В бухучете субсидию отразите следующим образом. В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшиеся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль средства полученной субсидии признавайте в доходах в сумме, равной отраженной в расходах начисленной амортизации.
При расчете налога на прибыль сумму полученной субсидии признавайте в доходах в порядке, аналогичном для целей бухучета. То есть единовременно в доходы включите часть суммы субсидии пропорционально уже начисленной амортизации. А оставшуюся сумму субсидии включайте в доходы по мере начисления амортизации. В декларации по налогу на прибыль такой доход будет включаться в строку 100 приложения 1 к листу 02.
Если субсидия из Федерального бюджета, то: Если субсидия перечислена с учетом налога, то входной НДС, принятый к вычету, восстановите. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно. В декларации НДС восстановленную сумму отразите по строке 090 раздела 3, также эта сумма будет включаться в строку 080 раздела 3.
Если государство возместит затраты без НДС, то предъявленный поставщиками налог восстанавливать не нужно.
Если субсидия получены из регионального или местного бюджета, восстанавливать НДС не нужно.
Обоснование
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
ОСНО: налог на прибыль*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.
Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием
Да, нужно.*
Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
- бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.
Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.
Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:
- компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
- на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.
Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.
Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).
Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:
Назначение субсидии | Порядок признания доходов* | |
Финансирование расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии. Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии. При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции |
|
Компенсация ранее произведенных расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации. Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений |
|
Компенсация недополученных доходов | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств |
Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется
В бухучете субсидию отразите следующим образом. В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшееся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль средства полученной субсидии признавайте в доходах в сумме, равной отраженной в расходах начисленной амортизации.*
Итак, по программе поддержки малого бизнеса организации могут получить финансовую помощь, например субсидию. Ее можно получить и в качестве возмещения расходов на приобретенное ранее основное средство. Использовать субсидию можно только на указанные цели. Это установлено положениями статей 14–17 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
Отражать субсидию в бухучете нужно в зависимости от того, есть ли уверенность в том, что все необходимые условия будут выполнены. Так как возмещаемые затраты уже были произведены, то условия предоставления средств уже исполнены. Поэтому в бухучете субсидию отразите как возникновение задолженности бюджета перед организацией:
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счет 86).
Отражать субсидию в прочих доходах нужно с учетом ее связи с расходами. Для этого необходимо определить, в какой пропорции полученная субсидия относится к затратам, связанным с приобретением основного средства. Дело в том, что субсидия может полностью покрывать издержки организации, а может только частично. Кроме того, часть расходов уже может быть учтена при начислении амортизации в прошедших периодах, и это также повлияет на момент признания доходов. Поэтому в части, в которой субсидия относится к уже начисленной амортизации, ее необходимо отразить в прочих доходах единовременно. Размер такого дохода определите по формуле:
Единовременный доход в виде субсидии | = | Сумма субсидии | : | Первоначальная стоимость ОС | х | Начисленная ранее амортизация |
Использование бюджетных средств в части, которая относится к ранее уже учтенным расходам, отражайте следующим образом:
Дебет 86 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.
Часть субсидии, которая относится к еще не начисленной амортизации, отразите в составе доходов будущих периодов. Впоследствии эти суммы необходимо признавать в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной амортизации. Размер, в котором необходимо будет отражать прочие доходы, можно определить двумя способами. Либо воспользовавшись формулой, указанной выше, и подставив в нее данные о начислении амортизации в текущем периоде. Либо используя данные остатков по счетам учета доходов будущих периодов и основных средств – по формуле:
Доход в виде субсидии в периоде начисления амортизации | = | Остаток суммы субсидии, учтенной в составе доходов будущих периодов | : | Остаточная стоимость ОС | х | Начисленная за период амортизация |
При этом сделайте следующие записи:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.
В дальнейшем одновременно с начислением амортизации пропорционально ее размеру отразите прочие доходы:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.
Это следует из положений пункта 8, абзаца 2 пункта 9 и пункта 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86, 91-1, 98-2).
Когда субсидия поступит на расчетный счет или в кассу, отразите уменьшение задолженности (бюджета) следующей проводкой:
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Такой порядок следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76).
При расчете налога на прибыль сумму полученной субсидии признавайте в доходах в порядке, аналогичном для целей бухучета. То есть единовременно в доходы включите часть суммы субсидии пропорционально уже начисленной амортизации. А оставшуюся сумму субсидии включайте в доходы по мере начисления амортизации. Это следует из абзаца 5 пункта 4.1 статьи 271, абзаца 5 пункта 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.*
Пример отражения в бухучете и при налогообложении финансирования за счет бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с приобретением основного средства после его ввода в эксплуатацию и начала начисления амортизации*
ООО «Альфа» 20 января приобрело объект основных средств у организации, применяющей упрощенку. Стоимость основного средства – 1 000 000 руб. (без НДС), затраты, связанные с приобретением объекта, – 200 000 руб. «Альфа» применяет общий режим налогообложения и определяет доходы и расходы методом начисления.
27 января объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования основного средства – пять лет (60 мес.).
Эти операции бухгалтер «Альфы» отразил в учете так.
Дебет 08 Кредит 60
– 1 000 000 руб. – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 08 Кредит 76
– 200 000 руб. – отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– 1 200 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.
С февраля бухгалтер начал начислять амортизацию. В «Альфе» амортизация начисляется линейно.
Месячная норма амортизации:
– 1,6667% (1 : 60 мес. х 100).
Месячная сумма амортизации:
– 20 000 руб. (1 200 000 руб. х 1,6667%).
Начисление амортизации за февраль и в последующих месяцах бухгалтер отразил так:
Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – отражено начисление амортизации линейным способом.
В июне «Альфа» получила субсидию из бюджетных средств на покрытие части расходов, связанных с приобретением основного средства, в размере 900 000 руб. Бухгалтер сделал следующие проводки:
Дебет 76 Кредит 86
– 900 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
К этому моменту бухгалтер «Альфы» уже пять месяцев (с февраля по июнь) начислял амортизацию:
– 100 000 руб. (20 000 руб. х 5 мес.).
В доходах единовременно отражена часть субсидии в части, относящейся к уже учтенным расходам:
Дебет 86 Кредит 91-1
– 75 000 руб. (900 000 руб. :1 200 000 руб. х 100 000 руб.) – учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.
Остальную часть бюджетных средств бухгалтер учел в качестве доходов будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98-2
– 825 000 руб. (900 000 руб. – 75 000 руб.) – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.
В июне же вся сумма была получена на расчетный счет «Альфы»:
Дебет 51 Кредит 76
– 900 000 руб. – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.
В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел единовременно в доходах 75 000 руб. Эту сумму он определил как часть субсидии, рассчитанная пропорционально начисленной на дату получения субсидии амортизации (900 000 руб. : 1 200 000 руб. х 100 000 руб.) в соответствии с абзацем 5 пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
Начиная с июля бухгалтер отражал использование целевых средств пропорционально начисленной амортизации.
В июле бухгалтер сделал следующую запись:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (825 000 руб. : 1 100 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.
В августе:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (810 000 руб. : 1 080 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.
В сентябре:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (795 000 руб. : 1 060 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.
И так далее до полного списания стоимости основного средства.
Такие же суммы бухгалтер признавал в доходах при расчете налога на прибыль (абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
ОСНО: НДС
Организация может получить субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат c учетом или без учета НДС. Это следует учитывать при оплате товаров (работ, услуг) за счет бюджета.*
Если субсидия перечислена с учетом налога, то входной НДС, принятый к вычету, восстановите. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно.
Если государство возместит затраты без НДС, то предъявленный поставщиками налог восстанавливать не нужно.*
Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Подробнее об этом см.: Как восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету.
Ситуация: можно ли принять к вычету НДС со стоимости имущества (работ, услуг), купленного за счет бюджетных средств. Источником госпомощи является региональный или местный бюджет
Да, можно.*
Статья 171 Налогового кодекса РФ не ставит в зависимость право на вычет входного НДС от источника финансирования расходов на приобретение имущества (работ, услуг). Организация может принять к вычету предъявленную сумму НДС, если все необходимые условия для этого соблюдены. В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств регионального или местного бюджета организация вправе воспользоваться вычетом НДС в общеустановленном порядке.
Минфин России подтверждает правомерность такой позиции (письма от 9 февраля 2012 г. № 03-07-11/32, от 10 декабря 2010 г. № 03-07-11/486, от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52 и от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800).
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль
Приложение 1 к листу 02
Перейдите к приложениям 1 и 2 к листу 02. Именно на основании этих приложений затем заполняются раздел 1 и лист 02.
В приложении 1 к листу 02 отражается выручка организации по данным налогового учета.*
Строки 100–107
Строки 101–107 предназначены для отражения внереализационных доходов. Подробнее см. С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль*
По строке 100 укажите общую сумму внереализационных доходов. У организации могли быть внереализационные доходы, не указанные по строкам 101–107. В этом случае показатель по строке 100 будет больше суммы показателей строк 101–107. Иначе он будет равен сумме строк 101–107.*
Журнал «Учет в сельском хозяйстве», № 9, сентябрь 2014
Субсидия отражается в доходах
Сельхозорганизация получила субсидию из бюджета на оплату поставок горючего. Нужно ли ее учитывать в целях налогообложения прибыли?
Да, нужно.
Закрытый перечень случаев, когда полученные бюджетные средства не облагаются налогом на прибыль, содержится в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 НК РФ. Субсидии, выделенные коммерческим организациям, здесь не названы. Поэтому они включаются в налогооблагаемый доход.
При определении базы по налогу на прибыль сумма субсидии включается во внереализационные доходы. Она учитывается при формировании показателя по строке 100 приложения № 1 к листу 02 налоговой декларации (п. 6.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174@).*
Из рекомендации Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как составить и сдать декларацию по НДС
В строке 080 отразите общую сумму, которая подлежит восстановлению. По строке 090 отразите сумму, которая подлежит восстановлению в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.* По строке 100 отразите сумму, которая подлежит восстановлению по операциям по ставке 0 процентов.