Расчеты по признанным перед контрагентами претензиям ведутся с использованием счета 76 субсчета 2 «Расчеты по претензиям». Взаимозачет оформляется на основание акта взаимозачета. При проведении взаимозачета сделайте проводку Дебет 76 Кредит 62. При реализации товаров, обязательства по оплате которых прекращаются зачетом, налоговую базу по НДС определяйте по общим правилам – исходя из рыночной стоимости переданных товаров (работ, услуг). Перечислять друг другу суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах, в денежной форме участники взаимозачета не должны.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении получение претензии
Организация может получать претензии (рекламации) от контрагента по поводу нарушенных ею обязательств, возникших согласно условиям договора или нормам законодательства* (ст. 309 ГК РФ, ч. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 136 ГПК РФ).
Действия организации при получении претензии
Организация, которая получила претензию, вправе:
– признать ее*;
– отказаться от признания (например, при отсутствии своей вины в нарушении обязательства);
– продолжить деловую переписку (например, с целью получить дополнительную информацию или доказать отсутствие своей вины в нарушении обязательства).
Это следует из статьи 401 Гражданского кодекса РФ.
В двух последних случаях (отказа и продолжения переписки) в бухучете никаких записей делать не нужно (ст. 1 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Непризнанные претензии не влияют и на налогообложение (гл. 25, 26.2 и26.3 НК РФ). Это связано с тем, что при этом не происходит ни возникновения обязательства, ни каких-либо расчетов.
Если организация признала претензию, бухучет и налогообложение такой операции зависят от характера требований, содержащихся в полученной рекламации.
Расчеты по признанным перед контрагентами претензиям в большинстве случаев ведите с использованием счета 76 субсчета 2 «Расчеты по претензиям»* (Инструкция к плану счетов).
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Рекомендация: Как провести и оформить зачет взаимных требований
Документальное оформление
Зачет взаимных требований, как и любая хозяйственная операция, должен быть оформлен документально* (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Каких-либо особых требований к оформлению взаимозачета гражданское законодательство не предъявляет. В то же время в статье 410 Гражданского кодекса РФ указано, что для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон.
На практике это означает, что погасить встречные требования можно в одностороннем порядке, предварительно известив об этом контрагента в письменном виде. Типовой образец заявления о проведении взаимозачета законодательно не установлен, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Сторона, направившая заявление о зачете встречных однородных требований, должна иметь подтверждение, что документ получен контрагентом и у него нет возражений на проведение взаимозачета.*
Главбух советует: заявление о проведении взаимозачета контрагенту лучше отправить заказным письмом с уведомлением. Если при возникновении спора организация не сможет доказать, что контрагент получил это заявление, зачет встречного обязательства может быть признан недействительным (п. 4 информационного письма ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. № 65, постановления ФАС Поволжского округа от 28 января 2008 г. № А55-6395/2007, Центрального округа от 31 августа 2006 г. № А23-3149/03Г-10-121, Западно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № Ф04-1722/2006(21923-А81-10)).
Если инициатор зачета укажет в заявлении конкретную дату, с которой обязательства сторон считаются исполненными, зачет признается состоявшимся с этой даты. Если такая дата не указана, то зачет считается состоявшимся со дня получения заявления контрагентом.
Второй вариант оформления зачета встречных обязательств – составление акта взаимозачета. Акт взаимозачета также не является унифицированным бухгалтерским документом, поэтому он может быть составлен в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам бухучета* (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. № А05-12882/2006-25).
Если в акте взаимозачета не указана дата, на которую проводится зачет, моментом взаимного погашения обязательств признается день подписания акта сторонами.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3.Рекомендация:Как отразить в бухучете зачет взаимных требований
Зачет взаимных требований является одним из способов расчетов между организациями. Проведение зачета возможно при соблюдении ряда условий, определенных гражданским законодательством.
Поскольку зачет взаимных требований отражает лишь факт оплаты полученных или переданных активов (погашение дебиторской или кредиторской задолженности), в бухучете к возникновению доходов или расходов он не приводит* (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99).
В бухучете зачет взаимных требований отражается на субсчетах, открытых по каждому контрагенту к счетам 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
При проведении взаимозачета сделайте проводку:*
Дебет 60 (76) Кредит 62 (76)
– отражено прекращение встречного обязательства по оплате товаров (работ, услуг) зачетом взаимных требований.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
4.Рекомендация: Как отразить при налогообложении зачет взаимных требований.
Организация применяет общую систему налогообложения
Порядок расчета налогов при проведении зачета взаимных требований зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
ОСНО: налог на прибыль
При расчете налога на прибыль следует учитывать метод, который организация применяет при расчете налога на прибыль.
Если организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления, то в результате взаимозачета у нее не возникнут ни доходы, ни расходы. Это связано с тем, что взаимозачет является одним из способов оплаты полученных товаров (работ, услуг). А для определения доходов и расходов при методе начисления факт оплаты значения не имеет* (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если организация применяет кассовый метод, то при проведении взаимозачета в налоговом учете возникает:
– доход – если погашается дебиторская задолженность (задолженность перед организацией);
– расход – если организация погашает кредиторскую задолженность (свою задолженность перед контрагентом).
Это объясняется тем, что при кассовом методе датой возникновения дохода (расхода) признается дата фактической оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе путем прекращения встречных обязательств. Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ. При этом нужно учитывать, что некоторые виды расходов при кассовом методе включаются в расчет налога на прибыль по особым правилам. Например, для включения в состав расходов стоимости сырья и материалов помимо их оплаты необходимо их списание в производство (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
При частичном зачете взаимных требований доходы (расходы) следует признавать:*
– на дату проведения взаимозачета (на сумму задолженности, подлежащей зачету);
– на дату погашения остатка задолженности иным способом (например, в денежной форме).
Если для расчета налога на прибыль организация применяет кассовый метод, даты признания доходов (расходов) в бухгалтерском и налоговом учете будут различаться. Поэтому в бухучете появятся временные разницы и отложенные налоговые обязательства (при признании доходов) или отложенные налоговые активы (при признании расходов) (п. 12, 14, 15 ПБУ 18/02).
ОСНО: НДС
При реализации товаров (работ, услуг), обязательства по оплате которых прекращаются зачетом, налоговую базу по НДС определяйте по общим правилам – исходя из рыночной стоимости переданных товаров (работ, услуг)* (п. 1 ст. 154 НК РФ). При соблюдении других обязательных условий к вычету принимайте сумму НДС, предъявленную контрагентом и выделенную в его счете-фактуре (п. 1 ст. 172 НК РФ). Перечислять друг другу суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах, в денежной форме участники взаимозачета не должны*.
Исключением из этого правила являются сделки, по которым товары (работы, услуги, имущественные права) покупатель (заказчик) принял к учету в периоде с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года. Если зачет взаимных требований по этим сделкам происходит после 31 декабря 2008 года, суммы НДС, предъявленные поставщиками (исполнителями), можно принять к вычету только после уплаты налога отдельным платежным поручением. Если покупатель (заказчик) применил вычет НДС ранее того квартала, в котором сумма НДС была перечислена поставщику (исполнителю) в денежной форме, он должен произвести корректировку по этим суммам НДС и подать уточненную налоговую декларацию за соответствующий квартал.
Это следует из пункта 12 статьи 9 Закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 марта 2009 г. № ШС-22-3/215.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени