в данном случае некоторые обременения еще не достроены, а объекты основного строительства уже начинают сдаваться в эксплуатацию.
Застройщики, осуществляющие строительство на основании договоров участия в долевом строительстве, по окончании строительства должны учитывать экономию затрат на строительство объектов недвижимости в составе доходов при УСН. Она равна разности между договорной стоимостью объектов и суммой фактических затрат по строительству данных объектов, не включающими в себя расходы на содержание службы застройщика (письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-11-06/2/109).
Таким образом, стоимость объектов основного строительства формируется в размере фактических затрат. Соответственно, включать в них сметную стоимость еще недостроенных объектов обременений нельзя.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» VIP-версия.
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на обременения, возникающие при строительстве
При получении разрешения на строительство либо прав на земельный участок строительные организации в рамках договора о развитии застроенных территорий могут нести затраты, связанные с дополнительными обязанностями (обременениями). Перечень допустимых обременений определен статьей 46.2 Градостроительного кодекса РФ и закрепляется договором, заключенным с местными властями (договор о развитии застроенной территории) (ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ).
Какие обязательства относятся к обременениям
К обременениям относятся следующие виды обязательств:
- заплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и признанных аварийными и подлежащими сносу (п. 5 ч. 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ);
- создать либо приобрести жилые помещения для граждан, выселяемых с застраиваемой территории (если с этими гражданами были заключены договоры социального найма, договоры найма специализированного жилого помещения) (п. 4 ч. 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ);
- построить или реконструировать объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур (п. 1 ч. 4 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ). Например, дороги на территории, прилегающей к объекту строительства, газопровод, электросеть*, школу или детский сад.
Последние два вида объектов обременений после строительства (приобретения) могут быть переданы в государственную или муниципальную собственность (или на баланс эксплуатирующей организации) на основании договора* (п. 4 ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Финансировать строительство объектов обременений может как сам застройщик, когда он является инвестором, так и привлеченный инвестор.
При этом объекты обременений передает местным властям тот субъект строительной деятельности, на которого такая обязанность возложена по контракту. Как правило, таким субъектом выступает застройщик.
Бухучет
Затраты, связанные со строительством (реконструкцией, приобретением) объектов обременений, можно отражать на отдельном субсчете к счету 08-3, например «Строительство объектов обременений». Это необходимо для организации аналитического учета соответствующих затрат. Для этого на каждый строящийся объект обременений можно открыть отдельный субсчет. Например, «Строительство школы», «Строительство линии электропередач» и т. д.*
Сумму расходов на строительство объектов обременения определяйте на основании:
- первичных учетных документов, применяемых в строительстве (акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и т. д.);
- других первичных документов, подтверждающих понесенные затраты (таможенные декларации, приказы о командировке и т. д.).
Строительство объектов обременений отражайте в бухучете следующей проводкой:
Дебет 08-3 субсчет «Строительство объектов обременений» Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 60, 70, 76...)
– учтены расходы застройщика (при строительстве собственными силами) или подрядчика (при подрядном способе строительства) на строительство объектов обременений.
Порядок списания в бухучете накопленных затрат на строительство объектов обременений у застройщика зависит от вида обременений.
Если застройщик строит объекты обременений в качестве самостоятельных объектов, которые не предусмотрены проектной документацией по основному строительству и договором на застройку территории, стоимость таких объектов спишите с баланса в состав прочих расходов.
При этом в бухучете сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 08-3 субсчет «Строительство объектов обременений»
– стоимость объектов обременений списана на прочие расходы.
Если же указанные расходы осуществляются с целью исполнения обязательств по контракту с местными властям, сумму расходов по созданию объектов обременений отразите в затратах на строительство основного объекта (п. 5.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, п. 8 ПБУ 6/01, п. 6 ПБУ 5/01).*
В бухучете застройщика это можно отразить следующими записями:
Дебет 08-3 Кредит 08-3 субсчет «Строительство объектов обременений»
– отражена стоимость объектов обременений в затратах на строительство основного объекта.
Внимание: в случае привлечения инвестиций по договорам участия в долевом строительстве стоимость объектов социальной сферы (школы, сады) нельзя относить на основной объект. Дело в том, что такие расходы не могут быть компенсированы за счет средств дольщиков (п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ).
В такой ситуации при заключении договора участия в долевом строительстве целесообразно увеличить вознаграждение застройщика на сумму расходов на обременения.
Если инвестор платит единый налог с доходов, то дополнительные расходы, связанные с сооружением объекта строительства, не уменьшают его налоговую базу. Это связано с тем, что при таком объекте налогообложения инвестор вообще не учитывает никакие расходы* (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Рекомендация: Как застройщику отразить в бухучете и при налогообложении долевое строительство жилых домов
Расходы
Затраты на строительство жилого дома отражайте по мере их возникновения и накапливайте по дебету счета 08-3 нарастающим итогом с начала строительства. При этом застройщик делает следующие записи:*
Дебет 08-3 Кредит 60
– учтена в составе расходов на строительство стоимость работ, выполненных подрядчиком;
Дебет 19 Кредит 60
– учтен предъявленный подрядчиком НДС.
НДС со стоимости подрядных работ отнесите на расходы по строительству жилого дома:
Дебет 08-3 Кредит 19
– учтен в составе расходов на строительство «входной» НДС со стоимости работ, выполненных подрядчиком.
Средства на финансирование строительства доходом застройщика не являются. Однако впоследствии часть этих средств (например, в сумме экономии) может быть признана вознаграждением застройщика*. В такой ситуации суммы, признанные вознаграждением, учтите в составе доходов.
Учет расходов застройщика по договору участия в долевом строительстве зависит от того, какой объект налогообложения применяет организация. Если организация платит единый налог с доходов, то затраты застройщика ее налоговую базу не уменьшают. Это связано с тем, что при таком объекте налогообложения организация вообще не учитывает никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).*
Если застройщик платит единый налог с разницы между доходами и расходами и ведет строительство подрядным способом, то налоговую базу по единому налогу он определяет как экономию средств, полученных от дольщиков, по сравнению с расходами на строительство (письмо Минфина России от 20 января 2012 г. № 03-11-06/2/7).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3.Письмо Минфина РФ от 22.07.2011 № 03-11-06/2/109
Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Организация на праве собственности владеет земельным участком и осуществляет долевое строительство объектов недвижимости, выступая в качестве застройщика.
Застройщик, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", заключает договоры участия в долевом строительстве с физическими лицами.
Цена по договору участия в долевом строительстве определяется как сумма денежных средств, направленных на возмещение затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства.
Поскольку вознаграждение застройщика не предусмотрено договором участия в долевом строительстве, то его доходом будет являться экономия, которая определяется как разность между ценой договора и себестоимостью созданного объекта. Договором участия в долевом строительстве предусмотрено, что неизрасходованные целевые средства участников долевого строительства, оставшиеся у застройщика по окончании строительства (экономия), являются премией застройщика, которая остается в его распоряжении.
Застройщик формирует себестоимость создаваемого объекта в разрезе глав сводного сметного расчета. Себестоимость складывается из фактических затрат на строительство (создание) объекта и затрат на содержание службы застройщика.
Расходы на содержание службы застройщика также учитываются в инвентарной стоимости объекта в соответствии с п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160, а также согласно сводному сметному расчету, в состав которого входит гл. 10 "Содержание службы заказчика-застройщика", составляемому в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004.
По окончании строительства определяется экономия и застройщик уплачивает с данной суммы налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ застройщик ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона № 214-ФЗ обязательства застройщика перед дольщиком считаются исполненными с момента подписания сторонами акта о передачи объекта долевого строительства. Соответственно, размер (сумма) экономии может быть определен только после завершения строительства, когда будет сформирована инвентарная стоимость объекта.
Денежные средства по договорам участия в долевом строительстве, полученные застройщиком, являются целевыми и в момент получения денежных средств на расчетный счет доходом не признаются в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Так как сумма вознаграждения застройщика не выделена в договоре участия в долевом строительстве, то полученная по окончании строительства экономия и будет являться доходом застройщика.
Сумму экономии застройщик, применяющий УСН, отражает в книге учета доходов и расходов и учитывает при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Имеет ли право застройщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", уплачивать налог только с суммы экономии, которая определяется по окончании строительства?
Правомерно ли не учитывать при формировании выручки расходы на содержание службы застройщика, так как данные расходы производятся из целевых средств и включаются в инвентарную стоимость объекта, при условии, что в договорах участия в долевом строительстве оплата услуг застройщика не выделена отдельной суммой?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, полученных застройщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, и сообщает следующее.
В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
Как следует из письма, организация выполняет функции застройщика по строительству объектов недвижимости подрядным способом за счет средств дольщиков.
В договорах долевого участия на строительство объектов недвижимости не предусмотрен возврат дольщикам неиспользованных средств из-за снижения фактической стоимости строительства по сравнению с его договорной стоимостью. Договорами также не предусмотрен размер вознаграждения заказчика-застройщика. При этом договорами предусмотрено, что неизрасходованные целевые средства участников долевого строительства, оставшиеся у застройщика по окончании строительства, являются премией застройщика, которая остается в его распоряжении.
Исходя из этого организации, являющиеся застройщиками, при заключении вышеуказанных договоров в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, должны учитывать экономию затрат на строительство объектов недвижимости в виде разницы между договорной стоимостью объектов и фактическими затратами по строительству данных объектов, не включающими в себя расходы на содержание службы застройщика, по окончании строительства.*
Вместе с этим сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются».