при преобразовании АО необходимо:
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
3. Разработать документы, которые будут утверждаться на общем собрании акционеров. А именно, передаточный акт (составляется бухгалтерией при взаимодействии с юридическим отделом) и проект учредительных документов создаваемого юридического лица.
4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;
5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.
6. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
7. Уведомить кредиторов реорганизуемого АО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства.
8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
9. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).
10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
11. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».
1. Закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
«Статья 15. Реорганизация общества
1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Статья 20. Преобразование общества
1. Общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство».
2. Рекомендация: Как провести преобразование АО
Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Из-за ненадлежащего уведомления кредиторов реорганизуемым АО регистрирующий орган может отказать во внесении в ЕГРЮЛ записи, подтверждающей факт реорганизации. Подача в регистрирующий орган передаточного акта, составленного с нарушением требований законодательства, не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.
Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО
Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) устанавливает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:
- общество с ограниченной ответственностью;*
- общество с дополнительной ответственностью (далее – ОДО);
- производственный кооператив;
- некоммерческое партнерство.
Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
3. Разработать документы, которые будут утверждаться на общем собрании акционеров. А именно, передаточный акт (составляется бухгалтерией при взаимодействии с юридическим отделом) и проект учредительных документов создаваемого юридического лица.
4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;
5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.
6. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
7. Уведомить кредиторов реорганизуемого АО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства.
8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).
9. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).
10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
11. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.*
Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.
Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.
Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.
Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).*
Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций понадобится соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 6.2.20, п. 6.2.26 стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н; далее – Стандарты эмиссии).
Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:
- внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
- заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.*
Обоснование
Пункт 2 статьи 24.1 Закона о РЦБ устанавливает, что изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения.*
Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ, п. 2.3.2 Стандартов эмиссии).
Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):
- число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
- устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое акционерное общество, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, утвержденной в приложении 6 к Стандартам эмиссии.
Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).
Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций был зарегистрирован в ФСФР России, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пункте 2.5.6 Стандартов эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить регистрирующий орган (ФСФР России в лице ее регионального отделения) о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное акционерное общество было эмитентом биржевых облигаций, то вместо регистрирующего органа необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:
- проспект облигаций реорганизованного АО был зарегистрирован в ФСФР России;
- реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.
Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.*
Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования
Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5 % и т. д.) голосующих акций.
Решение о преобразовании АО в ООО (ОДО) или производственный кооператив принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Преобразование в некоммерческое партнерство проводится только по единогласному решению всех акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).
Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.
Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению
«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».
Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):*
- наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
- порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
- порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
- указание об утверждении передаточного акта (передаточный акт прикладывается к решению);
- указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица (учредительные документы прикладываются к решению);
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
- указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).*
Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.
Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).
Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после егогосударственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.
Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Только реорганизуемое акционерное общество.
Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.
Передача имущества осуществляется только на основании передаточного акта(п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО).
Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:
- уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
- и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).
Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.
Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО).
Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:
- дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
- особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.
Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.
В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:
- увеличится срок проведения реорганизации;
- АО понесет расходы на проведение нового собрания;
- реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования
После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:
- уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
- уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства;
- провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
- выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО);
- представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.*
Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
- копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
- выписку из такого протокола.
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации
В течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации в налоговую инспекцию необходимо подать два документа.
Во-первых, реорганизуемое акционерное общество должно представить письменное уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К уведомлению нужно приложить решение о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).
Уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) реорганизуемого АО. Подлинность подписи необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.
Инспекция в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации. В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает АО следующие документы:
Во-вторых, реорганизуемое АО обязано представить сообщение о реорганизации по форме № С-09-4 (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение нужно подать в инспекцию по местонахождению АО независимо от того, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет.*
Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними
Реорганизуемое АО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.
Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении (п. 6.1 ст. 15 Закона об АО):
- сведения о реорганизуемом АО (полное наименование, адрес, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
- сведения о создаваемом юридическом лице (полное и сокращенное наименования, местонахождение);
- форма реорганизации – преобразование;
- порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
- сведения о единоличном исполнительном органе реорганизуемого и создаваемого юридических лиц;
- сведения о лицах (при их наличии), намеревающихся предоставить обеспечение исполнения обязательств кредиторам реорганизуемого общества.
Чтобы кредиторы смогли оценить экономическое состояние реорганизуемого АО, общество вправе включить в уведомление дополнительные сведения (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО):
- сведения о кредитных рейтингах реорганизуемого АО;
- сведения об изменении кредитных рейтингов за три последних завершенных финансовых года (или за каждый завершенный финансовый год, если АО осуществляет свою деятельность менее трех лет).
Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 6 ст. 15 Закона об АО).
Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).
Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2013 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2013 года.
Обоснование
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64).
После того как второе уведомление будет опубликовано, реорганизуемое акционерное общество сможет представить документы для регистрации реорганизации (при условии если проведены все остальные необходимые мероприятия). Другими словами, акционерное общество вправе зарегистрировать реорганизацию, не дожидаясь, пока истечет один месяц со дня публикации второго уведомления.
При нарушении правил уведомления кредиторов или при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).
Обязано ли акционерное общество направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры преобразования по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации
Нет, не обязано.
Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность направлять в адрес кредиторов письменные уведомления о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.
Порядок уведомления кредиторов при реорганизации АО установлен пунктом 6статьи 15 Закона об АО. Ранее (до 31 декабря 2008 года) этот пункт обязывал реорганизуемое АО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если АО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации.
С 31 декабря 2008 года и по настоящее время действуют другие правила уведомления кредиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 6 статьи 15 Закона об АО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.
Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
Если должником кредитора является ЗАО, то кредитор вправе потребовать досрочного исполнения обязательства, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).
Если должником кредитора является ОАО, то кредитор вправе потребовать по своему выбору:
- либо досрочного исполнения обязательства;
- либо прекращения обязательства и возмещения убытков.
Требования к ОАО предъявляются:
- только в судебном порядке (абз. 1 п. 3 ст. 60 ГК РФ);
- не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз. 2 п. 3 ст. 60 ГК РФ).
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.
О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 8.3.7 Стандартов эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.
Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:
- сообщить регистратору, ведущему реестр акционеров реорганизованного АО, о факте внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности этого АО (абз. 2 п. 8.3.7 Стандартов эмиссии);
- направить в территориальный орган ФСФР России уведомление о том, что акции реорганизованного АО аннулированы (п. 10.1 Стандартов эмиссии).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»
2. Рекомендация: Как зарегистрировать реорганизацию АО
Как зарегистрировать реорганизацию АО в форме преобразования
Реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган. В зависимости от того, в какую именно организационно-правовую форму преобразуется АО, таким органом будет:
- при регистрации ООО или производственного кооператива – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций);
- при регистрации некоммерческого партнерства – Минюст России в лице его территориальных органов.
Адрес регистрирующего органа определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).
Документы от имени реорганизуемого АО подает генеральный директор (директор) этого АО или иное лицо, которое вправе действовать без доверенности.
Для регистрации создаваемого ООО или производственного кооператива в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации):
1. Заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.
2. Устав создаваемого юридического лица в двух экземплярах (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).
3. Передаточный акт.
4. Документ об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений.
6. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента (в случае если реорганизуемое АО является эмитентом таких бумаг и закон позволяет провести реорганизацию).
7. Доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (обязанность представления таких доказательств установлена абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО). Доказательствами являются:
- копия бланка-заявки на публикацию сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- копии публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации».*
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Екатерина Никонова
начальник правового управления ЗАО «Транскредитфакторинг»
По вопросу проведения проверки при реорганизации
1. Ситуация: Как проводится налоговая проверка при реорганизации или ликвидации организации
Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций. Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок. Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.*
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Ситуация:Может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации
Да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.*
Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например,определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Статья: Налоговые проверки. На вопросы отвечает Михаил Мухин (действительный государственный советник РФ 3-го класса)
При реорганизации проверки может и не быть
– Планируем в ближайшее время реорганизацию компании в виде слияния двух ООО. Нам обязательно назначат выездную проверку?
– Нет, Налоговый кодекс не обязывает инспекторов проводить выездную налоговую проверку реорганизуемой компании (п. 11 ст. 89 НК РФ. – Примеч. ред.). Это право налоговиков. Поэтому инспекция самостоятельно решает вопрос о целесообразности ревизии. Замечу, что в вашем случае смысла в такой проверке нет, поскольку вновь созданная организация будет являться правопреемником обоих ООО (п. 4 ст. 50 НК РФ. – Примеч. ред.).*
– Но если проверки не будет, вновь созданную компанию не смогут оштрафовать за нарушения, допущенные до реорганизации?
– Да, правопреемник обязан уплатить штрафы, только если они были наложены на саму реорганизуемую компанию до завершения реорганизации (п. 2 ст. 50 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.04 № 11489/03. – Примеч. ред.). А вот от уплаты налогов и пеней реорганизация не освобождает.
Журнал «Учет. Налоги. Право»№1–2, 10–16 января 2012
4. Статья: При реорганизации компании налоговая инспекция не вправе требовать документы для проверки уплаты налогов
В связи с реорганизацией инспекция запросила бухгалтерские документы. Компания, являющаяся нашим клиентом, решила провести реорганизацию в форме присоединения. Она уведомила об этом налоговую инспекцию и вскоре получила уведомление о вызове руководителя компании для представления пояснений по вопросу уплаты налогов, связанных с реорганизацией.
Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер ГК «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»
Проблема
В связи с реорганизацией инспекция запросила бухгалтерские документы.
Компания, являющаяся нашим клиентом, решила провести реорганизацию в форме присоединения. Она уведомила об этом налоговую инспекцию и вскоре получила уведомление о вызове руководителя компании для представления пояснений по вопросу уплаты налогов, связанных с реорганизацией. В уведомлении налоговики предлагали руководителю явиться лично и представить целый ряд оригиналов документов: оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета, книги покупок-продаж, расшифровку всех строк деклараций по налогу на прибыль за последние три года и т. д. Кроме того, нужно было заполнить форму, направленную в качестве приложения к уведомлению о вызове, указав в ней дополнительные сведения о компании. Руководитель компании понимал, что если представить запрошенные документы, то не исключено, что у налоговиков появятся основания для проведения выездной налоговой проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). А это могло помешать реорганизации или по крайней мере затянуть ее процесс.
Решение
Составление письма с обоснованием отказа представить документы. Мы решили подготовить письменный ответ с указанием всех нарушений налоговиков, связанных с формой и содержанием полученного уведомления. Во-первых, мы указали, что налогоплательщика можно вызвать в инспекцию для дачи объяснений при проведении налоговой проверки, а также при проведении иных мероприятий налогового контроля (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не предоставляет право вызывать для дачи объяснений по вопросам полноты уплаты налогов и сборов, связанных с реорганизацией компании. Во-вторых, инспекция потребовала заполнить приложение к уведомлению, форма которого не утверждена приказом ФНС России, а придумана налоговиками. В-третьих, уведомление предназначено для извещения налогоплательщика о вызове для дачи объяснений и не предполагает представление каких-либо документов. Кроме того, в письме мы напомнили о мерах ответственности, которые могут быть применены к должностным лицам в случае совершения ими незаконных действий (п. 2 ст. 22 НК РФ).
Результат
Компания была реорганизована без проведения выездной проверки. Какой-либо официальной реакции на письмо от инспекции не последовало, но и каких-либо попыток истребовать документы или провести контрольные мероприятия она предпринимать не стала. Компания смогла благополучно завершить процедуру реорганизации без проведения выездной проверки.
Журнал «Юрист компании»№ 5, май 2013
09.04.2014г.
С уважением,
эксперт « Системы Главбух» Алла Пыжова
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт « Системы Главбух» Варвара Абрамова