Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны: организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10); организации и предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Причем дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников. Так как в организации в 2014 году отсутствуют сотрудники, занятые на работах с вредными условиями труда (по списку №1 и списку №2), то у организации нет оснований начислять страховые взносы в Пенсионный Фонд по дополнительным тарифам. Наличие же самих рабочих мест с подклассом вредности 3.1 при отсутствии работников на этих местах не является основанием для начисления взносов по дополнительным тарифам, так как база для начисления страховых взносов равна нулю.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Главбух » vip - версия
1. Рекомендация: Как провести сп ециальную оценку условий труда
С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Порядок для новой процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Наряду с этим пока действует и приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, в котором утверждены правила для аттестации рабочих мест. Но по сути новая специальная оценка заменила собой аттестацию.
При этом в общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).*
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться правовыми актами о соответствующих службах, в том числе региональными (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
2. Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социал ьное, медицинское) страхование
Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит от следующих факторов:
-
категории плательщика-страхователя:
– организационно-правовой формы (юридическое лицо, предприниматель, гражданин, прочие лица);
– вида деятельности;
– применяемой системы налогообложения; -
категории сотрудника (застрахованного лица), в пользу которого производятся выплаты:
– статуса гражданина или иностранца (лица без гражданства) с учетом того, проживает он или временно пребывает в России;
– наличия у него инвалидности; - размера выплат сотруднику в течение года: более или менее предельной суммы – 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101).
Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58, 58.1, 58.2 и 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также статьями 22, 33 и 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Действующие тарифы страховых взносов приведены в таблице.
Тарифы на страховую и накопительную часть пенсии
Начиная с 1 января 2014 года при начислении пенсионных взносов учитывать возраст сотрудников и способ финансирования пенсионного обеспечения не нужно. Перечислять пенсионные взносы нужно единым платежом по общему тарифу, не разделяя их на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Распределение полученных сумм между страховой частью трудовой пенсии и накопительной теперь полностью лежит на страховщике – Пенсионном фонде РФ.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 13, статьи 20.1, статьи 22.2, статьи 33.3 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Общий порядок начисления страховых взносов
По общему правилу с выплат сотрудникам организация (предприниматель) должна начислять страховые взносы по следующим тарифам:
- в Пенсионный фонд РФ – 22 процента;
- ФСС России – 2,9 процента;
- ФФОМС – 5,1 процента.
Эти тарифы применяют все страхователи, которые не имеют права на применение пониженных тарифов и не должны начислять взносы по дополнительным тарифам. Общие тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат, величина которых нарастающим итогом с начала года по каждому застрахованному лицу не превышает 624 000 руб.
Выплаты, превышающие предельную величину (624 000 руб.), облагаются только пенсионными взносами. К ним применяется тариф 10 процентов.
Это предусмотрено статьей 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Для страхователей, имеющих право на применение пониженных тарифов, действует другой порядок начисления страховых взносов. Они начисляют взносы по пониженным тарифам до тех пор, пока сумма выплат сотруднику не превысит 624 000 руб. Выплаты, превышающие данную величину, взносами не облагаются.
Это следует из положений частей 3 и 4 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Если в отношении отдельных сотрудников организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы, то такие взносы начисляйте без учета предельной величины выплат (624 000 руб.). То есть со всех сумм, которые являются объектом обложения взносами и которые были начислены этим сотрудникам.
Такой порядок следует из положений статей части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
<…>
Дополнительные тарифы
Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны:
- организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников;
- организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.
Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест.*
Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Если в организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда, применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
При этом к результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение трех условий:
- аттестация рабочих мест проводилась (результаты аттестации оформлены) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н;
- по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
- срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.
Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.
Возможность применения результатов аттестации рабочих мест при определении размеров дополнительных тарифов обусловлена тем, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не изменилась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагаются пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.
Следует учитывать, что при начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.
Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2013 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.
При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включаются в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.*
Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, дополнительные пенсионные взносы тоже следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.
Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.
<…>
Любовь Котова,
заместитель директора департамента
развития социального страхования Минтруда России
Читайте также: