по мнению Северо-Западного таможенного управления РФ, указание декларантом неверного кода товара по ТН ВЭД, если это не связано с заявлением при его описании недостоверных сведений, не образует состава административного правонарушения по ч.2 ст.16.2 КоАП России. При этом лицо, перемещающее товар, либо декларант обязаны уплатить сумму таможенных пошлин, налогов в размере соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Письмо Северо-Западного таможенного управления РФ от 17.10.2005 N 12-02-15/19907 «О направлении информации»
«2. С точки зрения суда, указание декларантом неверного кода товара по ТН ВЭД, если это не связано с заявлением при его описании недостоверных сведений, не образует состава административного правонарушения по ч.2 ст.16.2 КоАП России.
На основании заключения эксперта Балтийской таможней товар был классифицирован кодом ТН ВЭД, отличным от заявленного организацией в ГТД. Изменение кода товара повлекло увеличение размера взимаемых таможенных пошлин, налогов.
Постановлением Балтийской таможни по делу об АП N 10216000-1587/2004 организация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.16.2 КоАП России.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (решение от 10.11.2004 по делу N А56-38404/04) удовлетворил заявление организации об отмене постановления, указав на недоказанность таможней наличия в действиях организации события и состава вмененного административного правонарушения.
По мнению суда кассационной инстанции, посчитавшего вывод суда первой инстанции правомерным, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и проверку таможенной декларации, исходя из представленных ему полномочий, обязан не допустить выпуск товара в случаях, когда декларант заявил в таможенной декларации достоверные сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товара и его таможенном режиме, но неправильно указан код ТН ВЭД.
Следовательно, указание в ГТД неправильного кода ТН ВЭД, если это указание не связано с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристик товара, влияющих на его классификацию, не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП России.
При этом лицо, перемещающее товар, либо декларант обязаны уплатить сумму таможенных пошлин, налогов в размере соответствующем правильному коду ТН ВЭД*.
Постановлением Балтийской таможни по делу об АП N 10216000-129/2004 юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.16.2 КоАП России, выразившегося в заявлении недостоверных сведений о коде товара по ТН ВЭД.
Решением от 05.10.2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7115/2004 постановление таможни было признано незаконным и отменено, на основании того, что вступившим в законную силу решением от 21.06.2004 Арбитражного суда по делу N А56-7696/04 классификационное решение Балтийской таможни, послужившее основанием для возбуждения дела об АП N 10216000-129/2004 и являющееся доказательством по делу, признано незаконным, а классификация лицом товара по коду ТН ВЭД правомерной.
Данные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию, в связи с чем постановление Балтийской таможни было основано на доказательствах, признанных судом незаконными, в связи с чем факт совершения лицом административного правонарушения не доказан.
Постановлением от 25.05.2005 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А42-347/05-12 решение от 07.02.2005 Арбитражного суда Мурманской области о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни по делу об АП N 10207000-734/2004 оставлено без изменения.
В постановлении суд указал, что по смыслу ч.2 ст.16.2 КоАП России к сведениям, недостоверное заявление которых образует объективную сторону вменяемого обществу в вину АП, относятся количественные и качественные характеристики товара, позволяющие отнести товар к определенному коду ТН ВЭД.
Как указано в п.п.1, 3 ст.40 ТК РФ, товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации. В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании, таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Принимая решение о классификации товара, таможенный орган реализует полномочия, предоставленные ему приведенной нормой, а несогласие таможни с заявленным декларантом кодом ТН ВЭД не может быть признано административным правонарушением со стороны последнего, поскольку, по мнению суда, и декларант и таможенный орган действуют в соответствии с таможенным законодательством.
Судом был сделан вывод, что код ТН ВЭД не относится к сведениям о товаре, служащим основанием для занижения размера таможенных платежей, по смыслу ч.2 ст.16.2 КоАП России, а следовательно, отсутствует событие АП*».
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС. Классификация товаров
«Статья 52. Классификация товаров
1. Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
2. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
3. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств – членов таможенного союза.
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
4. Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 настоящего Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
5. Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с настоящей главой.
6. Таможенные органы, определенные законодательством государств – членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.
Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
7. В целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств – членов таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза.
После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений.
Статья 53. Порядок принятия предварительного решения
1. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности определяется настоящей статьей, статьями 54-57 настоящего Кодекса, а в части, не определенной указанными статьями, – законодательством государств – членов таможенного союза.
2. Предварительное решение по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.
3. Предварительное решение принимается таможенным органом того государства – члена таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства – члена таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
4. Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
5. Форма предварительного решения определяется решением Комиссии таможенного союза.
6. Таможенный орган в случае утраты заявителем предварительного решения выдает дубликат ранее полученного заявителем предварительного решения.
7. Таможенные органы осуществляют информационный обмен, касающийся принятия предварительных решений, в соответствии со статьей 124 настоящего Кодекса.
ТН ВЭД – это классификатор, который применяется для государственного регулирования экспорта и импорта товаров, т. е. систематизированный перечень товаров, включающий наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации.
В связи с формированием Таможенного союза решением КТС о едином таможенно-тарифном регулировании установлена единая ТН ВЭД ТС4.
Единая ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей на территории России до 1 января 2010 г. ТН ВЭД России5.
ТН ВЭД представляет собой перечень товаров с присвоенными им цифровыми кодами, в котором соблюдается принцип однозначного отнесения товаров только к одному коду. То есть для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, первые четыре – товарную позицию, первые шесть – субпозицию, все десять – подсубпозицию. Для непоименованных, особо не выделенных товаров существуют «корзиночные» товарные позиции, или «прочие».
В единой ТН ВЭД ТС содержатся 1221 товарная позиция, 5052 товарных субпозиции, 11 171 товарная подсубпозиция.
Принятая степень детализации соответствует структуре международной торговли товарами (первые шесть цифр). Описания позиций на уровне седьмого и восьмого разрядов кода в большинстве случаев соответствуют европейским. Девятый разряд предназначен для детализации в интересах государств – участников СНГ. Десятый – для государств – членов Таможенного союза.*
Пунктом 1 ст. 52 комментируемой главы определено, что товары при таможенном декларировании подлежат классификации, т. е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по единой ТН ВЭД ТС.*
Комиссией ТС в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД разработано Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров8.
Положение, при котором существует свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо с точки зрения единообразия применения мер государственного регулирования внешней торговли: определения ставок таможенной пошлины, акциза, перечней товаров по запретам и ограничениям и т. д.
Коды товаров по единой ТН ВЭД ТС, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Исключение составляют случаи, когда вышеуказанные документы могут использоваться в качестве таможенной декларации.
В случае затруднения в определении классификационных кодов товаров любое лицо может обратиться в таможенный орган с запросом о принятии предварительного решения о классификации товара. Эта услуга бесплатна.
Классификация товаров действительно требует высокой квалификации и опыта, которые лишь с годами переходят в профессионализм. В Белоруссии и Казахстане услуга по предварительной классификации платная.
В случае несогласия участника ВЭД с классификацией товаров, принятой таможенными органами, есть два пути обжалования: в суд или вышестоящему таможенному органу. Последний вариант в соответствии со ст. 9 комментируемого Кодекса производится в порядке и сроки, установленных законодательством государств – участников ТС.
По законодательству РФ жалоба на решение таможенного органа по классификации товаров может быть подана участником ВЭД в течение трех месяцев и должна быть рассмотрена в течение месяца со дня поступления. Реализация решения таможенного органа должна быть осуществлена в течение 10 дней со дня его поступления в таможенный орган.
Участник ВЭД в случае несогласия с решением таможенного органа лично или через представителя имеет право обжаловать решение в суд*. Порядок и сроки подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, определяются законодательством о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах Российской Федерации.
В связи с тем что в соответствии с п. 2 ст. 55 комментируемой главы предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ТС действует в течение трех лет, ФТС России разъяснила, что предварительные решения по классификации товаров, принятые до 1 июля 2010 г. в соответствии с законодательством РФ, предусматривающим срок действия предварительного решения в течение пяти лет, считаются действительными до истечения срока их действия, если они не изменены, не отозваны либо их действие не прекращено.
Предъявление при совершении таможенных операций предварительного решения ФТС России сокращает время их производства, а также исключает возможность ошибки заявления неверного кода товара и, следовательно, недостоверного декларирования кода товара со стороны участника ВЭД (т. е. страхует декларанта участника ВЭД от нарушений).
КОММЕНТАРИЙ К ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА