Как следует из Вашего вопроса, организация приобрела основное средство, оприходовала его на счет 01 «Основные средства» и впоследствии решила продать его своему сотруднику в рассрочку. При принятии автомобиля на учет НДС можно принять к вычету. При приобретении основного средства можно единовременно признать в расходах часть первоначальной стоимость (амортизационную премию). В дальнейшем при реализации основного средства лицу, которые не являются взаимозависимыми по отношению к организации-продавцу, восстанавливать амортизационную премию не потребуется. Амортизация по имуществу, проданному в рассрочку, не начисляется, вне зависимости от того, что фактически право собственности на автомобиль переходит после полной оплаты. В Вашей ситуации более правильно после подписания договора купли – продажи реализованный объект ОС до окончания расчетов по договору отражать на забалансовом счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные". После перевода объекта на счет 008 амортизация по нему ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете не начисляется.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух» и статье журнала «Учет в строительстве», который Вы можете найти в закладке «Журнал».
1.Рекомендация: Как отразить при налогообложении приобретение основных средств за плату
ОСНО: НДС
После того как основное средство будет принято на учет, «входной» НДС принимайте к вычету (ст. 171 НК РФ). При этом одновременно должны быть соблюдены другие условия*.
Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и основное средство используется в обоих видах деятельности, «входной» налог со стоимости основного средства нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Рекомендация:Как начислять амортизацию в налоговом учете
С какого момента начислять
Начните начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию*. С 2013 года этот порядок распространяется и на объекты недвижимости, права на которые подлежат госрегистрации. Включать такие объекты в состав соответствующей амортизационной группы нужно с момента их ввода в эксплуатацию независимо от факта подачи документов на госрегистрацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
С какого момента прекращать начисление
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество:
· списано с учета (при продаже, ликвидации и т. Д*.);
· полностью самортизировано;
· временно выбыло из состава амортизируемого имущества.
Такие правила установлены пунктом 5 статьи 259.1 и пунктами 8 и 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.
Амортизационная премия
При приобретении (создании) основного средства можно единовременно признать в расходах часть первоначальной стоимости основного средства (амортизационную премию) в размере:*
· не более 30 процентов от первоначальной стоимости по основным средствам, входящим в третью–седьмую амортизационные группы;
· не более 10 процентов от первоначальной стоимости по любым основным средствам.
Оставшуюся часть первоначальной стоимости основного средства нужно списывать через амортизацию. Для включения в соответствующую амортизационную группу стоимость основного средства, в отношении которого организация применила амортизационную премию, определите по формуле:*
Стоимость основного средства, включаемого в амортизационную группу
=
Первоначальная стоимость основного средства
–
Сумма амортизационной премии (не более 10% (30%) первоначальной стоимости основного средства, отнесенной в расходы отчетного (налогового) периода)
Амортизационная премия – в расходы
Амортизационная премия включается в состав косвенных расходов в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала начисления амортизации по объекту или дата изменения его первоначальной стоимости* (абз. 2 п. 3 ст. 272 Налогового кодекса РФ).
Амортизационная премия: восстановление
Если в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию объект основных средств, по которому была применена амортизационная премия, организация реализует взаимозависимому лицу, сумму амортизационной премии необходимо восстановить и включить в состав внереализационных доходов*. Сделать это нужно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором объект основных средств был реализован. Такой порядок предусмотрен абзацем 4пункта 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ. Он распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию с 1 января 2008 года (п. 10 ст. 9 Закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).
При реализации основных средств лицам, которые не являются взаимозависимыми по отношению к организации-продавцу, восстанавливать амортизационную премию не требуется*. Амортизационную премию не нужно восстанавливать и при выбытии объекта основных средств по причинам, не связанным с реализацией (например, при ликвидации, хищении или безвозмездной передаче). Налоговым законодательством это не предусмотрено. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 28 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/510, от 20 марта 2009 г. № 03-03-06/1/169.
Сумму амортизации по объекту основных средств, реализованному взаимозависимому лицу, пересчитывать не нужно. При определении налоговой базы от реализации амортизируемого имущества в доходы включается выручка от реализации объекта основных средств, а в расходы – остаточная стоимость реализованного объекта основных средств, увеличенная на сумму восстановленной амортизационной премии (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств
Документальное оформление
При продаже основного средства (кроме зданий, сооружений), то есть в момент перехода к покупателю права собственности на объект, заполните акт по форме № ОС-1* (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, п. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета (например, обороты по счету 02«Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации). Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить покупатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как поставщиком, так и покупателем.
Бухучет
В бухучете для отражения выбытия имущества из состава основных средств на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:*
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.
В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость продаваемого основного средства. Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 01).
Остаточную стоимость определяйте по формуле*:
Остаточная стоимость основного средства
=
Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства
–
Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счет 01).
Если здание, сооружение передается покупателю до того, как переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке, уже на момент подписания акта по форме ОС-1а объекты перестают обладать всеми признаками основных средств. Поэтому остаточную стоимость зданий, сооружений, не дожидаясь реализации (перехода права собственности), нужно списать. Финансовое ведомство рекомендует использовать для этих целей счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»* (письмо Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20, доведенное до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 31 марта 2011 г. № КЕ-4-3/5085). Такую хозяйственную операцию отражают проводкой:*
Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость выбывающего основного средства, право собственности на который подлежит госрегистрации.
При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:*
Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» (счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»)
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства (остаточная стоимостьосновного средства, право собственности на которое подлежит госрегистрации);
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены в составе прочих расходов затраты, связанные с продажей основного средства;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с продажей основного средства.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Амортизация
Со следующего месяца после выбытия основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01). Этот порядок распространяется и на объекты недвижимости, которые переданы покупателю раньше, чем переход право собственности на них зарегистрирован в установленном порядке*. Данную точку зрения подтверждает письмо Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20, которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 31 марта 2011 г. № КЕ-4-3/5085.
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Статья: Продажа оборудования работникам. Подбираем оптимальный вариант
Если же имущество будет продано в рассрочку, то материальная выгода в данном случае для работника не определяется и облагать налогом на доходы будет нечего.
Так что, по мнению автора, все аргументы за то, чтобы продать указанное оборудование работнику в рассрочку. Это создаст минимальную налоговую нагрузку для обеих сторон.*
Пример
ООО «ЖилбытСтрой» реализовало своему работнику деревообрабатывающий станок за 25 000 руб. (в том числе НДС – 3813,56 руб.). Первоначальная стоимость станка – 200 000 руб., остаточная – равна нулю. Договор купли-продажи заключен 15 октября 2010 года с рассрочкой платежа на три месяца с условием внесения платежей: в октябре – 10 000 руб., в ноябре – 10 000 руб., в декабре – 5000 руб. Станок передан работнику в октябре 2010 года. Деньги он уплатил частями в соответствии с условиями договора.
Бухгалтер ООО «ЖилбытСтрой» сделал в учете такие записи.
В октябре 2010 года:
Дебет 73 Кредит 91
– 25 000 руб. – отражена продажа основного средства, бывшего в эксплуатации, работнику организации;
Дебет 91
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 3813,56 руб. (21 186,44 руб. ? 18%) – начислен НДС со стоимости реализации;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств»
Кредит 01 субсчет «Основные средства, выведенные из эксплуатации»
– 200 000 руб. – списана первоначальная стоимость выбывшего объекта;
Дебет 02
Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 200 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывшему объекту;
Дебет 50 Кредит 73
– 10 000 руб. – внесена работником часть платы за оборудование;
Дебет 008
– 15 000 руб. (25 000 – 10 000) – отражена стоимость неоплаченного оборудования, находящегося в залоге.
Поскольку до момента оплаты оборудования оно считается находящимся в залоге у продавца, то договорная стоимость оборудования, переданного покупателю, но не оплаченного им, до момента оплаты отражается на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».
Суммы обеспечений, учтенные на счете 008, списываются по мере погашения задолженности.
В ноябре 2010 года:
Дебет 50 Кредит 73
– 10 000 руб. – внесена работником часть платы за оборудование (деревообрабатывающий станок);
Кредит 008
– 10 000 руб. – списана погашенная часть задолженности по не полностью оплаченному оборудованию.
В декабре 2010 года:
Дебет 50 Кредит 73
– 5000 руб. – внесена работником плата за оборудование (произведен окончательный расчет);
Кредит 008
– 5000 руб. – списана с забалансового учета стоимость оплаченного покупателем оборудования.
Журнал «Учет в строительстве», №12, декабрь 2010
Дебет 50 Кредит 73
– 5000 руб. – внесена работником плата за оборудование (произведен окончательный расчет);
Кредит 008
– 5000 руб. – списана с забалансового учета стоимость оплаченного покупателем оборудования.
Журнал «Учет в строительстве», №12, декабрь 2010
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени