решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Таким образом, решение о преобразовании АО может быть принято и в случае отсутствия части акционеров (с долей менее 1 %) при голосовании, или в случае голосования кого-то из них против реорганизации.
Решение о реорганизации АО в форме преобразования в ООО должно содержать порядок конвертации (обмена, приобретения) акций, способ их размещения (обмен, приобретение, возмездное приобретение), количество акций, на которое обмениваются доли в уставном капитале участников общества с ограниченной ответственностью.
Акции АО при их конвертации погашаются (п. 9.4.8 (п. 9.11.2 Приказа ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг").
В настоящее время АО не обязано публиковать сообщение о проведении реорганизации в форме преобразований, однако, учитывая, что некоторые акционеры, не посещающие общие собрания общества, могут не знать о реорганизации, целесообразно направить им уведомление об этом с предложением выкупить акции АО. В том случае, если они обратятся к обществу с таким требованием, их акции в процессе реорганизации будут погашены (ст.76.6 Закона 208-ФЗ), однако право собственности во вновь создаваемом ООО они иметь не будут. Если не обратятся – они будут иметь долю в ООО в размере, соответствующем количеству принадлежащих им акций.
Также важно отметить, что согласно ст. 26 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом если общество до своей реорганизации
будет иметь УК ниже установленного минимума, есть вероятность, что налоговая инспекция в этом случае откажет акционерному обществу в проведении реорганизации. Таким образом, до преобразования в ООО обществу следует увеличить уставный капитал до размера, установленного ст. 26 Закона об ОАО (например, за счет добавочного капитала или нераспределенной прибыли АО).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
«Статья 15. Реорганизация общества
1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Статья 20. Преобразование общества
1. Общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью* или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство».
2. Рекомендация: Как провести преобразование АО
Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.
С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме преобразования.
Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.*
Обоснование
Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).
Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО
Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.
Пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ указывает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:
- общество с ограниченной ответственностью;
- хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
- производственный кооператив;
Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.
4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;
5. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).
7. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).
8. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
9. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий*.
Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт
Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.
По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).*
Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.
Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять о реорганизации налоговую инспекцию и кредиторов
Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.
Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не понадобится:
- уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации;
- публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.
Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.
Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.
Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.
Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций понадобится соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 7.2.26, п. 7.2.35Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 4 июля 2013 г. № 13-55/пз-н; далее – Стандарты эмиссии).
Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:
- внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
- заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Обоснование
Пункт 2 статьи 24.1 Закона о РЦБ устанавливает, что изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения.
Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ,п. 2.3.2 Стандартов эмиссии).
Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):
- число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
- устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое акционерное общество, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, утвержденной в приложении 6 (1) к Стандартам эмиссии.
Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).
Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пункте 3.1.9 Стандартов эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить территориальное учреждение Банка России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное акционерное общество было эмитентом биржевых облигаций, то вместо территориального учреждения необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:
- проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
- реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.
Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования
Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.
Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).*
Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.
Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
- наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
- порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
- порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
- указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
- указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).
Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.
Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).*
Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.
Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Только реорганизуемое акционерное общество.
Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.
Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:
- уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
- и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).
Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.
Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:
- дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
- особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования
После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:
- провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
- выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО);*
- представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
- копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
- выписку из такого протокола.
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.
О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 9.4.7 Стандартов эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.
Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:
- сообщить регистратору, ведущему реестр акционеров реорганизованного АО, о факте внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности этого АО (абз. 2 п. 9.4.7 Стандартов эмиссии);
- направить в территориальное учреждение Банка России уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (глава X Стандартов эмиссии), в частности об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения всех размещенных акций в связи с реорганизацией (абз. 2 подп. 1 п. 10.4 Стандартов эмиссии).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»
3. Ситуация: Порядок обмена акций (порядок распределения имущества) при преобразовании АО
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (подп. 3 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»):
1. В случае преобразования в ООО (ОДО) – порядок обмена акций АО на доли участников в уставном капитале ООО (ОДО).*
2. В случае преобразования в производственный кооператив – порядок обмена акций АО на паи членов кооператива.
3. В случае преобразования в некоммерческое партнерство – порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое вправе будет получить член некоммерческого партнерства (лицо, являющееся на момент принятия решения акционером АО) в каждой из следующих ситуаций:
- при ликвидации некоммерческого партнерства;
- при выходе из некоммерческого партнерства;
- при исключении из некоммерческого партнерства.
4. Рекомендация: Как изменилась процедура реорганизации юридического лица с 1 сентября 2014 года
При проведении реорганизации юридического лица после 1 сентября 2014 года необходимо учитывать ряд новых правил.
Дело в том, что с 1 сентября вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Эти поправки коснулись, в частности, положений о реорганизации юридического лица.
А именно в отношении реорганизации закон:
- расширил круг ситуаций, когда можно реорганизовать юридическое лицо;
- упростил порядок реорганизации в форме преобразования;
- установил необходимость составлять передаточный акт при разделении или выделении и отменил такую обязанность для реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;
- изменил порядок расчетов с кредиторами реорганизуемого юридического лица;
- увеличил минимальный срок, по истечении которого можно зарегистрировать создаваемое юридическое лицо;
- предусмотрел последствия на случай, если решение о реорганизации признают недействительным либо реорганизацию корпорации несостоявшейся.*
Расширился круг ситуаций, когда можно провести реорганизацию
Юридическое лицо теперь можно реорганизовать в гораздо большем количестве случаев, чем до 1 сентября 2014 года, но в то же время необходимо учитывать установленные ограничения.*
Во-первых, разрешили сочетать между собой разные формы реорганизации: слияние и разделение, преобразование и выделение и т. д. (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ, подп. «а» п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это существенно упрощает и ускоряет процесс реорганизации.
До 1 сентября 2014 года одновременно использовать разные формы по общему правилу было запрещено. Например, нельзя было провести слияние двух ООО и сразу выделить из состава созданного общества еще одно ООО. Закон предусматривал исключение лишь для акционерных обществ: можно было провести разделение или выделение АО одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Во-вторых, в реорганизации теперь могут участвовать юридические лица разных организационно-правовых форм, которые закон разрешает преобразовывать друг в друга(абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ, подп. «а» п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Например, ООО сейчас можно присоединить к АО в рамках одной процедуры. Раньше же для этого нужно было последовательно провести две реорганизации в разных формах: сначала преобразовать ООО в АО, а затем присоединить созданное АО к другому (существующему) АО.
Однако, несмотря на новые возможности для проведения реорганизации, Гражданский кодекс РФ установил ряд ограничений.
1. Специальные нормы закона могут запрещать использовать те или иные формы реорганизации, сочетать их и (или) проводить реорганизацию с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм. Это следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.
2. Участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм допустимо при условии, что закон разрешает преобразование лица одной из таких форм в лицо другой из этих форм (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Например, слияние ООО и АО не будет противоречить закону, поскольку ООО можно преобразовать в АО, а АО – в ООО (п. 1 ст. 68 ГК РФ). А вот слияние ООО и потребительского кооператива провести не удастся, так как закон запрещает реорганизацию хозяйственных обществ в некоммерческие общества (п. 3 ст. 68 ГК РФ).
3. Особые правила реорганизации предусмотрены в законах, регулирующих деятельность следующих юридических лиц (абз. 5 п. 1 ст. 57 ГК РФ):
- кредитных, страховых, клиринговых организаций;
- специализированных финансовых обществ;
- специализированных обществ проектного финансирования;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- акционерных инвестиционных фондов;
- негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций;
- управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- акционерных обществ работников (народных предприятий).
Порядок преобразования стал проще
Провести реорганизацию в форме преобразования теперь значительно проще, чем до 1 сентября 2014 года.
Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия такой реорганизации: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не нужно:
- уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации;
- публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.*
Положения о правопреемстве необходимо отражать только при разделении и выделении
До 1 сентября 2014 года права и обязанности в процессе реорганизации передавались на основании (ст. 58 ГК РФ):
- передаточного акта – при слиянии, присоединении и преобразовании;
- разделительного баланса – при разделении и выделении.
Сейчас порядок указания положений о правопреемстве изменился:
- передаточный акт требуется составить при разделении и выделении (п. 3, 4 ст. 58, ст. 59ГК РФ, подп. «б», «в» п. 13, п. 14 ст. 1 Закона № 99-ФЗ);
- при слиянии, присоединении и преобразовании ни передаточный акт, ни разделительный баланс составлять не нужно (п. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «а», «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Вероятно, это объясняется тем, что при проведении реорганизации в любой из этих трех форм не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику.*
Передаточный акт по-прежнему должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Кроме того, в передаточном акте теперь необходимо установить порядок определения правопреемства на случаи, если после даты составления акта:
- изменятся вид, состав, стоимость имущества;
- возникнут, изменятся, прекратятся права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
Такие правила предусмотрены в пункте 1 статьи 59 Гражданского кодекса РФ.
Внимание! Неправильное составление передаточного акта повлечет риск солидарной ответственности
Солидарная ответственность может возникнуть в каждом из следующих случаев:
- передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству реорганизуемого юридического лица;
- из передаточного акта или иных обстоятельств следует: при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемого юридического лица, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов.
Солидарную ответственность будут нести:
- при разделении – все юридические лица, созданные в результате реорганизации;
- при выделении – реорганизованное юридическое лицо и все юридические лица, созданные в результате реорганизации.
Такие правила установлены в пункте 5 статьи 60 Гражданского кодекса РФ (п. 15 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Изменился порядок расчетов с кредиторами
Новшества, касающиеся отношений с кредиторами реорганизуемого юридического лица, можно условно разделить на три группы.
Во-первых, закон уточнил, при каких именно условиях кредитор вправе обратиться к реорганизуемому юридическому лицу с требованием о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении связанных с этим убытков (далее – требование).
Это можно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:
1) права требования кредитора возникли до того, как юридическое лицо опубликовало первое уведомление о реорганизации (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ);
2) юридическое лицо не предоставило кредитору достаточное обеспечение (абз. 3 п. 2 ст. 60 ГК РФ);
3) закон либо соглашение кредитора с юридическим лицом не предусматривает запрета предъявить требование (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ).*
В каких случаях предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица (либо обеспечение возмещения убытков, связанных с прекращением такого обязательства) считается достаточным
Критерии достаточности установлены в пункте 4 статьи 60 Гражданского кодекса РФ:
1) кредитор согласился принять предложенное обеспечение;
2) кредитор получил независимую безотзывную гарантию при следующих обстоятельствах:
- гарантию выдала кредитная организация, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений;
- срок действия гарантии не менее чем на три месяца превышает срок исполнения обеспечиваемого обязательства;
- гарант произведет оплату, когда кредитор предъявит к нему соответствующее требование и приложит доказательства неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.
Во-вторых, конкретизировали порядок предъявления требования к реорганизуемому юридическому лицу. Во многом он совпадает с тем порядком, который до 1 сентября 2014 года был предусмотрен в отношении ОАО (п. 3 ст. 60 ГК РФ).
Так, кредитор может предъявить требование лишь в судебном порядке (т. е. ограничиться направлением претензии в адрес реорганизуемого лица не удастся).
Причем требование можно предъявить не позднее 30 дней после того, как опубликуют последнее уведомление о реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 60 ГК РФ).
В-третьих, установили порядок исполнения заявленного требования.*
Факт того, что кредитор предъявил требование, не считается основанием приостанавливать процедуру реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 60 ГК РФ). В то же время исполнить это требование необходимо до завершения данной процедуры. В качестве одного из возможных способов исполнения закон прямо называет внесение долга в депозит (абз. 4 п. 2 ст. 60 ГК РФ).
Вместе с тем, кредитор утратит право требовать досрочного исполнения обязательства (его прекращения и возмещения убытков), если в течение 30 дней с момента, когда кредитор предъявил требование, юридическое лицо предоставит ему достаточное обеспечение (абз. 5 п. 2 ст. 60 ГК РФ).
Увеличился минимальный срок, по истечении которого можно зарегистрировать создаваемое юридическое лицо
Юридическое лицо, создаваемое в процессе реорганизации, теперь удастся зарегистрировать только после того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации (по общему правилу он составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации). Если в результате реорганизации будет создано несколько юридических лиц, любое из них не получится зарегистрировать до истечения указанного выше срока (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ, подп. «в» п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
До 1 сентября 2014 года конкретный момент для подачи документов на регистрацию создаваемого лица закон не устанавливал. Однако перед такой регистрацией, как и сейчас, необходимо было дважды опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ). Первое уведомление публиковалось в любой срок после того, как в ЕГРЮЛ вносили запись о начале процедуры реорганизации. Второе уведомление разрешалось опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Сразу после этого можно было подавать документы на регистрацию создаваемого лица. Следовательно, фактически минимальный срок, по истечении которого можно было провести регистрацию, составлял чуть больше месяца.*
Выходит, что сейчас ждать момента, когда можно подать документы для регистрации создаваемого лица, приходится почти на два месяца больше, чем до 1 сентября 2014 года.
Предусмотрели последствия на случай, если решение о реорганизации признают недействительным
В Гражданском кодексе РФ появилась статья 60.1, посвященная последствиям признания недействительным решения о реорганизации (п. 16 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):
- участники реорганизуемого юридического лица;
- иные лица, не являющиеся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.
Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации. Правда, такое правило содержит оговорку о том, что закон может устанавливать иной срок (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Факт того, что суд признает решение о реорганизации недействительным, повлечет следующие последствия.
1. Юридическое лицо (лица), созданное в результате реорганизации, продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).
Это правило распространяется на все созданные юридические лица независимо от того, завершена реорганизация или нет. Если зарегистрируют только часть создаваемых лиц (например, при выделении), то правопреемство наступит лишь в отношении них. В остальной части права и обязанности сохранятся за прежним (реорганизуемым) юридическим лицом (п. 3 ст. 60.1 ГК РФ).
2. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки:
- участнику реорганизованного юридического лица, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
- кредиторам реорганизованного юридического лица.
К числу лиц, которые понесут такую солидарную ответственность, будут относиться, в частности:
- члены коллегиального органа реорганизованного юридического лица, которые голосовали за принятие решения о реорганизации;
- юридические лица, созданные в результате этой реорганизации.
Такие правила установлены в пункте 4 статьи 60.1 Гражданского кодекса РФ.
Предусмотрели последствия на случай, если реорганизацию корпорации признают несостоявшейся
В Гражданском кодексе РФ появилась статья 60.2, посвященная признанию несостоявшейся реорганизации корпорации (п. 16 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Требование о признании реорганизации несостоявшейся может предъявить участник корпорации, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу. С таким требованием необходимо обратиться в суд (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).
Суд вправе удовлетворить завяленное требование в каждом из следующих случаев:
- участники реорганизованной корпорации на самом деле не принимали решения о реорганизации;
- документы, представленные для госрегистрации создаваемых юридических лиц, содержали заведомо недостоверные данные о реорганизации.
Факт того, что суд признает реорганизацию корпорации несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).
1. Юридические лица, существовавшие до реорганизации, восстановятся, и одновременно с этим прекратятся созданные юридические лица. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.
2. Сделки между созданными юридическими лицами и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако сторонами по этим сделкам будут считаться не созданные юридические лица (они прекратят свою деятельность), а восстановленные юридические лица. Такие лица будут считаться солидарными должниками и солидарными кредиторами по данным сделкам.
3. Переход прав и обязанностей от реорганизованных юридических лиц к созданным лицам будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного лица, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) лица.
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
Виталий Перелыгин
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
5. Приказ ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"
«9.4.8. Ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения, слияния, разделения, выделения и преобразования, при их конвертации погашаются.
9.11.2. Порядок конвертации (обмена, приобретения) ценных бумаг, предусмотренный решением о реорганизации в форме преобразования, должен определять способ размещения - конвертация (обмен, приобретение, возмездное приобретение), количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) преобразуемого юридического лица, которые конвертируются в одну ценную бумагу юридического лица, создаваемого в результате преобразования (коэффициент конвертации), количество акций, на которое обмениваются доли в уставном капитале участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, доли в складочном капитале участников хозяйственного товарищества, паи членов кооператива (соотношение обмена), количество акций каждой категории (типа), приобретаемых членами некоммерческого партнерства и собственником учреждения, преобразуемых в акционерное общество».
04.09.2014 г.
С уважением,
Алла Пыжова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».