Если в ходе встречной проверке выяснилось, что ваш поставщик нарушает законодательство, то расходы и вычеты НДС по сделкам с ним ревизоры могут снять. В таком случае вам очень пригодятся документы, которые подтверждают, что ваша компания выбирала поставщика осмотрительно. То есть что вы хорошенько проверили своего контрагента, прежде чем заключать с ним договор. Если организация приняла меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
- получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
- получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
- оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Покажите эти бумаги налоговикам. А если контролеров они не убедят, расходы и вычеты вы сможете отстоять в судебном порядке.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Рекомендация: В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС
Вычеты по счетам-фактурам недобросовестных поставщиков
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
- получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
- получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
- оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).
Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 8 октября 2008 г. № 12676/08, от 21 сентября 2007 г. № 11613/07, от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011, от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08, от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25), от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25), от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14), Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011, Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21, Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11, от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11, от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
Да, может.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть заполнены такие обязательные реквизиты, как наименование, адрес и ИНН поставщика. При этом данный документ должен содержать только достоверные сведения. Если поставщик не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то оформленный им счет-фактура составлен с нарушением указанного порядка. Следовательно, применить вычет по нему нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24.
Кроме того, организации, которые не числятся в ЕГРЮЛ, не являются юридическими лицами, а значит, не могут выступать в качестве поставщиков товаров и плательщиков налогов. На этом основании Президиум ВАС РФ в постановлении от 1 февраля 2011 г. № 10230/10 № А57-22072/2009 поддержал позицию налоговой инспекции, отказавшей организации в вычете по НДС.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять своих контрагентов.
Если же организация приняла к вычету НДС по счету-фактуре недобросовестного поставщика, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1, 3, 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
В этой ситуации налоговая инспекция может отказать в вычете входного НДС, а на сумму возникшей недоимки начислить пени и штраф (ст. 75, 122 НК РФ). Существуют примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7588/08, определения ВАС РФ от 29 мая 2009 г. № ВАС-6491/09, от 6 марта 2009 г. № ВАС-2369/09, от 29 января 2009 г. № ВАС-13530/08, от 5 декабря 2008 г. № 7011/08, от 24 октября 2008 г. № 13660/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. № А17-6117/2011, от 22 августа 2012 г. № А29-7981/2011, Дальневосточного округа от 24 октября 2012 г. № Ф03-4110/2012, от 5 октября 2011 г. № Ф03-4500/2011, Северо-Западного округа от 19 апреля 2013 г. № А66-8747/2012, от 25 октября 2012 г. № А26-7671/2011, Северо-Кавказского округа от 26 января 2011 г. № А01-990/2009, от 19 ноября 2008 г. № Ф08-6643/2008, Уральского округа от 18 февраля 2010 г. № Ф09-408/10-С2, от 18 ноября 2008 г. № Ф09-8554/08-С3, от 28 августа 2008 г. № Ф09-6085/08-С3, Центрального округа от 19 октября 2011 г. № А54-6405/2010, от 11 октября 2011 г. № А35-10958/2010, от 15 января 2009 г. № А54-1525/2008С13, от 18 сентября 2008 г. № А36-436/2007, Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2011 г. № А03-15891/2010, от 16 февраля 2010 г. № А70-8542/2009, от 26 января 2009 г. № Ф04-165/2009(19513-А03-41), Поволжского округа от 11 марта 2013 г. № А65-15309/2012, от 23 апреля 2012 г. № А57-8622/2010, от 13 марта 2012 г. № А72-4064/2011, Восточно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № А10-1001/08-Ф02-7024/08).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету НДС по счету-фактуре поставщика, который, как оказалось, не числится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Они заключаются в следующем.
Факт нарушения контрагентом своих обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и не устанавливает зависимости между таким действиями и вычетом НДС.
Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 12658/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2009 г. № А56-52585/2007, от 9 июня 2008 г. № А44-2525/2007, Поволжского округа от 9 июля 2009 г. № А55-15897/2008, Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10012-06, Волго-Вятского округа от 17 августа 2007 г. № А79-4545/2006, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А19-24415/06-40-04АП-484/07-Ф02-3108/07, Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8106/2006(29045-А27-41), Уральского округа от 18 марта 2008 г. № Ф09-1522/08-С3, от 23 мая 2007 г. № Ф09-3831/07-С2).
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке (включая встречную проверку) обнаружено, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя, поскольку счет-фактура содержит недостоверные сведения. Налоговый вычет по такому счету-фактуре может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
- получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности).
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177. Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 20 мая 2009 г. № ВАС-5978/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 11 февраля 2009 г. № ВАС-15953/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, постановления ФАС Московского округа от 2 августа 2012 г. № А40-68488/11-91-292, от 11 февраля 2010 г. № КА-А40/104-10, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13030-08-П, Уральского округа от 19 ноября 2012 г. № Ф09-10996/12, Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. № А19-18519/2011, от 28 июня 2012 г. № А19-14702/2011, Западно-Сибирского округа от 21 июня 2012 г. № А27-18161/2011, от 17 февраля 2010 г. № А27-1835/2009, Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А12-7755/2008, от 20 ноября 2008 г. № А57-3286/08, Волго-Вятского округа от 2 июля 2009 г. № А11-9745/2008-К2-20/513-А, от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008, Дальневосточного округа от 10 июня 2011 г. № Ф03-2001/2011, от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2012 г. № А53-21257/2011, от 16 февраля 2010 г. № А53-12897/2009).
Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре, сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанность проверять, находятся ли ее поставщики по адресам, указанным в счетах-фактурах, и не устанавливает связи между их фактическим местонахождением и правом покупателя на вычет по НДС. Нет в Налоговом кодексе РФ и зависимости между правом покупателя на вычет по НДС и результатами встречных проверок поставщиков, выставлявших счета-фактуры (см., например, определения ВАС РФ от 21 февраля 2011 г. № ВАС-939/11, от 27 января 2010 г. № ВАС-18046/09, от 31 июля 2009 г. № ВАС-1656/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 19 марта 2009 г. № ВАС-2576/09, от 23 декабря 2008 г. № 16917/08, от 26 мая 2008 г. № 6809/08, от 8 апреля 2008 г. № ВАС-3855/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2010 г. № А33-22148/2009, от 23 июня 2010 г. № А19-18164/09, от 2 декабря 2008 г. № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, от 5 февраля 2008 г. № А19-8263/07-57-Ф02-9893/07, Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. № Ф03-225/2011, от 2 февраля 2011 г. № Ф03-10008/2010, от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4679/2009, от 8 октября 2008 г. № Ф03-3910/2008, Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. № Ф08-6708/2008, Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 4 декабря 2008 г. № А26-584/2008, Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № А65-17639/2012, от 13 июня 2012 г. № А12-14386/2011, от 29 апреля 2010 г. № А57-9302/2009, Западно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. № Ф04-3069/2008(12960-А45-25), Московского округа от 28 сентября 2011 г. № А40-125598/10-127-717, от 17 июня 2011 г. № КА-А40/3807-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А41/2786-10, от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/406-09, Уральского округа от 24 сентября 2012 г. № Ф09-8572/12, от 30 мая 2012 г. № Ф09-3884/12, Центрального округа от 15 марта 2012 г. № А64-2298/2011, от 6 октября 2008 г. № А14-4281/2007186/24, Волго-Вятского округа от 19 декабря 2011 г. № А79-12129/2010, от 14 ноября 2011 г. № А43-26780/2010).
Ситуация: как проверить сведения о контрагенте с целью выявления признаков недобросовестности
При необходимости проверить информацию о контрагенте можно несколькими способами.
1. Запросить соответствующие данные (в частности, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию лицензии) непосредственно у контрагента.
2. Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.
3. Обратиться в налоговую инспекцию по местонахождению контрагента:
- с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации о контрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности);
- с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения копии лицензии.
Такое право прописано в пункте 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438.
Инспекция должна предоставить соответствующие сведения в течение пяти дней (в этом случае плата составляет 200 руб. за каждый документ). При необходимости можно попросить предоставить информацию срочно – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (в этом случае плата составляет 400 руб. за каждый документ). Такой порядок предусмотрен пунктами 21, 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438.
4. Получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Стоимость доступа составляет:
- за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 000 руб.;
- за однократное предоставление обновленных сведений – 5000 руб.;
- за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.
Такой порядок оплаты за предоставление сведений предусмотрен пунктом 2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148.
5. Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН). Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Электронные сервисы», а затем пройдите по ссылке «Проверь себя и контрагента». Чтобы получить информацию, достаточно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или дату, когда она была зарегистрирована). Название организации следует вводить без кавычек и организационно-правовой формы, а также учитывать, что поиск проводится по ее полному наименованию.
6. Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией. Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в подраздел «Проверь себя и контрагента» раздела «Электронные услуги», а затем пройдите по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».
Такие же меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).
7. Запросить в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию об исполнении контрагентом налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что в некоторых случаях налоговые инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну. Однако согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ такая информация к налоговой тайне не относится. Поэтому отказ налоговой инспекции является неправомерным. Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в письмах Минфина России от 4 июня 2012 г. № 03-02-07/1-134, ФНС России от 30 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/20268. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см. например, определение ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. № А27-25441/2009, от 16 июля 2010 г. № А27-25724/2009, Уральского округа от 1 сентября 2010 г. № Ф09-6957/10-С3).*
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Статья: Письмо, которое поможет получить от контрагента документы и проявить «должную осмотрительность»
Почему этот документ важен: Если поставщик окажется «проблемным», а вы не сможете подтвердить, что осмотрительно выбирали контрагента, учесть расходы по сделке и принять к вычету НДС не удастся.
В чем часто ошибаются: Забывают запросить в письме документы, которые подтверждают, что сотрудники поставщика вправе подписывать счета-фактуры и первички.
Когда стоит запрашивать документы у поставщика
Если ваша компания на упрощенке
Рекомендации, приведенные в этой статье, актуальны и для компаний, применяющих упрощенную систему.
Проверяя сданную вами налоговую отчетность, инспекторы могут запрашивать какие-либо сведения у контрагентов вашей компании. И если в ходе таких встречек выяснится, что ваш поставщик нарушает законодательство, то расходы и вычеты НДС по сделкам с ним ревизоры могут снять.
В таком случае вам очень пригодятся документы, которые подтверждают, что ваша компания выбирала поставщика осмотрительно. То есть что вы хорошенько проверили своего контрагента, прежде чем заключать с ним договор. Покажите эти бумаги налоговикам. А если контролеров они не убедят, расходы и вычеты вы сможете отстоять в судебном порядке.
Кстати, если обосновать то, что компания проявила должную осмотрительность, не удастся, у вас будет шанс учесть хотя бы расходы по сделке в пределах рыночных цен (подробнее читайте в комментарии ниже). А вычеты НДС вы скорее всего потеряете.
Советует София Саитова, руководитель группы юридических услуг Санкт-Петербургского офиса Intercomp
Если компания не проявила должную осмотрительность, расходы удастся отстоять в суде лишь в пределах рыночных цен
— Допустим, налоговики обнаружили, что поставщик вашей компании не платит налоги и не отчитывается перед инспекцией. А у вас нет документов, которые подтверждают, что она выбирала продавца с должной осмотрительностью. Реальность самой сделки при этом сомнений не вызывает. Во всяком случае контролерам не удалось доказать обратное.
Обычно налоговики в подобных ситуациях снимают расходы, а также вычеты НДС по сделке с сомнительным контрагентом. А вот судьи ВАС РФ считают, что это неверно. Контролеры не вправе полностью исключить затраты компании из расчета налога на прибыль. Их все же можно учесть, но в размере, который не превышает рыночные цены. Об этом — постановление Президиума ВАС РФот 3 июля 2012 г. № 2341/12. И заметьте: налоговики приняли во внимание позицию судей — об этом свидетельствует письмо ФНС России от24 декабря 2012 г. № СА-4-7/22020@. Правда, такие благоприятные выводы судьи сделали только в отношении налога на прибыль. Про вычеты НДС там ни слова.
Согласитесь, что лучше заранее получать информацию о своих поставщиках, чем вести рискованные споры с контролерами. Вот поэтому советуем проверять потенциального контрагента еще до того, как вы подпишете с ним контракт. Ведь если тот заинтересован в сделке, на этом этапе будет гораздо проще получить от него нужные бумаги. А запросить документы несложно — достаточно направить в адрес продавца письмо. Как оно может выглядеть, мы показали ниже.
Да и вообще, в интересах любой компании предварительно убедиться в благонадежности партнера. Иначе не исключены денежные потери из-за того, что поставщик не исполнит обязательства. А если окажется, что документы по сделке подписаны неуполномоченными сотрудниками, возможно, взыскать деньги не удастся даже через суд. Так что информация о поставщике нужна прежде всего вам самим, чтобы решить, стоит ли иметь с ним дело.
Какие бумаги затребовать в письме
Решить вопрос, какие документы попросить у поставщика, чтобы в случае чего отбиться от всяких претензий налоговиков, помогут разъяснения тех же чиновников. Мы собрали по этой теме все недавние письма ФНС и Минфина России и теперь дадим вам готовый перечень.
Документы о правовом статусе компании
Прежде всего запросите у поставщика свидетельство о государственной регистрации (1) и о постановке на налоговый учет (2). А также учредительные документы (3) (письмо ФНС России от11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84). Достаточно копий, заверенных подписью руководителя поставщика и печатью.
Еще попросите у контрагента выписку из ЕГРЮЛ, чтобы вам самим не пришлось заказывать ее за плату (4). Но для надежности в любом случае проверьте своего поставщика на сайте ФНС www.nalog.ru в разделе «Проверь себя и контрагента». Так вы сможете хотя бы убедиться, что компания зарегистрирована. И кстати, там же на сайте пробейте другую доступную информацию. Например, не числится ли контрагент по адресу массовой регистрации, не дисквалифицирован ли его руководитель.
Возможно, контрагент занимается бизнесом, на который нужны лицензия или членство в СРО. Тогда постарайтесь получить копии лицензий или документов о членстве в СРО, свидетельства о допуске к определенным видам работ. И опять же проверьте эту информацию на сайте ведомства, которое выдает лицензии, или саморегулируемой организации.
Бумаги, которые удостоверяют полномочия сотрудников контрагента
Чтобы договор имел силу, нужно убедиться, что этот документ подпишет директор. Или же сотрудник, у которого есть доверенность на совершение подобных сделок.
Полномочия директора подтвердит протокол собрания учредителей (5). А если вы заключаете сделку с руководителем филиала компании, то доверенность. Вот один из этих документов и запросите у поставщика. Плюс ко всему желательно еще получить копию паспорта руководителя (6). Сделать это рекомендуют представители ФНС России в письме от17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.
Еще важно выяснить, кто вправе подписывать счета-фактуры и первичные документы. Ведь обычно этим занимаются не директор и главбух, а уполномоченные сотрудники. Например, те, которые отпускают товар. Поэтому попросите у поставщика копию приказа или доверенности на право работников заверять счета-фактуры и товарные накладные (7). Было бы замечательно, если на этом документе приведут образец подписи сотрудника.
В отношении доверенности убедитесь, что она правильно составлена. Проверьте, есть ли на этом документе подпись директора и печать компании. Также обязательна дата выдачи доверенности. Разумеется, доверенность должна быть не просрочена. Если срок действия не указан, то он составляет год со дня выдачи. Это указано в пункте 1 статьи 186 Гражданского кодекса РФ.
Ну и главное — из доверенности или приказа должно четко следовать, что сотрудник вправе подписывать счета-фактуры и первичные документы.
Дополнительные документы, подтверждающие благонадежность контрагента
Нередко приходится заключать существенную по сумме сделку с малоизвестной компанией. Тогда стоит запастись дополнительными документами, которые подтвердят, что контрагент ведет реальную деятельность и способен выполнить договор (письмо Минфина России от3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-197).
Еще по этой теме
Пример регламента, который устанавливает, кто и в каком порядке собирает документы по контрагенту, вы найдете в статье «Как обезопасить свою компанию от обвинений в неосмотрительности» (опубликована в журнале «Главбух» № 17, 2011).
Может быть полезна, например, справка о наличии у контрагента необходимого оборудования. Или письмо, подтверждающее местонахождение поставщика. Нелишними будут копии бухгалтерской отчетности. А также налоговой, если поставщик согласится их передать. Сохраняйте и другие документы, которые говорят о том, что партнер по факту ведет деятельность. К примеру, каталоги, рекламные буклеты, распечатки с сайта поставщика.
Удобнее, когда бумаги от поставщика добывает подразделение, которое заключает договоры. Тогда бухгалтерии не придется тратить на это время. Какие бумаги собирать исходя из размера сделки и известности поставщика, пропишите в регламенте.
Журнал "Главбух", №7, 2013 г.
3. Статья: Документ, который продемонстрирует осмотрительность при выборе контрагента
Как документ позволит сэкономить. Обвинения в отсутствии должной осмотрительности при выборе контрагента, по опыту, одна из главных претензий контролеров при проведении налоговых проверок. И это несмотря на то, что налоговое законодательство не устанавливает ни обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность, ни формы исполнения такой обязанности. Если у проверяющих возникнут сомнения в добросовестности контрагента, то инспекторы могут отказать покупателю в признании расходов и вычетах по НДС.
На протяжении длительного времени компаниям удавалось доказать в суде проявление должной осмотрительности только лишь с помощью выписок из ЕГРЮЛ, а также учредительных и регистрационных документов, полученных от контрагента (постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.10 № 15574/09). Однако сложившаяся судебная практика показывает, что собранный компанией пакет документов на контрагента не является достаточным доказательством проявления должной осмотрительности. Кроме того, в большинстве организаций методика проверки добросовестности контрагента не утверждена никаким внутренним документом.
Поэтому для снижения налоговых рисков целесообразно утвердить положение о проверке всех поставщиков и подрядчиков, с которыми компания намеревается начать сотрудничество и заключить договоры. Данный документ должен определять перечень мероприятий, связанных с обеспечением должной осмотрительности. И включать в себя как требования к самому контрагенту, так и к перечню документов, подлежащих запросу у поставщика. Результаты данных мероприятий желательно хранить в налоговом досье продавца.*
Обычно во внутренней методике компании фиксируется, что сотрудник отдела снабжения или иного соответствующего подразделения должен направить в юридический отдел запрос на проведение проверки контрагента. При этом работник, занимающийся заключением договора, передает комплект документов, полученных от поставщика. Сотрудники юридической службы проверяют полноту и достоверность представленных документов. После чего обращаются к информационным базам ФНС России или иным аналогичным источникам для получения сведений, позволяющих сделать вывод о благонадежности контрагента на дату проверки.
Кроме того, для усиления налоговой безопасности компании целесообразно разработать специальную форму заявления, гарантирующего добросовестность поставщика на момент заключения договора. Оформление заявления докажет не только добросовестность, благонадежность и финансовую стабильность продавца, но и подтвердит юридический статус и реальность хозяйственных операций.
Такой документ должен заполнять и подписывать каждый потенциальный контрагент. После анализа сведений, содержащихся в данном документе, юридическая служба сможет проинформировать работника о возможности заключения договоров.
В каком виде составляется. Заявление, гарантирующее и подтверждающее добросовестность контрагента, составляется в произвольной форме.
Что обязательно должно быть в документе. В заявлении необходимо отразить наименование потенциального контрагента, данные о государственной регистрации и присвоении ИНН. А также гарантии, обязательства и прочие условия, которые берет на себя деловой партнер.
Заявлением контрагент подтверждает, что он располагает полномочиями, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения всех обязательств по договору. А также тот факт, что он своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязанности перед бюджетом.
Кроме того, в документе можно зафиксировать гарантии контрагента, касающиеся его взаимодействия с представителями компании и налоговой инспекции в случае проведения камеральных и выездных проверок. Или в случае истребования у компании документов о поставщике или информации о конкретных сделках с ним в рамках статьи 93.1 НК РФ.
Дополнительные меры безопасности. Желательно также зафиксировать перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению. Это могут быть, в частности, копии устава со всеми изменениями, свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, решения о назначении исполнительного органа контрагента, приказа о вступлении в должность исполнительного органа, паспорта генерального директора. И конечно, копия выписки из ЕГРЮЛ «не старше» 30 календарных дней с момента заключения договора.
Помимо этого стоит запросить у делового партнера копии лицензий, допусков СРО, договора аренды нежилого помещения, подтверждающего нахождение компании по заявленному адресу, извещения о регистрации в качестве страхователя в ФСС, уведомления о регистрации в ПФР, информационного письма из Росстата, титульных листов налоговой отчетности за последний квартал с отметкой налогового органа. А также копии документов, подтверждающих законность использования исключительных прав (товарный знак, фирменное наименование и так далее), и доверенности на лицо, подписывающее договор, в случае, если контракт подписывается по доверенности. Все копии документов должны быть заверены печатью контрагента и подписью уполномоченного лица.
Кроме того, целесообразно запросить у контрагента документы, подтверждающие полномочия главного бухгалтера или иных лиц, уполномоченных на подписание договора. А также справки об отсутствии нарушений налогового законодательства и об отсутствии задолженности перед бюджетом (письмо ФНС России от 11.02.10. № 3-7-07/84). При необходимости обязанность представления таких документов также можно закрепить в заявлении о добросовестности, подписываемом продавцом.
Фрагмент документа, гарантирующего добросовестность контрагента и проявление должной осмотрительности
Екатерина Кондакова, корпоративный юрист
Журнал "Практическое налоговое планирование", №9, 2013 г.
С уважением,18.03.2014 г.
Татьяна Никонова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
Ведущим экспертом БСС «Система Главбух».