарегистрировать право собственности на такой объект. Общество в судебном процессе по другому делу подтвердило это право на здание. Исходя из этих обстоятельств, суд посчитал, что Управление не доказало вину Общества во вмененном ему правонарушении (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2012 г. по делу № А41-7186/12).
Административный орган неправильно квалифицировал правонарушение
Если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления суд установит, что оно содержит неправильную квалификацию правонарушения, то в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ он принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Такие разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10).
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку административный орган неправильно квалифицировал правонарушение
Управление Росреестра (далее – Управление) провело проверку в отношении ОАО «Т.» (далее – Общество). По ее итогам Управление установило, что Общество самовольно заняло часть переулка для складирования строительных материалов. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Общество с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку Управление неправильно квалифицировало правонарушение. Он исходил из того, что определяющим фактором для квалификации деяния по статье 7.1КоАП РФ является активное поведение лица, привлекаемого к ответственности, которое направлено на ограничение осуществления титульными владельцами земельного участка своих гражданских прав на него. Управление не представило доказательств того, что Общество разместило в переулке строительные материалы и мусорные контейнеры с целью занятия не принадлежащего ему земельного участка (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 г. по делу № А66-6052/2013).
Внимание! Подход к разрешению дела о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности в той ситуации, когда суд установил неправильную квалификацию правонарушения, у судов общей юрисдикции и арбитражных судов различен
1. Согласно позиции арбитражных судов, при неправильной квалификации правонарушения суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Такое правило установлено в пункте 9 постановления № 10.
2. Согласно позиции судов общей юрисдикции, при неправильной квалификации судья вправе переквалифицировать правонарушение на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, имеющую единый родовой объект посягательства. Иначе говоря, обе статьи (или их части) должны входить в одну главу КоАП РФ.
Причем суд может самостоятельно переквалифицировать правонарушение и в случае, если рассмотрение дела по правильной квалификации отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов. Однако необходимо одно условие: назначаемое наказание не должно ухудшить положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Этот же подход применяется и в отношении тех дел, в которых к ответственности привлекает суд по заявлению административного органа или прокурора.
Такие правила установлены в абзаце 2 и 3 пункта 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Особенно важен этот вопрос в свете прошедшей судебной реформы, упразднившей Высший арбитражный cуд РФ. Весьма вероятно, что арбитражные суды постепенно перейдут к применению в своей практике указанной позиции судов общей юрисдикции. В настоящее время такое применение (при оспаривании постановлений и заявлений о привлечении к ответственности) спорно, поскольку постановление № 10 не отменено.
Лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом
Субъект правонарушения – это один из элементов состава правонарушения наряду с его объектом, объективной и субъективной стороной. Если наличие какого-либо из элементов не установлено, то нет и правонарушения. Поэтому если лицо не являлось субъектом правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности.
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку установил, что общество не являлось субъектом правонарушения
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по области (далее – Управление) провело проверку в отношении ООО «Л.» (далее – Общество). По ее итогам Управление установило, что Общество использует земельный участок под магазином без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Общество с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд заявление Общества удовлетворил и отменил Постановление, поскольку Общество не являлось субъектом правонарушения. Суд мотивировал свое решение тем, что Общество арендовало магазин у собственника строения – Н.
Ни гражданин Н., ни Общество не обладали каким-либо правом на спорный земельный участок. Суд указал, что только собственник магазина, то есть Н., обладает исключительным и преимущественным правом на оформление прав на земельный участок под магазином. Арендатор (Общество) такое право не может реализовать (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2014 г. № 15АП-6144/2014 по делу № А53-1663/2014).
Административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении
Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
При нарушении установленной процедуры составления протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Есть безусловные основания и небезусловные основания для отмены постановления в связи с нарушением составления протокола. Среди безусловных оснований можно выделить ситуацию, когда административный орган не известил лицо, привлекаемое к ответственности, о времени и месте составления протокола. Такое существенное нарушение является безусловным основанием для отмены постановления.
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку установил, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола о правонарушении
Управление Росреестра (далее – Управление) провело проверку, в ходе которой установило, что ОАО «Т.» (далее – Общество) использует земельный участок после истечения срока действия договора аренды без правоустанавливающих документов. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Общество с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд заявление Общества удовлетворил, поскольку установил существенное нарушение порядка привлечения его к ответственности: извещение о времени и месте составления протокола о правонарушении в адрес Общества ни одним из возможных способов не направлялось (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2013 г. по делу № А79-3063/2013).
Возможны и иные ситуации, когда административный орган нарушает существенные и иные правила составления протокола о правонарушении.
Истек срок давности привлечения к ответственности
Постановление по делу о правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к ответственности (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов, поскольку установил истечение срока давности привлечения общества к ответственности
По результатам проведенной проверки в отношении ОАО «Т.» (далее – Общество) прокуратура установила, что Общество осуществляло на земельном участке добычу углеводородного сырья без оформленных правоустанавливающих документов на землю. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Общество с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку Управление пропустило двухмесячный срок давности привлечения Общества к ответственности: днем обнаружения правонарушения являлось 17 августа 2012 года, а Постановление было вынесено 24 октября 2012 года (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2013 г. по делу № А55-31212/2012).
Суд признал нарушение малозначительным
Основанием для освобождения от ответственности может служить ссылка на малозначительность правонарушения. Такую возможность предоставляет статья 2.9 КоАП РФ. Иначе говоря, даже при наличии состава правонарушения у организации или предпринимателя есть возможность освободиться от ответственности в силу малозначительности.
Признаком малозначительности является отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления № 10).
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за самовольное занятие земельного участка, поскольку посчитал совершенное обществом правонарушение малозначительным
Управление Росреестра (далее – Управление) провело проверку в отношении ЗАО «Э.» (далее – Общество), по итогам которой выявило, что Общество использовало земельный участок без правоустанавливающих документов под принадлежащей ему 19/100 доли в праве общей долевой собственности на материальный склад. В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, которая предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 10 тыс. руб.
Общество с Постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд удовлетворил заявление Общества, посчитав нарушение малозначительным. Общество принимало меры к установлению местонахождения иных участников долевой собственности на объект недвижимости, расположенный на неоформленном земельном участке. Оно собиралось договориться с ними о совместном обращении в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на совместный земельный участок на основании договора со множественностью лиц. Однако эти меры положительного результата не дали. Исходя из этого, суд сделал вывод, что в бездействии Общества не усматривалось пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2012 г. по делу № А11-11444/2011).
При этом такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не свидетельствуют о малозначительности правонарушения. Такие обстоятельства только учитываются при назначении наказания (п. 18 постановления № 10). Также суд учитывает смягчающие обстоятельства такие как раскаяние, совершение правонарушения впервые».