Обособленное подразделение нужно поставить на учет. Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует из пункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Вы можете ходатайствовать о снижении штрафа при наличии смягчающих обстоятельств.
Например, можно использовать аргумент о соразмерности наказания и нанесенного ущерба. Наказание назначается тогда, когда бюджету действия налогоплательщика нанесли ущерб. Поэтому, если ущерб незначителен или его совсем нет, смело просите уменьшить штраф. Незначительность может касаться и сроков. Например, декларация, которую вы подали на день позже назначенного времени, не является таким уж вопиющим нарушением. И платить штраф, как если бы вы опоздали на месяц, будет несправедливо. К счастью, чиновники и судьи с этим согласны (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2012 г. № А74-2935/2011).
Можно оспаривать штраф, если нарушение у компании впервые.
Ознакомьтесь с двумя статьями в Обосновании, возможно у вас другие смягчающие обстоятельства.
Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только за то, что она не представила в налоговую инспекцию, где уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Размер штрафа для организации составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а для ее руководителя – от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ). Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.
Обоснование
1. Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Подразделения, которых нет в уставе
Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует из пункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).
Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местожительству ее сотрудника, работающего на дому
Чтобы действовать безопасно, лучше обратитесь в налоговую инспекцию.
Правила требуют, чтобы организация вставала на учет по местонахождению ее обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Вопрос в том, является ли местожительство надомного сотрудника обособленным подразделением.
Обособленное подразделение – любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). А рабочим местом считается место, где сотрудник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).
Таким образом, местожительство сотрудника может быть признано обособленным подразделением организации. Но для признания его таковым нужно брать во внимание все факторы: условия договора между организацией и сотрудником, а также другие обстоятельства, связанные с ведением деятельности вне местонахождения организации (письма Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109 и от 16 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-346).
Чтобы избежать возможных споров, сдайте в инспекцию по своему местонахождению или по местожительству сотрудника договор, заключенный с сотрудником, и другие документы, на основании которых он выполняет свои функции дома. В итоге инспекция определит, должна ли организация вставать на учет по местожительству надомника.
Такой вывод следует из положений пункта 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца
Да, нужно.
Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82.
Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604.
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника
Да, нужно.
Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Поэтому, даже если в обособленном подразделении работает только один сотрудник, организация должна встать на учет по местонахождению подразделения.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550, УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.
Ситуация: нужно ли встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения рекламной акции. Сотрудники организации проводят рекламную акцию товара вне территории организации (например, в торговом центре)
Да, нужно, если в местах проведения рекламной акции (торговом центре) находятся стационарные рабочие места для сотрудников.
По общему правилу организация должна встать на налоговый учет по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным подразделением признается подразделение организации, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. То есть места, созданные на срок более одного месяца. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.
Рабочее место считается оборудованным, если для сотрудника созданы все условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. Кроме того, рабочее место должно находиться под прямым или косвенным контролем организации-работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Если в ходе рекламной акции названные выше условия не выполняются, то оснований для постановки на налоговый учет по месту ее проведения у организации нет. К такому выводу Минфин России пришел с учетом существующей арбитражной практики (письма от 3 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-493, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176, постановления ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. № КА-А40/817-09, от 30 июля 2004 г. № КА-А41/6389-04, Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2006 г. № Ф08-6161/2006, от 21 сентября 2006 г. № Ф08-4234/2006).
Если же сотрудникам предоставляются стационарные рабочие места на срок более одного месяца, возникает обособленное подразделение. В этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту проведения рекламной акции (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Ситуация: нужно ли вставать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ по договору строительного подряда
Да, нужно, если в местах проведения работ по договору строительного подряда находятся стационарные рабочие места для сотрудников.
По общему правилу организация должна встать на налоговый учет по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным подразделением признается то подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. То есть места, созданные на срок более одного месяца. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.
Рабочее место считается оборудованным, если для сотрудника созданы все условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. Кроме того, рабочее место должно находиться под прямым или косвенным контролем организации-работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Если в ходе работ по договору строительного подряда названные условия не выполняются, то оснований для постановки на налоговый учет по месту их проведения у организации нет.
Если же сотрудникам предоставляются стационарные рабочие места на срок более одного месяца, возникает обособленное подразделение. В этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту проведения работ по договору строительного подряда (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержит письмо Минфина России от 3 июля 2013 г. № 03-03-06/1/25485.
Ситуация: нужно ли вставать на налоговый учет в инспекциях по каждому объекту (участку), если организация оказывает услуги на таких объектах (участках) менее одного месяца. Услуги подпадают под применение ЕНВД
Да, нужно, если для оказания таких услуг организация должна зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД по месту ведения деятельности.
Плательщики ЕНВД должны регистрироваться в каждой инспекции по месту осуществления деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).
Исключение составляют организации, которые занимаются:
– перевозками;
– разносной и развозной розничной торговлей;
– размещением рекламы на транспортных средствах.
Такие организации регистрируются только по местонахождению головного офиса организации. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.
Насчет сроков оказания услуг организации на ЕНВД в Налоговом кодексе ничего не сказано. Таким образом, организация должна регистрироваться в инспекции по месту оказания услуг, даже если оказывает услуги на объекте менее одного месяца.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 сентября 2011 г. № 03-11-06/3/105.
Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения
День обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через подразделение.
Для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).
Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать:
- дату окончания обустройства рабочего места;
- дату принятия первого сотрудника на работу;
- другую дату, связанную с началом деятельности подразделения.
Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28, Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10, Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19), Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541).
Какие документы подать в инспекцию
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.
Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.
Внимание: Если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.
За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется. По мнению судей, оштрафовать организацию за то, что она не сообщила о создании обособленного подразделения, инспекция может либо по пункту 1 статьи 129.1, либо по статье 126 Налогового кодекса РФ (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035, постановления ФАС Уральского округа от 28 декабря 2015 г. № Ф09-10484/15 и Московского округа от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только за то, что она не представила в налоговую инспекцию, где уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Размер штрафа для организации составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а для ее руководителя – от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ). Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.
Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.
Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Как быстро обособленное подразделение поставят на учет
Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимые документы (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекторы направят организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Если же вы запрашивали уведомление в электронном виде, в таком виде и получите. Такой порядок следует из положений пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.
Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.
2. Журнал «Российский налоговый курьер» № 21, Ноябрь 2014
ТОП-10 обстоятельств, ссылаясь на которые компании снижают налоговые штрафы
Перечень смягчающих обстоятельств НК РФ не ограничивает
Целесообразно приводить сразу несколько таких обстоятельств
Для снижения штрафа за разные нарушения нужны разные аргументы
При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность за налоговое правонарушение, размер штрафа уменьшается как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Перечень таких обстоятельств является открытым (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Тем не менее практика показывает, что далеко не каждое обстоятельство, которое приводит налогоплательщик, суд принимает как действительно смягчающее ответственность.
Кроме того, имеет значение вид совершенного правонарушения. В частности, для снижения штрафа за несвоевременную уплату налога подойдут одни аргументы, а для уменьшения штрафа за нарушение срока сдачи отчетности — другие. Впрочем, есть и универсальные обстоятельства.
Редакция журнала РНК проанализировала арбитражную практику за последние три года и отобрала 10 смягчающих обстоятельств, с помощью которых организациям чаще всего удавалось снизить размер налоговых санкций. Эти обстоятельства мы разместили в порядке убывания их эффективности, то есть от самого действенного, по мнению опрошенных нами независимых экспертов (их список приведен ниже), до наименее результативного.
1. Наличие у организации переплаты по налогам, добровольное погашение доначисленных сумм, отсутствие долгов перед бюджетом
Абсолютное большинство опрошенных специалистов в сфере налогообложения (95%) считают, что добросовестное исполнение организацией обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, является одним из обстоятельств, на которые следует ссылаться, чтобы смягчить налоговые санкции.
Впрочем, практика показывает, что ссылка на отсутствие задолженности перед бюджетом, наличие налоговой переплаты, добровольное погашение недоимки и пеней оказывается более эффективной лишь в тех ситуациях, когда штраф применен именно за неуплату налога или за неперечисление налога, удержанного налоговым агентом (постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.10.13 № А32-37825/2012, Западно-Сибирского от 10.07.12 № А45-23284/2011 и от 03.11.11 № А27-2692/2011 округов).
Хотя есть примеры судебных решений, в которых суд снизил размер штрафа за несвоевременное представление декларации, приняв во внимание наличие переплаты по налогу (постановления ФАС Московского от 11.07.11 № КА-А40/6934-11 и Уральского от 22.07.09 № Ф09-4341/09-С2 округов).
Мария Рудакова, старший налоговый консультант компании КПМГ, отметила, что в последнее время все большее количество судов считают добросовестное исполнение обязанностей по уплате налогов нормой поведения налогоплательщика. Поэтому они не принимают в качестве смягчающих ответственность такие обстоятельства, как отсутствие задолженности перед бюджетом или добровольную уплату доначисленных сумм и пеней.
Такие выводы, в частности, содержат постановления ФАС Северо-Западного от 21.11.13 № А05-2128/2013, Поволжского от 09.07.13 № А12-22135/2012 и от 13.09.11 № А55-25957/2010 округов.
Тем не менее Мария Рудакова считает, что подобные обстоятельства все равно целесообразно приводить в исках и заявлять в суде. Ведь обычно суды принимают решение о снижении налоговых штрафов с учетом совокупности обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, а не на основании какого-то одного из них.
Кроме того, организации необходимо подтвердить наличие указанных обстоятельств. Так, отсутствие долгов по уплате налогов можно доказать актом сверки расчетов с инспекцией. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 20.08.07 № ММ-3-25/494@.
Наличие переплаты можно подтвердить тем же актом сверки расчетов либо извещением об обнаружении факта излишней уплаты налога, полученным из налогового органа. Рекомендуемая форма извещения приведена в приложении № 6 к приказу ФНС России от 25.12.08 № ММ-3-1/683@.
Если организация добровольно заплатила налоги и пени, которые инспекторы доначислили ей по итогам проверки, к иску дополнительно можно приложить копии акта проверки и соответствующих платежных поручений.
2. Тяжелое материальное положение компании либо перспектива его ухудшения в случае погашения всех долгов перед бюджетом
Еще одним очень эффективным аргументом, позволяющим снизить налоговые санкции, является затруднительное финансовое положение организации. Причем речь идет не только об отсутствии у компании средств для своевременного перечисления налогов и штрафов, но и о тех случаях, когда их полная или даже частичная уплата повлечет невозможность погашения других долгов. Например, не позволит организации выплатить работникам зарплату, рассчитаться с поставщиками или подрядчиками либо приведет к дополнительным заимствованиям.
Наталья Карабашева, генеральный директор ООО «Расчет», отметила, что тяжелое материальное положение непосредственно в НК РФ включено в перечень обстоятельств, смягчающих ответственность (подробнее читайте ниже). Но только применительно к физлицу, совершившему налоговое правонарушение. Несмотря на это, на указанное обстоятельство могут ссылаться и юридические лица. Тем более что перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в Налоговом кодексе, не является исчерпывающим (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Справка
Какие обстоятельства Налоговый кодекс относит к смягчающим ответственность
Примерный перечень таких обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ. В него входят:
— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;
— иные обстоятельства, которые суд или налоговый орган посчитают смягчающими ответственность в конкретном деле
Однако затруднительное материальное положение организации важно подтвердить документами. Например, копией бухгалтерского баланса или отчетом о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, распечатками карточек по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Кроме того, при наличии картотеки на расчетном счете можно предъявить справку банка, подтверждающую этот факт. Задолженность по уплате налогов, сборов, пеней или штрафов можно подтвердить актом сверки расчетов с инспекцией.
Практика показывает, что при рассмотрении исков о снижении штрафов за различные налоговые правонарушения суды признают смягчающими ответственность следующие обстоятельства:
— отсутствие у организации достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций (постановления ФАС Московского от 22.01.09 № КА-А41/13108-08 и Восточно-Сибирского от 24.08.07 № А19-25631/06-44-Ф02-5779/07 округов);
— убыточность деятельности налогоплательщика или отсутствие у него прибыли (постановления ФАС Уральского от 29.10.12 № Ф09-9462/12 и Северо-Западного от 14.12.11 № А42-9338/2010 округов);
— наличие значительной задолженности перед контрагентами, банками или другими кредиторами (постановления ФАС Северо-Западного от 26.06.13 № А56-54470/2012 и Центрального от 05.05.10 № А48-4384/2009 округов);
— наличие задолженности по заработной плате (постановления ФАС Поволжского от 10.04.12 № А12-11257/2011 и Уральского от 13.02.12 № Ф09-9907/11 округов).
3. Несоразмерность штрафа тяжести или последствиям совершенного правонарушения
Нередко инспекторы пытаются взыскать с налогоплательщиков очень значительные суммы штрафов даже за не самые серьезные нарушения. Например, за несвоевременное представление налоговикам документов по встречным проверкам. Штраф за это правонарушение составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Таким образом, если организация за пять дней не успела подготовить копии, например, 500 документов по взаимоотношениям с крупным контрагентом, ей грозит штраф в размере 100 000 руб. (500 шт. ? 200 руб.).
Любовь Мисникович, старший юрист консалтинговой компании, указала, что при рассмотрении исков о снижении размера налоговых санкций суды исходят из принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению. Ведь именно такие разъяснения сформулировал Конституционный суд РФ (определение от 14.12.2000 № 244-О, постановления от 15.07.99 № 11-П и от 12.05.98 № 14-П):
«…Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания».
Причем принцип соразмерности штрафа последствиям совершенного деяния суды учитывают практически по любым налоговым правонарушениям, в том числе:
— неуплате или неполной уплате конкретных налогов (постановления ФАС Северо-Кавказского от 14.03.14 № А32-26775/2011 и Северо-Западного от 25.01.13 № А21-2506/2012 округов);
— нарушению сроков представления документов, необходимых для осуществления налогового контроля (постановления ФАС Московского от 31.03.14 № Ф05-2517/2014 и Западно-Сибирского от 18.04.13 № А27-14900/2012 округов);
— неисполнению организацией обязанностей налогового агента по удержанию или перечислению НДФЛ (постановления ФАС Поволжского от 01.04.14 № А12-10899/2013, Северо-Кавказского от 14.03.14 № А32-26775/2011 и Западно-Сибирского от 12.02.14 № А27-5744/2013 округов);
— непредставлению или нарушению сроков представления деклараций по налогам (постановления ФАС Поволжского от 11.04.13 № А72-5427/2012 и Восточно-Сибирского от 27.06.12 № А33-17923/2011 округов).
Любовь Мисникович также порекомендовала налогоплательщикам заявлять как можно больше обстоятельств, смягчающих ответственность. Хотя бы какие-то из них суд посчитает смягчающими и снизит размер санкций. Тем более что наличие уже одного такого обстоятельства влечет уменьшение размера штрафа как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). А при наличии веских аргументов суд может уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
Кроме того, Любовь Мисникович напомнила, что не только суд, но и налоговики вправе снизить сумму штрафа с учетом смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ). Поэтому она посоветовала организациям приводить такие обстоятельства уже на стадии рассмотрения материалов проверки в инспекции или при обжаловании ее результатов в досудебном порядке.
4. Совершение налогового правонарушения впервые
Если организацию раньше не штрафовали за налоговые правонарушения, многие эксперты рекомендуют ссылаться на это обстоятельство как на смягчающее ответственность.
Аркадий Капкаев, руководитель отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Правовой сервис», пояснил, что указанное обстоятельство помогает налогоплательщикам снизить размер штрафа по ряду правонарушений. Но, к сожалению, не всегда.
Некоторые суды считают, что совершение налогового правонарушения впервые не является обстоятельством, смягчающим ответственность (постановления ФАС Северо-Западного от 14.05.13 № А56-43173/2012 и от 08.02.08 № А05-6875/2007, Восточно-Сибирского от 10.07.12 № А78-7098/2011 и Поволжского от 13.09.11 № А55-25957/2010 округов). Оно лишь не отягчает ее, то есть не влечет удвоения штрафа (подробнее читайте ниже).
Обратите внимание
Повторность правонарушения приводит к увеличению штрафа в два раза
Помимо смягчающих ответственность обстоятельств, существует и обстоятельство, отягчающее ее.
Но таковым считается лишь одно — повторное совершение налогового правонарушения лицом, которое ранее уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). При наличии указанного обстоятельства штраф увеличивается в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Повторным признается правонарушение, которое имеет аналогичный состав и совершено в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или инспекции о привлечении к ответственности за первое нарушение (п. 3 ст. 112 НК РФ)
Аркадий Капкаев подчеркнул, что указанный подход не носит массового характера. Суды многих округов снижают размеры штрафов, если ранее организация не совершала аналогичных правонарушений в налоговой сфере. В частности, есть примеры значительного уменьшения санкций за следующие правонарушения, совершенные организацией впервые:
— непредставление либо несвоевременное представление декларации по тому или иному налогу (постановления ФАС Поволжского от 11.04.13 № А72-5427/2012 и Волго-Вятского от 05.03.12 № А28-7219/2011 округов);
— неуплату или неполную уплату налога (постановления ФАС Поволжского от 26.03.14 № А72-6157/2013 и Северо-Кавказского от 14.03.14 № А32-26775/2011 округов);
— невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию или перечислению налогов в бюджет (постановления ФАС Московского от 16.04.14 № Ф05-3123/14 и от 15.04.14 № Ф05-2839/14, Западно-Сибирского от 24.02.14 № А27-8967/2013 округов);
— непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля (постановления ФАС Западно-Сибирского от 18.04.13 № А27-14900/2012 и от 18.04.12 № А27-9849/2011, Уральского от 18.01.12 № Ф09-6279/09 округов);
— грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (постановление ФАС Московского округа от 22.01.09 № КА-А41/13108-08).
Чтобы подтвердить, что ранее контролеры не привлекали организацию к налоговой ответственности, можно представить суду копии решений инспекции по итогам проведенных проверок об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Формы этих документов, применяемые в отношении разных нарушений, приведены в приложениях № 13 и 15 к приказу ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.
Кроме того, указанный факт можно подтвердить решениями вышестоящей инспекции или суда, принятыми в пользу компании по результатам обжалования первоначального решения инспекции.
5. Наличие в законодательстве неясностей, отсутствие разъяснений контролирующих ведомств по спорному вопросу или несовпадение их точек зрения
Неясность и нестабильность норм налогового законодательства, непоследовательность в разъяснениях контролирующих органов, противоречивая судебная практика также являются хорошими аргументами для снижения штрафов. Правда, действуют эти доводы только в суде и лишь в отношении следующих правонарушений:
— неуплаты или несвоевременной уплаты налога (постановления ФАС Северо-Западного от 18.03.13 № А05-11696/2011 и Западно-Сибирского от 04.03.09 № Ф04-1149/2009(1335-А45-37) округов);
— непредставления или несвоевременного представления декларации (постановления ФАС Северо-Западного от 04.08.09 № А66-569/2008 и Западно-Сибирского от 13.03.08 № Ф04-1691/2008(1961-А75-29) округов).
Ольга Боровкова, главный методолог отдела методологии энергетической компании, член Палаты налоговых консультантов РФ, пояснила, почему судьи считают, что неясность законодательства может являться основанием для смягчения налоговых санкций.
Прежде всего суды исходят из того, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Кроме того, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, также должны толковаться в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Указанные нормы, по мнению судей, предполагают наличие в налоговом законодательстве презумпции добросовестности налогоплательщика.
Таким образом, в условиях неопределенности налогового законодательства по конкретному вопросу, противоречивости официальных разъяснений или неоднозначности судебной практики санкции, применяемые к нарушителю, можно снизить.
Отметим, что при рассмотрении исков об уменьшении штрафов в связи с нестабильностью законодательства суды самостоятельно анализируют спорные нормы или разъяснения на наличие в них неясностей или противоречий. Если суд не выявит в них неустранимых сомнений, скорее всего, он откажет налогоплательщику в применении смягчающих обстоятельств и не снизит сумму штрафа. Именно так поступил, например, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление от 06.07.12 № А57-24403/2011).
Чтобы подтвердить наличие в законодательстве неясностей или противоречий, Ольга Боровкова рекомендует организациям прикладывать к искам разъяснения Минфина России и налоговых органов, в том числе предназначенные для неопределенного круга лиц, и судебные акты, в которых содержатся противоположные выводы относительно одной и той же нормы. Для удобства восприятия основные выводы, сделанные в этих документах, можно включить в текст искового заявления в виде цитат.
6. Социальная значимость деятельности налогоплательщика либо работа в определенной сфере экономики
Нередко суды уменьшают размеры штрафов из-за того, что организация занимается определенным видом деятельности или является социально значимым либо градообразующим предприятием. Например, ФАС Московского округа признал смягчающим обстоятельством выполнение компанией социальных поставок для государственных учреждений и перевозку ею жизненно важных и социально значимых грузов (постановление от 16.07.12 № А40-90732/11-91-391).
В другом деле суд учел активное участие организации в различных социальных программах и поэтому снизил сумму штрафа (постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.12 № А72-5088/2010).
Денис Колесников, начальник отдела налогового учета энергетической компании, добавил, что на смягчение налоговых санкций могут также рассчитывать общественные организации инвалидов, образовательные, научные и бюджетные учреждения, а также иные некоммерческие организации (постановления ФАС Северо-Западного от 20.03.14 № А21-3884/2013 и от 20.06.13 № А21-8209/2012, Западно-Сибирского от 08.04.09 № Ф04-2116/2009(4271-А45-26) округов).
Впрочем, есть пример судебного решения, в котором социальная значимость деятельности организации признана обстоятельством, смягчающим ответственность только за невыполнение ею обязанностей налогового агента по удержанию или перечислению налогов. При этом в уменьшении суммы штрафа за неуплату налога суд отказал (постановление ФАС Уральского округа от 07.07.11 № Ф09-2530/11).
Денис Колесников полагает, что в меньшей степени можно рассчитывать на снисхождение суда, если социально значимая организация была привлечена к ответственности по такому основанию, как непредставление налоговой декларации. Тем не менее некоторым компаниям, прежде всего финансируемым из бюджета, удалось добиться снижения штрафа и за это правонарушение (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 31.05.13 № А58-5605/2012, Северо-Кавказского от 26.08.11 № А32-31466/2010 и Московского от 17.05.10 № КА-А/40-3532-10 округов).
Кроме того, практика показывает, что социальный характер деятельности организации помогает уменьшить сумму штрафа за непредставление или несвоевременное представление документов, запрошенных налоговиками (постановления ФАС Западно-Сибирского от 13.02.14 № А27-1027/2013 и Московского от 03.10.12 № А40-107621/11-99-463 округов).
7. Возникновение технических проблем, поломка оборудования, сбои в работе компьютеров или программного обеспечения
В работе любой организации возможны различные технические неисправности, поломки, сбои, проблемы с интернетом или со связью, а также другие неполадки, так или иначе сказывающиеся на исполнении ею налоговых обязательств. Зачастую именно из-за подобных сложностей компании не могут своевременно представить декларацию (особенно если она сдается в электронном виде по ТКС) или подготовить копии документов, затребованных инспекторами. Нередко перебои в работе интернета приводят к тому, что организация, пользующаяся системой «Банк — Клиент», не успевает своевременно заплатить налоги.
Татьяна Нефедова, руководитель службы внутреннего аудита международного холдинга, отметила, что большинство судов признают различные технические сбои основанием для смягчения налоговых санкций, а иногда даже и для полной их отмены. Анализ судебной практики показывает, что суды снижают сумму штрафа (иногда до 0 руб.), в частности, из-за следующих обстоятельств:
— загруженности почтового сервера по причине массовой отправки отчетности (постановление ФАС Московского округа от 26.07.11 № КА-А40/7709-11);
— отсутствия доступа в интернет в день отправки декларации в связи с проведением интернет-провайдером ремонта или тестирования телекоммуникационных сетей (постановление ФАС Московского округа от 27.05.11 № КА-А40/4712-11-2);
— возникновения технических ошибок при передаче электронных файлов (постановления ФАС Московского от 11.07.11 № КА-А40/6934-11 и Западно-Сибирского от 26.04.11 № А27-11908/2010 округов);
— поломки компьютера (постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.03.09 № А32-17674/2008-59/232 и Уральского от 16.01.07 № Ф09-11774/06-С2 округов);
— сбоев в работе интернета (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.09 № Ф04-2189/2009(4443-А81-31)).
Поскольку суды обычно принимают решение об уменьшении налоговых санкций исходя из совокупности смягчающих обстоятельств, в дополнение к ссылке на технические неполадки организациям целесообразно приводить и другие аргументы.
Например, если ранее их не привлекали к ответственности за аналогичные правонарушения, указать и подтвердить этот факт. Можно также сослаться на тяжелое материальное положение или наличие переплаты по налогам, если, конечно, это действительно так.
8. Добросовестное заблуждение налогоплательщика (совершение налогового правонарушения по неосторожности)
Нередко организации совершают налоговые правонарушения по неосторожности или случайно, то есть не имея на то предварительного умысла. Кроме того, встречаются ситуации, когда налогоплательщики допускают ошибки из-за того, что неверно трактуют или неправильно применяют нормы налогового законодательства либо официальные разъяснения контролирующих органов.
Ирина Боровская, специалист по аудиту ООО «Алинга Консалтинг», проанализировала арбитражную практику и пришла к выводу, что суды все чаще склонны снизить штрафы при наличии таких обстоятельств, как добросовестное заблуждение налогоплательщика или совершение правонарушения по неосторожности.
В частности, суды уменьшают санкции за непредставление деклараций или неуплату налога, если налогоплательщик ошибочно применял ненадлежащий режим налогообложения, например общую систему вместо ЕНВД, или наоборот (постановления ФАС Северо-Западного от 06.02.13 № А21-4566/2012, Центрального от 09.02.10 № А48-4029/2009 и Поволжского от 14.04.09 № А12-11976/2008 округов).
Другой пример — налогоплательщик, перешедший на «вмененку», ошибочно посчитал, что не должен был платить ЕНВД, поскольку временно не работал и не получал доходов. В итоге инспекторы оштрафовали его за неуплату ЕНВД. Однако судьи пришли к выводу, что указанное правонарушение было совершено вследствие заблуждения, более того, впервые. Поэтому они снизили размер штрафа в 10 раз (постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.14 № А72-6157/2013).
Впрочем, встречаются судебные решения, в которых сделан вывод, что отсутствие у налогоплательщика умысла на совершение правонарушения не является обстоятельством, смягчающим ответственность (постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.12 № А57-24403/2011 и ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.12 № А27-6915/2011).
Ирина Боровская добавила, что доказать факт добросовестного заблуждения можно, представив суду разъяснения контролирующих органов по спорному вопросу или консультации экспертов, которыми руководствовалась компания.
9. Наличие в деятельности организации кадровых проблем
Ни одна организация не застрахована от возникновения кадровых проблем, которые в конечном итоге могут привести к несвоевременной сдаче деклараций, нарушению сроков уплаты налогов или совершению другого налогового правонарушения.
Речь идет прежде всего о таких временных или постоянных трудностях, как болезнь или отсутствие главного бухгалтера в период отчетности, нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, большое количество вакансий в бухгалтерии, общая текучесть кадров.
Алексей Даньшин, консультант аудиторско-консалтинговой компании, отметил, что в последнее время организации все чаще добиваются в судах снижения штрафов из-за наличия кадровых проблем. Однако каждый случай судьи рассматривают индивидуально, принимают во внимание характер налогового правонарушения, оценивают обстоятельства его совершения, степень вины организации, устанавливают взаимосвязь нарушения с конкретным должностным лицом.
Например, ФАС Центрального округа признал смягчающим обстоятельством болезненное состояние главного бухгалтера, нехватку персонала в бухгалтерской службе и неопытность одного из ее сотрудников (постановление от 21.05.12 № А48-3647/2011). В итоге суд снизил сумму штрафа за несвоевременное представление документов, затребованных инспекцией, в 100 раз.
В ряде других дел судьи уменьшили санкции за нарушение срока сдачи декларации, поскольку у организации временно отсутствовал работник, ответственный за составление и представление отчетности в инспекцию (постановления ФАС Северо-Западного от 21.11.08 № А44-1831/2008 и Уральского от 04.08.08 № Ф09-5521/08-С3 округов).
Впрочем, Алексей Даньшин подчеркнул, что суды не всегда признают кадровые проблемы обстоятельством, смягчающим ответственность. В частности, ФАС Северо-Западного округа указал, что ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей к таковым обстоятельствам не относится (постановление от 22.08.06 № А66-1569/2006).
Однако суд другого округа посчитал, что неквалифицированные действия бухгалтера, повлекшие совершение организацией налогового правонарушения, все-таки являются смягчающим обстоятельством (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.07 № А19-913/07-41-Ф02-4575/07).
Отметим также, что суды уменьшают размеры штрафов при наличии кадровых проблем не только в бухгалтерии, но и в руководстве компании. Так, суд принял во внимание, что в организации за проверяемый период сменились три директора и четыре главных бухгалтера, и снизил сумму штрафа за неуплату налогов и ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ (постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.09 № А65-20641/2008).
10. Активное участие компании в благотворительных и спонсорских программах
Уже отмечалось, что суды при рассмотрении дел об оспаривании налоговых штрафов учитывают сферу деятельности организации и ее значимость для города или региона. Помимо этого, они признают обстоятельством, смягчающим санкции, участие налогоплательщика в благотворительных и спонсорских мероприятиях (подробнее читайте ниже).
Комментарий эксперта
Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка
Понятия благотворительности и спонсорства существенно различаются, что, конечно, влияет на их значимость для снижения налоговых штрафов.
Спонсорство — это, по сути, оказание помощи в обмен на то, что спонсируемое лицо разместит рекламную информацию о спонсоре (п. 9 и 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»). Иными словами, спонсорство можно приравнять к платным рекламным услугам. Более того, расходы на оказание спонсорской помощи спонсор вправе учесть при расчете налога на прибыль как рекламные (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому в отношении спонсора, по моему мнению, нет оснований говорить о социальной значимости и только на этом основании снижать размер налоговых санкций.
Благотворительность же осуществляется на бескорыстной основе (ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Из-за безвозмездного характера благотворительной помощи расходы на нее в целях налогообложения не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ). Следовательно, участие организации именно в благотворительных программах является более веским основанием для уменьшения налоговых штрафов
Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка, считает, что суды принимают во внимание это обстоятельство лишь в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами. Такими, как полное погашение задолженности по налогу и пеням, совершение правонарушения впервые, его незначительность, отсутствие негативных последствий для бюджета и т. п. (постановления ФАС Уральского от 20.06.14 № Ф09-3292/14, Западно-Сибирского от 03.06.14 № А27-8854/2013 и от 24.02.14 № А27-8967/2013 округов).
Денис Савин, юрист налоговой практики юридической фирмы «Базаров, Голиков и партнеры», добавил, что чаще всего аргумент об активном участии организации в благотворительных и спонсорских программах помогает снизить размеры штрафов за следующие правонарушения:
— неуплату или несвоевременную уплату налогов (постановления ФАС Московского от 09.06.14 № Ф05-5673/2014 и Поволжского от 31.01.12 № А72-5088/2010 округов);
— непредставление декларации по налогу или нарушение сроков ее сдачи (постановления ФАС Дальневосточного от 05.12.11 № Ф03-5826/2011 и Поволжского от 14.04.09 № А12-11976/2008 округов).
В любом случае Наталия Мезенцева порекомендовала организациям при обжаловании размера штрафов сопоставлять величину возможных потерь бюджета с суммами, которые были направлены на благотворительную или спонсорскую помощь. Поскольку суды обычно учитывают это соотношение.
Кроме того, у компании должны быть документы, подтверждающие расходование средств на благотворительные и спонсорские цели (платежные поручения, акты приема-передачи, накладные, договоры и другие документы в зависимости от характера помощи).
3. Журнал «Семинар для бухгалтера» № 12, Декабрь 2014
Действенные методы уменьшить налоговый штраф
Наталья Силантьева, ?эксперт компании «СКБ Контур»
План семинара:
- Какие обстоятельства помогут снизить штраф.
- Как составить ходатайство в налоговую инспекцию.
- Что делать, если налоговики не хотят уменьшать штраф.
Одно дело, когда сумма штрафа небольшая, тут проще заплатить, чем ввязываться в споры с проверяющими. Дело может быть даже не столько в деньгах, сколько в трате крайне ценного времени и нервов.
Но вопрос стоит совсем иначе, когда сумма начисленных инспекторами санкций составляет внушительную для компании сумму. Или же вы совершенно точно знаете, что оштрафовали вас незаслуженно жестко. Тогда собирайте в кучу смягчающие вашу вину обстоятельства и садитесь составлять жалобу о снижении штрафа.
Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Ходатайство в налоговую вы можете подать еще на возражениях. А если там вас не поддержат, обращайтесь в вышестоящее налоговое управление, а затем в суд.
Какие обстоятельства помогут снизить штраф
Для того чтобы инспекторы снизили штраф, должны быть веские причины. Их вам нужно подробно расписать в ходатайстве. Понятно, что аргументы вроде «мы не хотим платить» в этой ситуации не сработают. Однако законодательство дает налогоплательщику довольно обширный арсенал защиты от несправедливых начислений.
Вообще, список обстоятельств, которые влияют на размер штрафа, открыт. В пункте 1 статьи 112 НК РФ сказано, что в качестве смягчающего вину обстоятельства суд или налоговая инспекция могут признать что угодно. Главное доказать инспекторам, что именно эти обстоятельства помешали компании исполнить налоговые обязанности.
Существует несколько самых распространенных причин, которые налоговики и судьи обычно считают достаточно убедительными для снижения штрафа. По ним уже сложилась достаточно устойчивая практика. Давайте их рассмотрим.
Разумеется, уважительной причиной можно назвать реорганизацию или ликвидацию вашей фирмы. Понятно, что в такой суматохе запросто можно сделать ошибку в отчете или даже с опозданием его сдать. Ведь меняются структура компании, налаженные механизмы работы, а часто и руководство. Поскольку ликвидация и реорганизация это вполне законные процессы, то и ошибки, связанные с ними, можно простить (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2009 г. № А10-3208/06-Ф02-795/09).
ВОПРОС УЧАСТНИКА
– Наш главбух был в отпуске, и поэтому отчет мы сдали позже срока. Можно ли рассчитывать на то, что нам уменьшат штраф на этом основании?
– Боюсь, что нет. Конечно, перечень смягчающих обстоятельств открыт, и, чтобы сохранить деньги, налогоплательщики придумывают тысячи причин. Но по опыту скажу, что отпуск или учеба ответственного сотрудника вряд ли впечатлят налоговиков и уж тем более судей. Если это ваш единственный аргумент, то скорее всего штраф не снизят. В качестве примера подобного спора могу привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2000 г. по делу № Ф04/2662–363/А67-2000.
Помните главный принцип применения налоговых санкций? Наказание назначается тогда, когда бюджету действия налогоплательщика нанесли ущерб. Поэтому, если ущерб незначителен или его совсем нет, смело просите уменьшить штраф. Этот аргумент очень поможет, если, к примеру, вы полностью заплатили налог, а саму декларацию отправили с опозданием. Ущерба бюджету нет, так за что же вас наказывать? Возьмите на заметку постановление ФАС Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428–11.
Незначительность может касаться и сроков. Например, декларация, которую вы подали на день позже назначенного времени, не является таким уж вопиющим нарушением. И платить штраф, как если бы вы опоздали на месяц, будет несправедливо. К счастью, чиновники и судьи с этим согласны (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2012 г. № А74-2935/2011).
Не забывайте о соразмерности нарушения и наказания за него. Часто бывает, что штраф в разы превышает сумму нанесенного ущерба. Тут сумму начисленного штрафа тоже запросто могут урезать.
Кстати, еще один хороший аргумент – тяжелое финансовое положение фирмы. Ведь компания может быть просто не в состоянии выплатить штраф.
Можно смело оспаривать штраф, если такое нарушение у компании впервые. Это довольно веский аргумент для инспекторов. Но здесь важно разобраться, что именно налоговики понимают под словом «впервые». Впервые – значит подобное нарушение произошло в первый раз с момента основания фирмы. Многие с этим спорят, ссылаясь на пункт 3 статьи 112 НК РФ. Там сказано, что у налогового нарушения есть срок давности – 12 месяцев. Мол, уже спустя год считается, что налогоплательщик преступления не совершал. Но сразу поясню, это условие установили для другого случая. Пункт 2 статьи 112 НК РФ говорит о повторном нарушении как отягчающем вину обстоятельстве. Так что в нашем случае равняться на эту норму нельзя.
Очень поможет снизить штраф признание вины компании. Как только заметили ошибку, сразу же уведомите об этом налоговую. Это подчеркнет, что организация добросовестно выполняет свои обязанности и от налогов не скрывается. А если вы сразу возместите ущерб, который нанесли бюджету, то штраф окажется скорее всего совсем символическим.
Ошибки в расчетах и в оформлении, от которых никто не застрахован, тоже могут сыграть вам на руку. Если налоговая или суд поверят, что вы ненамеренно вписали лишнюю цифру, то штраф уменьшат. Ведь иногда ошибки бывают явно абсурдные: вроде опечатки в коде ИФНС, а налоговики на этом основании не принимают декларацию. При том, что в остальном документ составлен верно.
Есть еще обстоятельства, смягчающие вину физического лица. Они, кстати, пригодятся, даже если штраф наложен на компанию, а не на конкретного сотрудника. Ведь виноват-то в ошибке все равно человек. Смерть близкого, развод и тяжелые болезни обычно принимают во внимание. Но опять же, только если докажете, что нарушение человек допустил именно из-за тяжелых перемен в личной жизни.
Рекомендация лектора
У социального бизнеса хорошие шансы уменьшить штраф
Если ваш бизнес полезен для общества – это уже само по себе смягчающее обстоятельство. К примеру, у вас аптека или сельскохозяйственное предприятие. Обязательно сделайте упор на то, что ваша деятельность полезна людям и стране.
В штате есть сотрудники-инвалиды? Тогда опять же заявляйте это основание как смягчающее. Это помогло компании в споре с налоговиками – постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2010 г. по делу № А32-1066/2009–70/18. Кстати, спонсорство и благотворительность тоже идут в зачет организации. Так что творить добро в этом случае не только хорошо, но и выгодно.
Как составить ходатайство в налоговую инспекцию
Мы с вами убедились, что оснований для уменьшения штрафа предостаточно. Главное подтвердить их документами и доказать, что именно эти обстоятельства стали причиной вашей ошибки. Помните: даже одно смягчающее вину обстоятельство снизит выписанный штраф не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Вообще, налоговики должны сами при проверке искать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Эта же обязанность лежит и на судах. Однако на практике это правило не работает. Если вы смолчите о смягчающих обстоятельствах, то скорее всего о них никто и не вспомнит. Поэтому обязательно составляйте ходатайство о снижении штрафа, когда есть на то причины.
О ЛЕКТОРЕ
Наталья Ильинична Силантьева окончила УрГЭУ по специальности «экономика и управление на предприятии». Работала бухгалтером сначала в коммерческой, потом и в бюджетных организациях. С 2014 года является членом Палаты налоговых консультантов. В настоящее время в компетенции Натальи Ильиничны – анализ всех нормативных актов, регламентирующих деятельность организаций государственного сектора, а также анализ трудового и налогового законодательства.
Для того чтобы написать ходатайство, нужно внимательно и подробно проанализировать вашу ситуацию и выяснить, какие причины помогут уменьшить штраф. При этом помните, что доказательств много не бывает. Чем больше вы найдете смягчающих обстоятельств, тем больше шансов снизить штраф. Когда причины найдутся, проверьте их обоснованность и постарайтесь оценить, как к ним отнесутся в налоговой. Если рисков нет и вы уверены в своих обстоятельствах, то смело составляйте ходатайство.
Ходатайство в налоговую оформить несложно. Укажите реквизиты компании, данные о налоговом органе, а также подробно распишите смягчающие обстоятельства (см. образец ниже. – Примеч. ред.). К ходатайству обязательно приложите пакет документов, которые подтвердят, что данные факты действительно имели место. А в самом ходатайстве укажите список приложений, чтобы ничего не потерялось.
Если инспекторов ваши доводы не убедили, можно подать жалобу в вышестоящее управление. Есть два варианта: апелляционная и простая жалоба. Первую нужно успеть подать в вашу налоговую до того, как решение по проверке вступило в силу. В течение трех дней проверяющие должны перенаправить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Такой порядок прописан в статье 138 НК РФ. А вот на подготовку второй у вас есть целый год с даты решения. И подавать такую жалобу нужно уже не в вашу ИФНС, а в региональное налоговое управление (ст. 139 НК РФ).
Что делать, если налоговики не хотят уменьшать штраф
Но практика показывает, что инспекторы не очень-то торопятся снижать свои штрафы. В этом смысле обращение в суд куда результативнее, но и расходы на разбирательство будут больше. Суды независимы, и это дает им большую свободу в решениях. Только не забудьте, что подать иск в суд в данном случае можно только после рассмотрения вопроса налоговиками.
Итак, для обжалования решения налоговой в суде подготовьте жалобу. Помимо прочих эпизодов, с которыми вы не согласны, в ней нужно указать все обстоятельства, которые дают вам право на уменьшенный штраф. И естественно, все нужно подкрепить документами.
Крайне важно для выступления в суде подробно проработать ваши претензии к налоговикам. Бывает легко запутаться в своих аргументах, поэтому следите за логикой своих требований. Например, если вы не признаете правомерность назначенного штрафа и тут же просите его снизить. Тут либо нужно санкцию признать и просить о послаблении, либо отрицать ее до конца.
Повторю важную мысль: вступать в судебную тяжбу имеет смысл, только если штрафы действительно серьезные, а доводы у вас веские. Ну или в спорах с налоговой у вас принципиальная позиция. Такая, например, была у предпринимательницы из Твери. Женщина добилась снижения штрафа в 10 раз. Показатель серьезный, но вот изначальная сумма была 1000 руб. Предпринимательница опоздала с подачей декларации, по которой нужно было заплатить 1200 руб. Суд посчитал несправедливым штраф, почти равный упущенной сумме, и обязал налоговиков снизить штраф до 100 руб. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. по делу № А66-5375/2011).
Но совсем другой уровень показало дело, которое рассматривал ФАС Северо-Кавказского округа (постановление от 19 февраля 2010 г. по делу № А32-1066/2009–70/18). Налоговики настаивали на внушительном штрафе за опоздание с декларацией. Однако у налогоплательщика оказалось основательное смягчающее обстоятельство: больше половины работников на предприятии были инвалидами. А это придает деятельности организации социальную значимость. Суд снизил штраф почти на 400 тыс. руб.
Конспект подготовил Владимир Литвинов
Читайте также
1. «На каких налоговых сроках можно сыграть, чтобы сберечь деньги компании» («Семинар для бухгалтера» № 11, 2014).
2. «Какие штрафы заплатит компания, если опоздает с отчетом или перечислит в бюджет меньше положенного» («Семинар для бухгалтера» № 7, 2014).
3. «Как уберечь свою компанию от новых штрафов и претензий налоговиков» («Семинар для бухгалтера» № 1, 2014).
Раздаточный материал
Пункт 5 статьи 101 НК РФ
Налоговые инспекторы должны сами искать обстоятельства, смягчающие вину компании.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Пункт 1 статьи 112 НК РФ
Суд может признать любые обстоятельства смягчающими.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пункт 2 статьи 139 НК РФ
Подать жалобу в УФНС можно в течение года.
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.