Количество и периоды проверок правильности применения контрольно-кассовой техники и правильности учета выручки в отношении одной организации (предпринимателя) не определено нормативными актами. Поэтому налоговая инспекция может проводить проверки несколько раз в год за любые периоды.
Организация должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня. Отсрочка представления документов не предусмотрена.
Обоснование данной позиции содержится в материалах рекомендаций «Системы Главбух» Версия для коммерческих организаций
1.Рекомендация:Как проводится проверка полноты учета наличной выручки
Налоговые инспекции вправе проводить проверку полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей, которые ведут наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт (п. 1 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, п. 5 и 6 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).*
Основанием для проведения проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) инспекции (п. 22регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
В рамках проверки полноты учета выручки инспекторы:*
предъявляют поручение на проведение проверки;
рассматривают документы, представленные организацией или предпринимателем;
проверяют полноту учета выручки в организации (у предпринимателя);
оформляют результаты проверки.
Такой порядок предусмотрен пунктом 20 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение проверки (п. 19, 51регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, письмо ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195).
Предоставление документов для проверки
Для проверки организация (предприниматель) предоставляет документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники (ККТ) (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). К таким документам, в частности, относятся:*
паспорт ККТ;
регистрационная карточка;
акт по форме № КМ-1;
журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4;
договор на техобслуживание ККТ;
журнал по форме КМ-8.
На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).
В коммерческих организациях
У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:*
акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;
распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
контрольные ленты ККТ на бумажном носителе или распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
приходные и расходные кассовые ордера;
журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
авансовые отчеты по форме № АО-1;
кассовую книгу по форме № КО-4;
справку-отчет кассира-операциониста;
сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке по форме № КМ-7;
приказ о лимите остатка наличных денег;
иные первичные документы, необходимые для проверки.
Если организация (предприниматель) применяет специальный налоговый режим, проверяющие могут потребовать:
книгу учета доходов и расходов при упрощенке;
книгу учета доходов предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения;
книгу учета доходов и расходов предпринимателей, применяющих ЕСХН.
Об этом сказано в пункте 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) и без применения ККТ. Например, при оказании услуг населению с выдачей бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В этом случае она должна представить документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:
бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
акт приемки бланков строгой отчетности;
книгу учета бланков строгой отчетности;
акт о списании бланков строгой отчетности;
приказ о лимите остатка наличных денег;
иные первичные учетные документы и регистры бухучета, необходимые для проверки.
Об этом сказано в пунктах 28 и 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ также при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом по требованию покупателя налогоплательщик выдает документ, подтверждающий прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
В этом случае организация (предприниматель) должна представить документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такими документами могут быть товарные чеки, квитанции, ведомости, связанные с их учетом, иные документы, которые составляет продавец при продаже товаров.
Документы, необходимые для проверки, представьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов.* Такой порядок предусмотренпунктом 30 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
Срок представления документов
Организация (предприниматель) должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 31 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).*
Ситуация: какая ответственность предусмотрена за отказ предоставить документы, необходимые инспекторам для проверки полноты учета выручки*
Ответственность за непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов в соответствии со статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*
За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статей 126 Налогового кодекса РФ или 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.*
Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка полноты учета выручки в этом перечне не указана.*
Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Размер штрафа составляет:*
для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.;
для организаций – 3000–5000 руб.
Об этом сказано в статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Рекомендация: Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники
Анализ документов, представленных организацией
Для проверки организация (предприниматель) представляет документы, связанные:*
с приобретением, регистрацией, перерегистрацией ККТ;
проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием ККТ, заменой программно-аппаратных средств;
вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ;
ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах и ее хранением.
Об этом сказано в пункте 33 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.
К таким документам, в частности, относятся:
паспорт ККТ;
карточка регистрации ККТ;
акт по форме № КМ-1;
журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4;
договор на техобслуживание ККТ;
журнал по форме КМ-8.
На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).
У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:*
акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по форме № КМ-3;
журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста, по форме № КМ-5;
распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6;
сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке по форме № КМ-7.
Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) и без применения ККТ. Например, при оказании услуг населению с выдачей бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В этом случае она должна предоставить документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:
бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
акт приемки бланков строгой отчетности;
книгу учета бланков строгой отчетности;
акт о списании бланков строгой отчетности.
Об этом сказано в пунктах 33 и 34 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.
Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ также при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом по требованию покупателя налогоплательщик выдает документ, подтверждающий прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
В этом случае организация (предприниматель) должна представить копии товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 33 регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).
Документы, необходимые для проверки, предоставьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов. Такой порядок предусмотренпунктом 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.*
Организация (предприниматель) должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 36 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).*
Ситуация: что будет, если организация (предприниматель) откажется представить документы, необходимые инспекторам для проверки правильности применения ККТ*
За непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов предусмотрен штраф в размере:*
– для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.;
– для организаций – 3000–5000 руб.
За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ или статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.*
Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка правильности применения ККТ в этом перечне не перечислена.*
Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Штраф за такое нарушение предусмотрен статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях*.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени