шансы снизить ответственность за несообщение об открытии счета невелики, обычно тот факт, что ранее организация не привлекалась к ответственности по аналогичным правонарушениям, контролирующие органы не учитывают.
При этом организация обязана сообщить не только об обычном расчётном счете, но и о специальном, поскольку на обязанность лица, открывающего счет, сообщить о нем, не влияет характер целевого использования этого счета. Сообщить нужно обо всех счетах, не являющихся транзитными (ссудными, депозитными, накопительными), и о специальном счете, и о расчетном. Соответственно, если организацией было открыто 2 счета в банке, и ни об одном не было сообщено контролирующим органам, будет 2 штрафа, поскольку каждое правонарушение является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и Системы Главбух» vip -версии .
1. Рекомендация: Как открыть (закрыть) расчетный счет в России
Открытие счета
Основанием для открытия расчетного счета является договор банковского счета (п. 1 ст. 846 ГК РФ, п. 1.2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № +28-И).
Банковский счет является открытым с момента внесения записи в книгу регистрации открытых лицевых счетов. Сделать такую запись банк может в следующие сроки:
– не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения (вступления в силу) договора банковского счета;
– одновременно с заключением договора банковского счета.
Такой порядок следует из пункта 1.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Заключение договора
Чтобы заключить договор банковского счета (т. е. открыть банковский счет), представьте в банк следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации организации;
- учредительные документы. В ООО и акционерных обществах таким документом является устав (п. 1 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК РФ). На практике, если в учредительные документы вносились изменения, некоторые банки требуют также документы, вносящие изменения, и свидетельства о регистрации изменений;
- лицензии, если они имеют непосредственное отношение к правоспособности организации заключать договор банковского счета;
- документы, которые подтверждают полномочия лиц, наделенных правом первой и второй подписи;
- документы, которые подтверждают право использовать аналог собственноручной подписи (например, электронную подпись) – если использование такого аналога предусмотрено договором;
- документы, которые подтверждают полномочия единоличного исполнительного органа организации;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати;
- свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции
Такой перечень документов установлен пунктом 4.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Если организация открывает расчетный счет своему обособленному подразделению (филиалу, представительству), то в дополнение к вышеперечисленным документам в банк представьте:
- положение об обособленном подразделении;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения;
- свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по местонахождению обособленного подразделения.
Об этом сказано в пункте 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Кроме того, лицо, обратившееся за открытием счета, должно представить в банк паспорт (другое удостоверение личности) (п. 1.7 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).
Организация может принести в банк оригиналы или копии документов, заверенные в установленном законодательством порядке.
Если организация представляет оригиналы, уточните в банке, в каком порядке необходимо представить документы. Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-Ипредусматривает два варианта.
Первый – принести в банк оригиналы документов вместе с их копиями. В этом случае организация должна предварительно самостоятельно заверить копии. То есть проставить на них подпись лица, заверившего документ (как правило, руководителя), его фамилию, имя, отчество и должность, а также печать. Далее сотрудник банка сравнит копии с оригиналами и при отсутствии расхождений сделает на копиях надпись «Сверено с оригиналом».
Второй – принести в банк только оригиналы документов. Сотрудник банка сам снимет с них копии и сделает надпись «Копия верна».
Кроме того, банк может пригласить другое уполномоченное лицо (например, нотариуса), чтобы заверить документы организации.
Такие варианты предусмотрены пунктом 1.11 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Если организация представляет в банк копии документов (без оригиналов), то они должны быть заверены в установленном законодательством порядке (например, нотариально) (п. 1.11 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И, ст. 77 Основ законодательства РФ о нотариате). При этом в отношении учредительных документов можно представить их копии, заверенные регистрирующим органом – налоговой инспекцией. Такие документы признаются копиями, заверенными в установленном законодательством порядке. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Банка России от 13 июля 2010 г. № 011-31-1/3482.
Помимо документов, перечисленных в пунктах 4.1 и 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И, банк может затребовать и другие сведения, позволяющие более полно идентифицировать клиента. Например, информацию о наличии счетов в других банках. Полный перечень необходимых документов банк устанавливает в своих правилах (п. 11.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).
Карточка с образцами подписей
Карточку с образцами подписей и оттиска печати сделайте по форме № 0401026, утвержденной Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Бланки карточек могут быть изготовлены как организацией, так и банком самостоятельно (п. 7.4 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). При открытии счета уточните в банке, предоставляет ли он бланки карточек клиентам.
Карточку можно заполнить:
- на пишущей машинке или компьютере шрифтом черного цвета;
- ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета.
Об этом говорится в пункте 7.2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Порядок заполнения карточки приведен в Приложении 2 к Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
На лицевой стороне карточки укажите:
- в поле «Владелец счета» – полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Если организация открывает счет для обособленного подразделения, то после названия организации, через запятую, впишите название обособленного подразделения в соответствии с положением об его открытии;
- в поле «Местонахождение (место жительства)» – фактический адрес организации (обособленного подразделения). В случаях, когда функции управления организацией переданы управляющей компании или управляющему, в поле вносится их фактический адрес;
- в поле «тел. №» – один или несколько номеров телефонов организации (обособленного подразделения);
- в поле «Банк» – полное или сокращенное наименование банка, в котором организация открывает расчетный счет.
Поля «Отметки банка» и «Прочие отметки» заполняют сотрудники банка.
На оборотной стороне карточки поставьте:
- в поле «Сокращенное наименование владельца счета» – сокращенное название организации (обособленного подразделения) в соответствии с учредительными документами (положении об обособленном подразделении). Сокращенное название латинскими буквами может быть указано без подстрочного перевода на русский язык. Если сокращенное наименование отсутствует, укажите полное название организации (обособленного подразделения);
- в поле «Фамилия, имя, отчество» – фамилию, имя, отчество лиц, наделенных правомпервой и второй подписи. Если в организации нет сотрудника, наделенного правом второй подписи, то в строке «Вторая подпись» данного поля напишите «Лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует»;
- в поле «Образец подписи» – собственноручные подписи лиц, наделенных правом первой и второй подписи (напротив своей фамилии);
- в поле «Дата заполнения» – число, месяц и год заполнения карточки;
- в поле «Подпись клиента» – собственноручную подпись руководителя организации. Если расчетный счет открывает представитель организации по доверенности, то в данном поле нужно проставить подпись лица, действующего по доверенности, а также дату и номер доверенности;
- в поле «Оттиск печати» – четкий образец оттиска печати организации. Печать не должна выходить за границы данного поля.
Поля «№ банковского счета», «Срок полномочий» и «Выданы денежные чеки» заполняют сотрудники банка.
Поле «Место для удостоверительной надписи о свидетельствовании оттисков подписей»заполняет нотариус, удостоверяющий подписи лиц, наделенных правом первой и второй подписи.
Карточка может быть оформлена без нотариального заверения подлинности подписей. Удостоверить подписи и полномочия сотрудников организации может работник банка на основании документов, подтверждающих личности работников, и учредительных и распорядительных документов организации. Такой порядок установлен пунктом 7.13Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Изменять количество и расположение полей в карточке нельзя. Допускается произвольное количество строк в полях:
- «Владелец счета»;
- «Выданы денежные чеки»;
- «Прочие отметки»;
- «Фамилия, имя, отчество»;
- «Образец подписи»;
- «№ банковского счета» (если открывается несколько счетов и лица, наделенные правом первой и второй подписи, совпадают).
Об этом сказано в пункте 7.4 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация: Как сообщить налоговой инспекции об открытии (закрытии) банковского счета
Как правило, об открытии (закрытии) банковских счетов организация обязана сообщить в письменной форме в налоговую инспекцию по своему местонахождению (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ)*. Из этого правила есть исключения, подробнее о них см. таблицу.
Открытие счета в России
Сообщить в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в России нужно в течение семи рабочих дней с момента его открытия (закрытия) (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ).*
Чтобы определить срок с момента открытия счета, имейте в виду следующее. Банковский счет является открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации открытых лицевых счетов. Сделать такую запись банк может в следующие сроки:
– не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения (вступления в силу) договора банковского счета;
– одновременно с заключением договора банковского счета.
Такой порядок следует из пункта 1.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
В то же время существует арбитражная практика, указывающая, что дату открытия счета можно достоверно определить только тогда, когда из банка будет получено официальное уведомление (постановление Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10). Порядок и сроки представления клиентам таких уведомлений должны быть установлены во внутренних документах кредитного учреждения (п. 1.4 и п. 11.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).
О закрытии счета нужно сообщить с ИФНС, не дожидаясь уведомлений из банка.
Запись о закрытии вносится в книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского счета (абз. 5?6 пункта 1.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И).
Если на счете нет денежных средств, то банк должен закрыть его не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда организация обратилась с соответствующим заявлением. Если на банковском счете денежные средства есть:
– то при отсутствии ограничений на их использование банк закроет счет не позднее рабочего дня, следующего за днем списания средств со счета;
– то при наличии ограничений счет закроют после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денег со счета.
Такие правила установлены в пункте 8.5 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Способы подачи сообщения
Организация может представить в инспекцию сообщение об открытии (закрытии) банковского счета в России:
– на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
– в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Это следует из пункта 7 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Форма сообщения
Форма и электронный формат сообщений, а также порядок их представления и заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362.
Главбух советует: если организация подает сообщение об открытии (закрытии) счета в налоговую инспекцию на бумаге через своего представителя, подготовьте два экземпляра сообщения. При его подаче попросите, чтобы сотрудник, который принимает сообщение, поставил на экземпляре организации штамп налоговой инспекции и дату приема. Такое подтверждение поможет в дальнейшем избежать возможных разногласий с инспекцией по поводу сроков подачи сообщения.
Нарушения при открытии счета в России
Внимание: если организация не сообщит (несвоевременно сообщит) налоговой инспекции об открытии (закрытии) банковского счета на территории России, она может быть привлечена к налоговой и административной ответственности.
За непредставление (несвоевременное представление) сведений об открытии (закрытии) счета налоговая инспекция может оштрафовать организацию на 5000 руб. (ст. 118 НК РФ).
По заявлению налоговой инспекции суд может привлечь к административной ответственности должностных лиц организации (например, ее руководителя). Мера ответственности – предупреждение или штраф. Размер штрафа составляет от 1000 до 2000 руб. Такой порядок следует из статей 15.4 и 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
«Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.*
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений*».
4. Справочная информация: Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Обстоятельства * , смягчающие административную ответственность |
Обстоятельства * , отягчающие административную ответственность |
Виновный раскаялся в совершении правонарушения Виновный добровольно прекратил совершать противоправные действия Виновный добровольно сообщил о своем проступке в уполномоченный орган Виновный содействовал уполномоченному органу в установлении обстоятельств по делу об административном нарушении Виновный предотвратил вредные последствия правонарушения Виновный добровольно возместил нанесенный ущерб или устранил причиненный вред Виновный добровольно исполнил предписание об устранении допущенного правонарушения, выданное контролирующим (надзорным) органом, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении Виновный совершил проступок в состоянии аффекта или в результате стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (только для граждан) Проступок совершил несовершеннолетний, беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка Другие обстоятельства, которые могут быть предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях в отношении отдельных нарушений* |
Виновный продолжает противоправное поведение, хотя есть требование (предписание) контролирующих органов прекратить соответствующие действия Виновный повторно совершил проступок в течение года с момента исполнения постановления о наказании за аналогичное правонарушение Проступок совершен группой лиц При совершении проступка виновный был в состоянии опьянения Проступок совершен в чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях стихийного бедствия) В совершение проступка был вовлечен несовершеннолетний |
* Административная ответственность – наказание (обычно штраф), вынесенное организации, предпринимателю или должностному лицу за нарушения, предусмотренные в КоАП РФ.
** Даже при наличии смягчающих обстоятельств штраф не может быть меньше минимального предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).
5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
«18. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.*
18_1. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано*».
6. Статья: Как избежать штрафа, если не сообщили контролерам об открытии или о закрытии счета
Организации и предприниматели обязаны уведомлять налоговые органы, а также ПФР и ФСС РФ об открытии и о закрытии счетов в банках. Если этого не сделать, штрафы неизбежны. Но нередко их все-таки удается оспорить
Об открытии и о закрытии счета организация обязана письменно сообщить в инспекцию по месту ее нахождения в течение семи дней со дня его открытия или закрытия (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Отдельно не оговорено, что указанный срок установлен в календарных днях, поэтому он исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Также в течение семи рабочих дней компания должна уведомить об открытии или о закрытии счета отделения ПФР и ФСС РФ, в которых она состоит на учете (п. 6 ст. 4 и п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ). Предприниматели сообщают в инспекцию и фонды лишь о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности (табл. 1 ниже).
Указанные обязанности возникают у организаций и предпринимателей независимо от того, что банки также должны сообщать контролерам об открытии и о закрытии клиентам счетов. Причем для банков предусмотрены более сжатые сроки: уведомить инспекцию они должны в течение трех рабочих дней, ПФР и ФСС РФ — в течение пяти рабочих дней (п. 1 ст. 86 НК РФ и ч. 1 ст. 24 Закона № 212).
Сложности возникают в связи с тем, что ни в НК РФ, ни в Законе № 212-ФЗ четко не оговорено, о каких именно счетах необходимо сообщать и от какой даты считать срок, отведенный для подачи уведомления. Благодаря этому компаниям нередко удается оспорить в суде решения о взыскании с них штрафов.*
Об открытии или о закрытии ссудных, депозитных, накопительных и транзитных валютных счетов не нужно сообщать ни в инспекцию, ни в фонды
Уведомлять инспекцию и внебюджетные фонды об открытии или о закрытии счета в банке необходимо, только если этот счет имеет следующие характерные признаки (п. 2 ст. 11 НК РФ и п. 6 ст. 2 Закона № 212-ФЗ):
— открыт на основании договора банковского счета. По такому договору банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ);
— на него могут зачисляться денежные средства и впоследствии расходоваться с него по распоряжению владельца счета.
Минздравсоцразвития России подтвердило, что организации и предприниматели не обязаны сообщать во внебюджетные фонды об открытии и о закрытии счетов, не соответствующих перечисленным признакам, в частности счетов по вкладам или депозитам, а также ссудных и транзитных валютных счетов (письмо от 21.05.10 № 1274-19). Значит, применение штрафных санкций за несообщение в ПФР и ФСС РФ об указанных счетах неправомерно (табл. 2 ниже). Нужно ли уведомлять налоговиков об открытии или о закрытии таких счетов?
Ссудные счета. Эти счета не соответствуют ни одному из перечисленных выше признаков. Ссудный счет открывается на основании кредитного договора, а не договора банковского счета, и не предназначен для проведения расчетных операций.
Для банка ссудный счет является внутренним инструментом, используемым для учета расходования и возврата кредитных средств. Записи по таким счетам отражают лишь состояние задолженности по кредитным договорам банка. Клиент же банка, получивший кредит, не может распоряжаться денежными средствами со ссудного счета, поскольку они на этом счете не находятся, а зачисляются на расчетный или иной счет клиента. С этим согласен и Минфин России (письма от 09.11.05 № 03-02-07/1-295 и от 11.02.05 № 03-02-07/1-24).
Индивидуальные предприниматели сообщают в инспекцию и внебюджетные фонды только о тех счетах, которые они используют в предпринимательской деятельности
Поскольку ссудный счет не отвечает установленным в НК РФ критериям, организации и предприниматели не обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии такого счета. Значит, их нельзя оштрафовать за то, что они не уведомили об этом инспекцию (письмо Минфина России от 09.11.05 № 03-02-07/1-295, постановления ФАС Московского от 25.05.06 № КА-А40/4588-06 и от 26.01.06 № КА-А40/14078-05 и Поволжского от 18.03.05 № А65-23710/04-СА2-11округов).
Счета по вкладам и депозитные счета. Такие счета открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых ими в банках с целью получения доходов в виде процентов (п. 2.10 Инструкции Банка России от 14.09.06 № 28-И). Владельцы указанных счетов не могут производить расчеты или перечислять находящиеся во вкладах и на депозитах денежные средства другим лицам.
ТАБЛИЦА 1. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО УВЕДОМЛЕНИЮ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ОБ ОТКРЫТИИ И О ЗАКРЫТИИ СЧЕТОВ
Контролирующий орган, в который направляется уведомление |
Срок для направления уведомления |
Форма, по которой составляется уведомление |
Ответственность за неисполнение установленной обязанности по уведомлению |
Налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ) |
Семь рабочих дней со дня открытия или закрытия счета |
Форма № С-09-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@ |
Штрафы: |
Территориальное отделение ПФР по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ) |
Рекомендуемая форма сообщения размещена на сайте ПФР в разделе «Работодателям» => «Уплата страховых взносов и представление отчетности» => «Отчетность и порядок ее представления» => «Рекомендуемые образцы документов» (http://www.pfrf.ru/accountability_granting/) |
Штрафы: |
|
Территориальное отделение ФСС РФ по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ) |
Рекомендуемая форма уведомления приведена в письме ФСС РФ от 28.12.09 № 02-10/05-13656 |
||
Кроме того, основанием для открытия депозитных счетов является договор банковского вклада, а не договор банковского счета (п. 1 ст. 834 ГК РФ). Следовательно, и этот вид счета в банке не соответствует критериям, установленным НК РФ. Значит, сообщать в инспекцию об открытии или о закрытии подобных счетов налогоплательщики не обязаны (письмо Минфина России от 09.06.09 № 03-02-07/1-304). На неправомерность штрафа в такой ситуации указывают и суды (постановление ФАС Московского округа от 26.01.06 № КА-А40/14078-05).
Транзитные валютные счета. Банки открывают их организациям одновременно с текущим валютным счетом, причем независимо от волеизъявления организации и без заключения отдельного договора банковского счета (см. врезку ниже). Транзитный валютный счет имеет специальное целевое назначение. Он необходим для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и для учета валютных операций (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.04 № 111-И).
Минфин России согласен, что транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 НК РФ. Поэтому организации не обязаны сообщать в инспекцию об их открытии или о закрытии (письма Минфина России от 09.06.09 № 03-02-07/1-304 иот 18.09.06 № 03-02-07/1-250).
К аналогичным выводам приходят и суды (постановления ФАСЦентрального от 22.08.05 № А09-1631/05-3 и Московского от 25.05.04 № КА-А40/4094-04 округов). При этом суды отмечают, что транзитный валютный счет в соответствующей валюте открывается параллельно текущему валютному счету (абз. 2 п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.04 № 111-И). Следовательно, уведомление об открытии или о закрытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии или о закрытии транзитного валютного счета. А вот об открытии или о закрытии текущего валютного счета организация обязана сообщить и в налоговую инспекцию, и в ПФР, и ФСС РФ. Ведь этот вид счета открывается на основании договора банковского счета и используется для осуществления расчетов в иностранной валюте, то есть соответствует требованиям, указанным в пункте 2 статьи 11 НК РФ (письмо Минфина России от 18.09.06 № 03-02-07/1-250).
Об открытии или о закрытии текущего валютного счета организация обязана уведомить инспекцию, ПФР и ФСС РФ, а о транзитном валютном счете — нет
Временные накопительные счета. Такие счета кредитные организации вправе открывать юридическим и физическим лицам на определенный срок, по истечении которого имеющиеся на них средства перечисляются на банковские счета клиентов (п. 1.15 общей части Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. Положением Банка России от 16.07.12 № 385-П). Причем накопительные счета открываются на том же балансовом счете, на котором предполагается открытие банковского счета для зачисления средств.
Расходование средств с накопительных счетов не допускается, то есть расчеты по таким счетам невозможны. Получается, накопительные счета не отвечают установленным в НК РФ критериям. Значит, организация или предприниматель не обязаны сообщать об их открытии или о закрытии ни налоговикам, ни в фонды. Однако писем Минфина России или Минздравсоцразвития России, подтверждающих или опровергающих этот вывод, найти не удалось. Как, впрочем, нет и арбитражной практики, касающейся штрафов по этому виду счетов.
Президиум ВАС РФ подтвердил, что несообщение об открытии или о закрытии карточного счета является нарушением и влечет наложение штрафа
Несмотря на все большее распространение банковских карт, правовое регулирование карточных счетов, которое имеется на сегодняшний день, представляется недостаточным. Видимо, поэтому и среди судов до недавнего времени не было единого мнения о том, правомерно ли привлечение к ответственности организации или предпринимателя, которые не сообщили в инспекцию или внебюджетные фонды об открытии либо закрытии такого счета.*
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Уведомлять об открытии или о закрытии счетов в иностранных банках нужно только налоговую инспекцию
Если организация или предприниматель открыли или закрыли счет или вклад в зарубежном банке, находящемся за пределами РФ, они обязаны проинформировать об этом лишь налоговиков (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В ПФР и ФСС РФ сообщать эти сведения не нужно.
Причем на то, чтобы уведомить инспекцию, отводится целый месяц со дня открытия или закрытия счета (вклада) в иностранном банке. Кроме того, в этот же срок необходимо сообщить также об изменении реквизитов ранее открытых счетов или вкладов за рубежом. Для подачи в инспекцию сведений о счетах в иностранных банках используются специальные формы, утвержденные приказом ФНС России от 21.09.10 № ММВ-7-6/457@.
Еще одна особенность состоит в том, что за несообщение в инспекцию об открытии или о закрытии счета в иностранном банке предусмотрена только административная ответственность. Оштрафовать по статье 118 НК РФ за это нарушение нельзя. Административный штраф составляет (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ):
— для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.;
— для должностных лиц и предпринимателей — от 5000 до 10 000 руб.
Отметим, что выявить это нарушение могут и налоговики, но оштрафовать вправе только органы валютного контроля, то есть Росфиннадзор (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ)
В частности, ФАС Уральского округа упорно отклонял доводы инспекции о том, что карточный счет является банковским счетом. Арбитры при этом отмечали, что при открытии счета, предназначенного для обслуживания банковской карты, договор банковского счета в соответствии со статьей 845 ГК РФ не заключается. На такие счета не зачисляются средства третьих лиц, поэтому они не являются счетами в том значении, которое приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Значит, сообщать контролирующим органам об открытии и закрытии указанных счетов налогоплательщики не обязаны (постановления ФАС Уральского округа от 09.06.09 № Ф09-3782/09-С3 и Ф09-3786/09-С3, от 02.06.09 № Ф09-3478/09-С3 и от 08.08.07 № Ф09-6280/07-С3).
Президиум ВАС РФ указал, что расчеты с помощью банковских карт, по сути, можно приравнять к проведению операций по договору банковского счета. Значит, об открытии и о закрытии карточных счетов нужно уведомлять контролеров
Вместе с тем предполагается, что карточный счет открывается для осуществления безналичных расчетов с использованием платежных карт. В договоре обычно предусматривается как открытие специального банковского счета, так и обслуживание пластиковой карты. На этот счет денежные средства могут и зачисляться, и расходоваться с него. Поэтому суды других федеральных округов приходили к выводу, что карточный счет соответствует критериям счета, используемым в налоговом законодательстве. Значит, о его открытии или закрытии организации и предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 04.06.08 № А33-2910/07-03АП-234/08-Ф02-2360/08, Западно-Сибирского от 18.10.07 № Ф04-7312/2007(39379-А75-3) и Северо-Западного от 05.07.07 № А42-8373/2006 округов).
Точку в спорах поставил Президиум ВАС РФ, указавший, что несообщение организацией в инспекцию об открытии счета в банке для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных (дебетовых) карт, влечет ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (постановление от 21.09.10 № 2942/10). При этом арбитры отметили, что банковские карты эмитируются на основании договора банковского счета. Иными словами, расчеты с помощью таких карт, по сути, можно приравнять к проведению операций по договору банковского счета. Форма безналичных расчетов — платежными поручениями, по аккредитиву, инкассо, чеками или путем использования банковских карт — не является признаком, позволяющим выделить договор, заключаемый между банком и владельцем карты, в самостоятельный вид, отличный от договора банковского счета.
ТАБЛИЦА 2. ВИДЫ СЧЕТОВ, ОБ ОТКРЫТИИ И О ЗАКРЫТИИ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО УВЕДОМЛЯТЬ КОНТРОЛЕРОВ
Вид счета в банке |
Обязаны или нет организации и предприниматели уведомлять об открытии или о закрытии счета |
||
налоговую инспекцию |
ПФР и ФСС РФ |
||
Расчетный счет |
Да |
Да |
|
Счет, предназначенный для обслуживания банковской карты (карточный счет) |
Да |
Да* |
|
Ссудный счет |
Нет |
Нет |
|
Текущий валютный счет |
Да |
Да |
|
Транзитный валютный счет |
Нет |
Нет |
|
Депозитный счет (счет по вкладу) |
Нет |
Нет |
|
Временный накопительный счет |
Нет |
Нет |
|
Счет или вклад в банке, расположенном за пределами территории РФ |
Да |
Нет |
|
Отметим, что Президиум ВАС РФ высказался по поводу уведомления лишь налоговых органов об открытии или о закрытии карточного счета. Представляется, что аналогичный подход целесообразно использовать и при решении вопроса о том, сообщать или нет об этих фактах в фонды. Иными словами, об открытии или о закрытии карточного счета безопаснее уведомить еще ПФР и ФСС РФ.
Суды исчисляют срок подачи сообщения об открытии или о закрытии счета со дня, когда организация получила из банка уведомление об этом
По мнению ФНС России, датой открытия или закрытия счета является дата внесения банком соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов, которая должна вестись в каждой кредитной организации (письмо от 02.09.05 № ШС-6-24/733@). Поэтому налоговики утверждают, что семидневный срок для направления уведомления об открытии или о закрытии банковского счета исчисляется со дня внесения соответствующей записи в указанную книгу регистрации.
Налогоплательщика нельзя оштрафовать за несвоевременное представление в инспекцию сведений об открытии или о закрытии счета, если он поздно узнал о том, что ему был открыт или закрыт банковский счет
Нередко сообщение банка об открытии или о закрытии счета доходит до клиента с опозданием, когда семидневный срок для уведомления контролеров уже истек. Президиум ВАС РФ указал, что налогоплательщика нельзя оштрафовать за несвоевременное представление в инспекцию сведений об открытии или о закрытии счета, если он поздно узнал об этом факте (постановление от 20.07.10 № 3018/10). Семидневный срок в данном случае нужно исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии или о закрытии счета, то есть когда он получил от банка соответствующее сообщение.
Похоже, налоговики наконец-то согласились с таким подходом. ФНС России включила постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.10 № 3018/10 в Обзор судебных актов по налоговым спорам, которыми надлежит руководствоваться инспекторам на местах (п. 53 письма ФНС России от 12.08.11 № СА-4-7/13193@).
Впрочем, суды и до появления указанного постановления Президиума ВАС РФ чаще всего приходили к выводу, что штраф на организацию или предпринимателя в подобной ситуации неправомерен. Ведь сообщить о закрытии банковского счета они могут только после получения из банка соответствующей справки или иного документа. Поскольку закрытие счета предполагает проведение банком определенных мероприятий, то момент расторжения договора банковского счета и момент закрытия счета могут не совпадать по времени (постановления ФАСДальневосточного от 19.11.09 № Ф03-6090/2009, Западно-Сибирского от 10.06.09 № Ф04-2437/2009(5233-А46-42) и Уральского от 17.03.09 № Ф09-1333/09-С3 округов).*
Закрытие счета по инициативе банка без уведомления клиента освобождает последнего от штрафа за несообщение контролерам об этом
Банк вправе в одностороннем порядке закрыть счет клиента, если в течение двух лет на этом счете не было денежных средств и операции по счету не проводились (п. 1.1 ст. 859 ГК РФ). О своем намерении банк обязан письменно предупредить клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по окончании двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если, конечно, на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.
Вместе с тем направление банком в адрес организации или предпринимателя уведомления о намерении закрыть счет не является основанием для того, чтобы по истечении двух месяцев и семи дней со дня отправки привлекать их к ответственности за несообщение контролерам о закрытии счета. Семидневный срок для подачи налогоплательщиком уведомления должен исчисляться с момента получения им от банка справки или иного документа, подтверждающего закрытие счета (постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.10 № 3018/10).
Если банк закрыл счет, не предупредив об этом организацию, ее нельзя привлечь к ответственности за несообщение или несвоевременное сообщение в инспекцию и внебюджетные фонды о закрытии счета
Если банк закрыл счет, не предупредив организацию об этом, ее нельзя оштрафовать за несообщение или несвоевременное сообщение в инспекцию и фонды об этом факте. Ведь компания не располагала точной информацией о дате закрытия счета. Причем такого же мнения придерживаются не только суды, но и налоговые органы (письмо ФНС России от 28.11.05 № ЧД-6-24/998@, постановления ФАС Уральского от 30.01.13 № Ф09-13557/12 и от 14.01.13 № Ф09-12891/12, Северо-Западного от 17.12.12 № А42-3000/2012, Западно-Сибирского от 23.12.09 № А70-4166/2009 и Поволжского от 07.10.08 № А65-5081/08 округов).
Наличие ошибок в сообщении об открытии или о закрытии счета нельзя приравнять к его неподаче
Бывает, компании или предприниматели, своевременно сообщая контролирующим органам об открытии или о закрытии счета, допускают ошибки или неточности при заполнении соответствующего уведомления. Например, пропускают цифру или делают опечатку в номере счета, наименовании банка либо иных реквизитах.
Суды придерживаются мнения, что при таких обстоятельствах налогоплательщика нельзя оштрафовать по статье 118 НК РФ. Ведь в ней предусмотрен штраф за нарушение семидневного срока, отведенного для уведомления инспекции об открытии или о закрытии счета в каком-либо банке. Ответственность за подачу недостоверных сведений об открытых или о закрытых счетах не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.08 № А56-54014/2007).
Такой же логики следует придерживаться и в том случае, если организация допустила ошибку в сведениях об открытии или о закрытии счета, направленных в ПФР или ФСС РФ. Тем более что согласно статье 46.1 Закона № 212-ФЗ штраф установлен только за нарушение срока уведомления фондов об этих фактах*
Э.Е. Кундева, юрист аудиторской компании «Что делать Аудит»
Журнал «Российский налоговый курьер»№ 6, март 2013
налоговый контроль