На балансовых счетах, в том числе на счете 10 отражается только то имущество, которое находится в собственности организации. Все остальное отражается на забалансовых счетах.
Поэтому отразить материалы на своем балансе должна та организация, к которой переходит право собственности на них, то есть покупатель (в ТОРГ-12 указывается как плательщик).
Обоснование данной позиции содержится в материалах рекомендаций «Системы Главбух» vip-версия
Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов
Материалы могут поступить в организацию:*
· по возмездным договорам (купля-продажа, поставка, мена и т. п.);
· безвозмездно (по договору дарения);
· в качестве вклада в уставный капитал.
Кроме того, материалы могут быть изготовлены организацией самостоятельно, получены при ликвидации основных средств или обнаружены в результате инвентаризации (излишки). Об этом сказано в пунктах 43 и 29 Методических указаний, утвержденныхприказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Независимо от того, каким способом получены материалы:
· оформите их поступление первичными документами (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
· отразите их в бухучете по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01).
Если есть необходимость вести учет материалов по специально разработанной номенклатуре, укажите на это в учетной политике организации для целей бухучета. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах, используемых в организации, могут не совпадать. Опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков материалов. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 28 октября 2010 г. № 03-03-06/1/670.
Поступление по возмездным договорам
Если материалы поступают по возмездным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя):*
· расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
· сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).
Об этом сказано в абзаце 1 пункта 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
При поступлении материалов проверьте:
· соответствие документов условиям договора (ассортимент, количество, цены, способ и сроки отгрузки и т. д.);
· правильность расчетов в расчетных документах.
По результатам проверки примите решение о выставлении претензий поставщику или об оплате товара (если он не был еще оплачен). Основанием для предъявления претензий является акт по форме № М-7. В нем укажите количество и стоимость бракованных материалов (размер недостачи).
Такой порядок предусмотрен пунктом 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
В бухучете поступившие материалы приходуйте по фактической себестоимости. При этом отразить материалы можно одним из двух способов:*
· на счете 10 «Материалы» – по фактической себестоимости каждой учетной единицы;
· на счете 10 «Материалы» – по учетной стоимости группы материалов. В этом случае отклонение от фактической себестоимости учитывайте на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 5/01 и пункта 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Выбранный вариант учета поступления материалов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Если организация приняла решение отражать на счете 10 материалы по фактической себестоимости, то при поступлении материалов сделайте проводку:*
Дебет 10 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов по фактической себестоимости (с учетом транспортно-заготовительных расходов).
При этом фактическую себестоимость материалов отразите в сумме:
· оплаты поставщику материалов;
· транспортно-заготовительных расходов;
· затрат по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (в т. ч. давальческую переработку).
Такой перечень установлен в пункте 68 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Более полный перечень расходов, включаемых в стоимость материалов, приведен в таблице.
Не включайте в фактическую себестоимость материалов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов (п. 6 ПБУ 5/01).
Наталья Комова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени