Вопрос: Облагается ли налогом (УСН) субсидия из бюджета, связанная с реализацией проекта по строительству объекта заправки транспортных средств компримированным природным газом? Предмет Соглашения 1.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление в 2023 году субсидии: 1.1.1. в целях возмещения части затрат Получателя, связанных с реализацией проекта по строительству объекта заправки транспортных средств компримированным природным газом,расположенного по адресу: 3.1.1. на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения. Вот это разве не подтверждается, что она целевая?
Ответ: Да, облагается, если Вы коммерческая организация.
Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога доходы от реализации согласно статье 249 НК и внереализационные доходы согласно статье 250 НК (п. 1 ст. 346.15 НК). Не увеличивают налоговую базу доходы, которые, указаны в перечне из статьи 251 НК (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК). В этот перечень входит имущество, в том числе деньги:
- полученные в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов и субсидий на возмещение расходов, поименованных в статье 270 НК, кроме расходов из пункта 5 данной статьи (абз. 4, 26 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.
В целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК).
Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь
Нужно ли на УСН включать в доходы субсидии и другие средства госпомощи, которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования
Да, нужно.
Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога доходы от реализации согласно статье 249 НК и внереализационные доходы согласно статье 250 НК (п. 1 ст. 346.15 НК). Не увеличивают налоговую базу доходы, которые, указаны в перечне из статьи 251 НК (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК). В этот перечень входит имущество, в том числе деньги:
полученные в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК);
в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов и субсидий на возмещение расходов, поименованных в статье 270 НК, кроме расходов из пункта 5данной статьи (абз. 4, 26 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.
В целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК). Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:*
средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
средства получены по сертификату на привлечение сотрудников в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных в соответствии с законодательством о занятости населения (утв. распоряжением Правительства от 20.04.2015 № 696-р);
средства получены для использования по иному назначению.
Господдержка малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных
Когда средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Субсидии отражают в доходах в тех же суммах, которые израсходовали и списали в расходы. С 29 сентября 2019 года в статье 346.17 НК четко сказано, что правило касается двух ситуаций: первая – субсидию потратили, чтобы оплатить расходы; вторая – расходы оплатили собственными деньгами, а потом возместили за счет поступившей субсидии.
Новые правила нужно применять в отношении всех субсидий, которые получены с 1 января 2019 года на господдержку малого и среднего предпринимательства и самозанятость безработных. Если субсидия получена после того, как у упрощенца возникли расходы, ее отражают в доходах в сумме расходов, которые были оплачены в этом же году.
Как учесть субсидии на господдержку малого и среднего предпринимательства
В марте 2020 года организация оплатила расходы на сумму 300 000 руб., а в сентябре 2020 года получила субсидию 500 000 руб. в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В налоговой базе за девять месяцев 2020 года надо показать только часть доходов – 300 000 руб. Оставшиеся 200 000 руб. будут учитываться в доходах по мере расходования денег.
До 29 сентября 2019 года в статье 346.17 НК не было прямой нормы о субсидиях на господдержку малого и среднего предпринимательства и самозанятость безработных, которые бы компенсировали упрощенцу расходы, оплаченные собственными деньгами. Минфин разъяснял, что неважно, когда возникли расходы – до получения денег из бюджета или после (письмо от 24.02.2016 № 03-11-11/10008). Но на практике инспекторы доначисляли налог, а арбитражная практика была противоречивой (см., например, решение Арбитражного суда Приморского края от 15.05.2019 № А51-18826/2018, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.05.2016 № Ф03-1803/2016 по делу № А51-16044/2015в пользу инспекторов, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.09.2016 № Ф10-2798/2016, А09-10032/2015 в пользу налогоплательщика).
Бюджетные средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:
двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.
В случае, когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток. Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 НК.
Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. Организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны.
Это подтверждается письмами Минфина от 03.03.2014 № 03-11-11/8826 и ФНС от 30.09.2011 № ЕД-3-3/3235 и от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835. Разъяснения даны по порядку заполнения книги учета доходов и расходов по формам, действовавшим в соответствующих периодах, в том числе, по форме, утвержденной приказом Минфина от 22.10.2012 № 135н, используемой в работе до 31 декабря 2023 года. Но разъяснения можно применять при заполнении книги учета доходов и расходов с 1 января 2024 года по новой форме, утвержденной приказом ФНС от 07.11.2023 № ЕА-7-3/816@.
У организаций с объектом «доходы» высок риск споров с проверяющими. Налоговое законодательство не содержит норм, которые позволяют не учитывать субсидию в составе доходов.
Позиция Минфина противоречит пункту 1 статьи 346.17 НК. Письма Минфина и ФНС – не нормативные документы. Если вы воспользуетесь такими рекомендациями, учитывайте, что при проверке местная налоговая инспекция может занять противоположную позицию. Она не обязана использовать в своей работе письма Минфина и ФНС, если они напрямую не адресованы нижестоящим инспекциям.
Поэтому существует риск, что инспекторы начислят дополнительные налоговые обязательства. По данному вопросу есть судебные решения в пользу инспекции – постановления арбитражных судов Северо-Западного округа от 29.12.2016 № Ф07-10981/2016 и Дальневосточного округа от 23.05.2016 № Ф03-1803/2016. Отстаивать свою правоту придется в суде. При этом тот факт, что вы выполняли разъяснения контролирующих органов, освободит вас от уплаты штрафа и пеней (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК).
Средства по сертификату на привлечение сотрудников
Некоторые субъекты РФ включены в перечень приоритетных в соответствии с законодательством о занятости населения (утв. распоряжением Правительства от 20.04.2015 № 696-р). Средства по сертификату на привлечение сотрудников в эти субъекты учитывают в доходах в тех же суммах, что и в расходах. Всю сумму доходов нужно учесть в течение трех лет. Но если нарушить условия получения денег, финансовую поддержку надо отразить в доходах налогового периода, в котором допущено нарушение. Если упрощенец не потратит субсидию за три налоговых периода, неучтенные в доходах и расходах суммы отражаются в доходах третьего налогового периода. Такой порядок предусмотрен абзацами 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 НК.
Господдержка по иному назначению
Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК).
Обоснование учета субсидий, бюджетных кредитов и другой госпомощи в материалах Системы Главбух.
Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени