Если по договору купли-продажи, тогда нужно исчислить не только НДС, но и налог на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 249 и 250 НК РФ), о чем было прописано в первоначальном ответе.
И в том и другом случае нужно определять рыночную стоимость, так как сделка между взаимозависимыми лицами (если доля участия лица, внесшего вклад, превышает 25% (п. 2 ст. 105.1 НК РФ)).
Правильность ценообразования по сделкам, которые совершены между взаимозависимыми лицами налоговики вправе проверить, если обнаружат факт их совершения в ходе выездной (камеральной) проверки. Основание - отдельные положения ч. 2 НК РФ, а именно: ст. 154 (в отношении НДС), ст. 250 (в отношении налога на прибыль) НК РФ (письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615). При этом, корректировать цены таких сделок инспекции вправе, только если докажет, что участник получил необоснованную налоговую выгоду. Сама по себе взаимозависимость не может быть основанием для доначисления налогов и взыскания пени и штрафов (определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2016 г. № 308-КГ15-16651).
Следовательно, во избежание доначислений по НДС и прибыли (если реализация), цена должна быть рыночной, например, результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Иначе, если контролеры докажут, что Вы получили необоснованную налоговую выгоду (например, по НДС), Вам могут доначислить налоги.
Если не передавать и амортизировать дальше, то возникает риск того, что при проверке налоговики уберут амортизацию из расходов. Дело в том, что если оборудование не используется в деятельности собственника (не используется для получения дохода), то амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли оно не является (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Аналогично и по расходам на ремонт. При налогообложении прибыли можно учесть в расходах затраты на ремонт основных средств производственного назначения (п. 1 ст. 260, подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ). А, поскольку, оборудование не используется в деятельности Вашей компании, расходы на его ремонт учитывать не правомерно.
Обоснование
1.Из рекомендации
Андрея Кизимова, кандидата экономических наук, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).*
Что такое рыночная цена
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет.* Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Взаимозависимые лица
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.*
На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.
В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.
Доля прямого участия определяется как:
- доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
- непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.
Если долю непосредственного участия в уставном капитале (долю голосующих акций) определить нельзя, долю прямого участия рассчитайте пропорционально общему количеству участников.
Если акции (доли) входят в состав активов российского инвестиционного или негосударственного пенсионного фонда, долю прямого участия определите пропорционально доле участия в фонде (доле имущества, вносимого во вклад). Если таким способом определить долю невозможно, то рассчитайте ее пропорционально количеству лиц в фонде.
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:
Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» | = | Доля прямого участия организации «А» в организации «Б» | х | Доля прямого участия организации «Б» в организации «В» | х | Доля прямого участия организации «В» в организации «Г» |
В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Минфина России.
При определении доли участия лица в организации учитывайте участие в ней:
- через иностранные структуры без образования юридических лиц;
- через иностранные организации, для которых не предусмотрено участие в капитале (отсутствует уставный капитал или фонд).
Этот порядок применяется, если лицо признается контролирующим лицом этих структур. Долю участия определите в общем порядке. При этом учитывайте следующую особенность. Если структуру контролируют несколько лиц, то долю участия определяйте пропорционально вкладу каждого контролирующего лица в имущество, переданное этой структуре. Если размер вклада определить нельзя, долю рассчитайте пропорционально количеству контролирующих лиц.
Это следует из положений пункта 6 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Принцип сопоставления доходов
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.* Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).
Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.*
По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.*
Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:
- сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
- публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.
Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:
- общедоступные российские и иностранные печатные издания;
- общедоступные информационные системы;
- официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.
Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:*
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.
Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.
Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).*
2.Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения
Когда проводится проверка
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ.
Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами*
Да, может.*
Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:*
- контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
- неконтролируемые.*
О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.
Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.*
Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.*
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.*
Важно: корректировать цены таких сделок для целей налогообложения инспекции вправе, только если докажут, что участник получил необоснованную налоговую выгоду. Сама по себе взаимозависимость сторон сделки не может быть основанием для доначисления налогов и взыскания пени и штрафов. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 11 апреля 2016 г. № 308-КГ15-16651.*
Специальные проверки проводятся:
- на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
- на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
- при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
3.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как учесть при налогообложении расходы на ремонт основных средств. Организация применяет общую систему налогообложения
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на ремонт основных средств производственного назначения учтите в составе прочих расходов (п. 1 ст. 260, подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Затраты на ремонт основных средств обслуживающих производств и хозяйств учитывайте обособленно (ст. 275.1 НК РФ).
Затраты на ремонт объектов непроизводственного назначения при расчете налога на прибыль не учитывайте, так как они не являются экономически обоснованными, то есть связанными с производственной деятельностью организации (п. 1 ст. 252 НК РФ).
4.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете
Признаки амортизируемого имущества
Имущество организации признается амортизируемым, если удовлетворяет следующим требованиям:*
- используется для получения дохода;*
- имущество планируется использовать более 12 месяцев;
- стоимость имущества превышает 100 000 руб. (в отношении имущества, введенного в эксплуатацию с 1 января 2016 года) или 40 000 руб. (в отношении имущества, введенного в эксплуатацию раньше);
- находится у организации на праве собственности. Это правило действует за некоторыми исключениями, перечисленными в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Например, унитарное предприятие может амортизировать имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение. Однако если это имущество было создано или приобретено за счет средств целевого бюджетного финансирования (в т. ч. и предыдущим собственником), то начислять по нему амортизацию нельзя (письмо Минфина России от 12 ноября 2015 г. № 03-03-06/4/65313).
Такие правила установлены пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 5 Закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ.*
Внимание: в бухучете лимит стоимости основных средств остается прежним – 40 000 руб.
Если стоимость основного средства больше 40 000 руб., но меньше 100 000 руб. включительно, его стоимость спишите на расходы:
– в бухучете – через амортизацию;
– в налоговом учете – единовременно в день, когда имущество передано в эксплуатацию.
Поскольку методы признания расходов различаются, на дату ввода имущества в эксплуатацию в бухучете отразите временную разницу. Погашайте ее по мере начисления амортизации. Подробнее об этом в рекомендации: Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату.