Из разъяснений Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/94, от 30 октября 2009 г. № 03-03-06/1/714 следует, что разница в стоимости размере не более 10 процентов от стоимости всего изданного тиража на основании подпункта 44 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ может быть учтена в расходах только у организации, которая производит печатные издания.
Вы как перепродавец этой нормой подпункта 44 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ воспользоваться не можете, поэтому расходы в виде разницы для целей налогообложения не принимаете.
Обоснование
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как учесть при расчете налога на прибыль стоимость возвращенной части тиража печатной продукции, которая морально устарела. Условие о возврате морально устаревших изданий предусмотрено в договоре с распространителем печатной продукции
Ответ на этот вопрос зависит от того, перешло ли к распространителю печатной продукции право собственности на нее или нет.
Организация, которая издает печатную продукцию, может распространять ее:
- без передачи права собственности на печатную продукцию к распространителю (например, по договору комиссии);
- с передачей права собственности на печатную продукцию к распространителю (например, по договору купли-продажи).
Если организация распространяет печатную продукцию через посредников (распространителей, к которым не переходит право собственности на печатную продукцию), то при возврате от них не реализованных в срок морально устаревших изданий организация вправе включить стоимость таких изданий в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Списание морально устаревшей печатной продукции возможно, если она не была реализована посредником в следующие сроки:
- для периодических печатных изданий – до выхода следующего номера;
- для книг и иных непериодических печатных изданий – в пределах 24 месяцев после их выхода;
- для календарей – до 1 апреля года, к которому они относятся.
При этом признать стоимость нереализованной и возвращенной посредником продукции в расходах можно только в ограниченном размере – не более 10 процентов от стоимости всего изданного тиража.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Об этом сказано в подпункте 44 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Одновременно со списанием стоимости нереализованной и возвращенной посредником печатной продукции организация должна восстановить сумму расходов, то есть отразить стоимость данной продукции в качестве дохода. Эта стоимость будет равна сумме прямых расходов организации, приходящихся на все нереализованные и возвращенные издания. Об этом сказано в пункте 21 статьи 250 Налогового кодекса РФ.
Если организация распространяет свою печатную продукцию без посредников по договорам купли-продажи, то в момент реализации право собственности на печатную продукцию переходит от организации-изготовителя к покупателю. При возврате морально устаревших печатных изданий, не реализованных в срок таким покупателем, организация-издатель не вправе применять положения подпункта 44 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Воспользоваться этой нормой может только организация, которая производит печатные издания. Однако в рассматриваемой ситуации организация будет являться уже не их производителем, а их покупателем (поскольку право собственности на печатную продукцию при реализации ее по договору купли-продажи было утеряно).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/94, от 30 октября 2009 г. № 03-03-06/1/714.
Операция, в которой организация по договоренности с покупателем принимает обратно свою печатную продукцию, которая морально устарела, представляет собой реализацию товара (п. 1 ст. 39 НК РФ). При этом первоначальный продавец становится покупателем, а первоначальный покупатель – продавцом. Подробнее об особенностях налогообложения такой операции см. Как отразить в бухучете и при налогообложении возврат покупателем готовой продукции.