1.Да, является.
НДС по материалам и подрядным работам принимается к вычету после постановки материалов (работ) на учет на счет 08. Дожидаться, когда объект будет введен в эксплуатацию, не нужно.
Перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде нельзя, поскольку несвоевременное применение вычета искажает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. В этом случае организация должна ее пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию по НДС за тот период, в котором искажение было допущено (п. 1 ст. 81 НК РФ).
2.Да, собственник может использовать объект частично.
Поскольку внутренние коммуникации входят в состав здания (включается в первоначальную стоимость здания) и учитываются в бухучете как единый инвентарный объект, следовательно, амортизация по данному объекту должна начисляться со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию. При этом собственник, имеет право начислять амортизацию по используемой части здания, даже если не все работы в нем завершены и акты о вводе здания в эксплуатацию не подписаны.
3. Если расходы по благоустройству неразрывно связаны с основным объектом строительства (произведены до ввода его в эксплуатацию), относите их на увеличение расходов по строительству здания.
Если отразить объекты внешнего благоустройства как отдельные объекты, то стоимость таких активов списывается на расходы через амортизацию (абз. 1 п. 17 ПБУ 6/01), а в налоговом учете объекты внешнего благоустройства не амортизируются (см. Рекомендацию № 6, Ситуацию № 7).
4. Если организация начнет эксплуатировать здание до получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию, организацию и должностных лиц могут привлечь к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении строительство основных средств подрядным способом
Первоначальная стоимость
Основные средства, сооруженные подрядным способом, принимайте к бухучету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). В первоначальную стоимость включите:
суммы, уплачиваемые подрядчику в соответствии с договором подряда;
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с созданием основных средств;
суммы предъявленного НДС (если основное средство не будет использоваться в деятельности, облагаемой этим налогом);
прочие расходы, непосредственно связанные с созданием (например, стоимость приобретенных материалов; оборудования, предназначенного для установки на объекте; расходы на экспертизу безопасности объекта и т. д.).
Такой порядок предусмотрен пунктом 8 ПБУ 6/01, пунктом 5.1.1 Положения, утвержденного Минфином России от 30 декабря 1993 г. № 160, пунктами 11–15 ПБУ 2/2008.
Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость построенных (изготовленных) основных средств, приведен в таблице.
В процессе эксплуатации основного средства его первоначальная стоимость не изменяется. Исключением являются случаи достройки (дооборудования), реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основного средства. Поэтому если какие-то расходы, связанные со строительством (изготовлением) объекта (например, проценты по кредиту), понесены организацией после его включения в состав основных средств, первоначальную стоимость не меняйте. А затраты учтите в составе текущих расходов. Такой порядок следует из пункта 14 ПБУ 6/01.
Бухучет: отражение затрат
В бухучете все затраты, связанные со строительством (изготовлением) объекта (стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте и т. д.), отражайте на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств». При этом делайте проводки:*
Дебет 08-3 Кредит 60 (76)
– отражена стоимость подрядных работ по сооружению объекта основных средств (на основании форм № КС-2 и № КС-3);
Дебет 08-3 Кредит 07
– отражена стоимость оборудования, переданного для установки подрядчику в строящемся объекте;
Дебет 08-3 Кредит 23 (25, 26, 70, 76...)
– отражены прочие затраты, связанные с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС, предъявленный подрядчиком, а также по прочим затратам, связанным с созданием основного средства.
ОСНО
В налоговом учете основные средства, построенные (изготовленные) подрядным способом, отражайте по первоначальной стоимости.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении строительства основного средства подрядным способом. Организация одновременно является инвестором и заказчиком*
ОАО «Производственная фирма "Мастер"» (инвестор, заказчик) в январе заключило договор строительного подряда с ЗАО «Альфа» (подрядчик) на строительство подсобного помещения. По договору работы должны быть завершены к 30 апреля. Поэтапная сдача работ не предусмотрена.
Стоимость строительных работ в соответствии со сметой, приложенной к договору, составляет 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Кроме того, по условиям договора, часть материалов, необходимых для строительства, «Мастер» закупает самостоятельно и передает их подрядчику. Подрядчик, в свою очередь, ежемесячно представляет заказчику отчет об израсходованных материалах.
В марте «Мастер» приобрел для строительства материалы на сумму 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.) и сразу же передал их «Альфе». Согласно ежемесячным отчетам, представленным подрядчиком, в марте он израсходовал материалы на сумму 30 000 руб., в апреле – на сумму 20 000 руб.
В учете «Мастера» сделаны следующие записи.
В марте:
Дебет 10-8 Кредит 60
– 50 000 руб. – оприходованы строительные материалы, предназначенные для передачи подрядчику;
Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 9000 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам;
Дебет 10-7 Кредит 10-8
– 50 000 руб. – отражена стоимость материалов, переданных подрядчику для строительства подсобного помещения;
Дебет 08-3 Кредит 10-7
– 30 000 руб. – учтена стоимость израсходованных материалов в первоначальной стоимости строящегося подсобного помещения.
В апреле:
Дебет 08-3 Кредит 10-7
– 20 000 руб. – учтена стоимость израсходованных материалов в первоначальной стоимости строящегося подсобного помещения.
По окончании работ «Мастер» и «Альфа» подписали акт по форме № КС-2 и справку по форме № КС-3. Стоимость работ по результатам строительства в сравнении со сметной стоимостью, предусмотренной в договоре, не изменилась. Поэтому бухгалтер «Мастера» сделал такие проводки:
Дебет 08-3 Кредит 60
– 100 000 руб. – отражена стоимость подрядных работ, формирующая первоначальную стоимость построенного подсобного помещения;
Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – отражен НДС по подрядным работам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 000 руб. – принят к вычету НДС по подрядным работам;
Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08-3
– 150 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию построенное подсобное помещение.
Первоначальная стоимость построенного подсобного помещения по данным бухучета составила 150 000 руб. (30 000 руб. + 20 000 руб. + 100 000 руб.).
В налоговом учете бухгалтер «Мастера» включил подсобное помещение в состав амортизируемого имущества по первоначальной стоимости 150 000 руб.
НДС: организация является заказчиком и инвестором
Если организация является инвестором и заказчиком одновременно, предъявленный подрядчиком входной НДС по строительным работам принимайте к вычету после того, как результаты выполненных работ будут оприходованы (п. 1 и 6 ст. 171, п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ). Наряду с этим должны быть выполнены другие условия, обязательные для вычета. Входной НДС по затратам, связанным с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию, также принимайте к вычету в момент их принятия на учет, то есть в момент отражения на счете 08* (п. 1 и 6 ст. 171, п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ).
Если впоследствии организация-инвестор планирует привлекать новых инвесторов, НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен в сумме, приходящейся на площадь здания, переданной новым инвесторам (письмо ФНС России от 15 октября 2007 г. № ШТ-6-03/777).
Ситуация: когда можно принять к вычету входной НДС по материалам, приобретенным для использования в строительстве основного средства. Организация строит объект подрядным способом. Приобретенные материалы передает подрядчику*
Чтобы принять к вычету входной НДС по материалам, приобретенным для использования в строительстве основного средства, нужно их оприходовать. Наряду с этим должны быть выполнены другие условия, обязательные для вычета. Такой порядок предусмотрен пунктами 1 и 6 статьи 171 и пунктами 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
Материалы приходуются по дебету счета 10-8. Следовательно, НДС по материалам, приобретенным для использования в строительстве основного средства, принимайте к вычету после того, как в бухучете сделана соответствующая запись. Документом, подтверждающим постановку материалов на учет, является приходный ордер по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Дожидаться, когда материалы будут переданы подрядчику или когда готовое основное средство будет введено в эксплуатацию, не нужно.
Одним из условий для вычета входного НДС по подрядным работам при строительстве основного средства является их принятие к учету (т. е. отражение на счете 08) (ст. 171 НК РФ). Основанием для отражения стоимости подрядных работ на счете 08 являются правильно оформленные первичные документы (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, акт по форме № КС-2 и справка по форме № КС-3* (постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100).
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Ситуация: Можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде
Нет, нельзя.
Контролирующие ведомства считают, что принять НДС к вычету организация может только в том периоде, в котором у нее возникло на это право. Переносить вычет (полностью или частично) на следующие налоговые периоды нельзя. Несвоевременное применение вычета искажает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. В этом случае организация должна ее пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором искажение было допущено (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ и увеличить сумму вычета в текущем налоговом периоде организация не может.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России* от 12 марта 2013 г. № 03-07-10/7374, от 15 января 2013 г. № 03-07-14/02, от 31 октября 2012 г. № 03-07-05/55, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057.
Подтверждают эту позицию некоторые арбитражные суды (см., например, постановления* Президиума ВАС РФ от 7 июня 2005 г. № 1321/05, определения ВАС РФ от 17 мая 2011 г. № ВАС-5739/11, от 21 августа 2008 г. № 10471/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 января 2011 г. № А11-2497/2010, от 7 июня 2010 г. № А79-5798/2009, от 3 сентября 2009 г. № А38-3841/2008-5-270, от 21 мая 2008 г. № А17-5215/2007-05-20, Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. № А45-9630/2009, от 11 июня 2008 г. № Ф04-2854/2008(4733-А67-42), Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-1824/07-С2, от 3 мая 2007 г. № Ф09-3060/07-С3, Московского округа от 20 июня 2006 г. № КА-А41/5301-06, от 24 апреля 2006 г. № КА-А40/2328-06, Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1, Центрального округа от 23 декабря 2011 г. № А36-208/2011).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие переносить вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для вычета выполнены в текущем налоговом периоде. Они заключаются в следующем.*
В статье 172 Налогового кодекса РФ перечислены условия, при соблюдении которых организация имеет право принять НДС к вычету. Однако продолжительность периода, в течение которого организация может воспользоваться этим правом, статьей 172 Налогового кодекса РФ не установлена. И хотя в пункте 2 раздела II приложения 4 кпостановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 сказано, что в книге покупок организация должна регистрировать счета-фактуры по мере возникновения у нее права на вычет, это требование не соответствует Налоговому кодексу РФ (ст. 6 НК РФ). Поскольку все неустранимые противоречия трактуются в пользу организаций (п. 7 ст. 3 НК РФ), правом на вычет, возникшим в одном налоговом периоде, можно воспользоваться в следующих налоговых периодах.
Вместе с тем, обязательным условием для применения вычета в более поздних периодах является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10 следует, что этот срок отсчитывается с момента появления права на вычет и до момента представления декларации (уточненной декларации), в которой этот вычет отражен.
Например, если право на вычет возникло у организации в I квартале 2007 года, оно сохраняется за ней вплоть до I квартала 2010 года включительно. Организация сможет воспользоваться вычетом, если отразит его сумму в декларации (уточненной декларации) за любой из кварталов, которые входят в этот временной интервал. Подавать уточненные декларации имеет смысл в течение трех лет по истечении квартала, в котором организация заявляе твычет по НДС. С учетом выводов, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, в данном случае организация сможет воспользоваться вычетом за I квартал 2007 года не позднее I квартала 2013 года (когда истечет срок подачи уточненной декларации за I квартал 2010 года).
Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Скорее всего, налоговая инспекция признает неправомерным применение вычета в более позднем периоде. В результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, возрастет, и у организации возникнет недоимка, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). В этом случае отстаивать право на отложенный вычет организации придется в суде.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность переноса вычетов по НДС на более поздниепериоды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09, от 31 января 2006 г. № 10807/05, определения ВАС РФ от 2 августа 2010 г. № ВАС-9902/10, от 6 мая 2010 г. № ВАС-4871/10, от 16 марта 2010 г. № ВАС-2824/10, от 9 марта 2010 г. № ВАС-1965/10, от 5 февраля 2010 г. № ВАС-793/10, от 20 апреля 2009 г. № ВАС-3938/09, от 16 апреля 2009 г. № ВАС-692/09, от 8 августа 2008 г. № 9726/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2012 г. № Ф03-2936/2012, от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5890/2009, от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6751/2009, Поволжского округа от 29 октября 2009 г. № А12-21199/2008,от 16 октября 2009 г. № А57-23784/2008, от 9 октября 2008 г. № А72-5830/07, Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. № А70-6128/2010, от 18 июня 2010 г. № А27-20059/2009, от 10 декабря 2008 г. № Ф04-6902/2008, Центрального округа от 20 декабря 2012 г. № А08-2110/2012, от 19 апреля 2010 г. № А54-4374/2007, Московского округа от 11 июля 2012 г. № А40-122519/11-99-517, от 7 марта 2012 г. № А40-73963/11-140-317, от 21 июля 2011 г. № КА-А40/7315-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/2891-10, от 14 декабря 2009 г. № КА-А40/13755-09, от 17 июля 2009 г. № КА-А40/6329-09, от 16 января 2009 г. № КА-А41/12920-08, от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08, от 7 апреля 2008 г. № КА-А40/2163-08, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07, Северо-Западного округа от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 16 января 2008 г. № А56-538/2007, Уральского округа от 21 января 2010 г. № Ф09-11145/09-С3,от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6340/08-С2, Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А55-26765/2010, Северо-Кавказского округа от 21 января 2011 г. № А53-11233/2010).
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 04.09.2012 № 02-06-10/3529
«При принятии решения о постановке на учет отдельных объектов необходимо учитывать, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами входят в состав зданий. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, являются самостоятельными объектами.*
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или техническом паспорте на такой объект недвижимости.
Учитывая изложенное, если в техническом паспорте здания отражены внешние коммуникации, то указанные объекты подлежат отражению в учете в установленном порядке*»
4.Статья: Строительство гостиницы
Юридические аспекты
Объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, с галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами),* на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого должны быть составлены отдельные проект и смета.
В.И. Кабалинова, директор Института повышения квалификации специалистов Финансового университета при Правительстве РФ, аудитор
УРНАЛ «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», № 1, ЯНВАРЬ 2013
5.Ситуация: как отразить в бухучете амортизацию по используемой в деятельности части здания, строительство которого не завершено
Инвестор, как будущий собственник, имеет право начислять амортизацию по используемой части здания, даже если не все работы в нем завершены и акты о вводе здания в эксплуатацию не подписаны. Сумму амортизации в этом случае определите на основании данных о стоимости объекта (его части) у застройщика и предполагаемого срока полезного использования здания. До завершения строительства стоимость здания числится на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (Инструкция к плану счетов). Сумму начисленной амортизации по части здания отражайте по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02. При этом со следующего месяца после ввода части здания в эксплуатацию в учете делайте проводку:*
Дебет 20 (23, 25...) Кредит 02
– начислена амортизация.
В момент принятия всего здания на баланс в качестве основного средства будет окончательно сформирована его первоначальная стоимость. Если она отличается от стоимости, исходя из которой организация рассчитывала амортизацию, суммы амортизации следует уточнить. Со следующего месяца после включения здания в состав основных средств амортизацию нужно начислять исходя из его первоначальной стоимости и оставшегося срока полезного использования.*
Такой порядок установлен пунктом 22 Положения, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР от 29 декабря 1990 г. № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (№ ВГ-9-Д). Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 мая 2006 г. № 03-06-01-04/107.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
6.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на создание объектов благоустройства при строительстве объектов недвижимости
Причины создания объектов благоустройства
Создание объектов благоустройства при строительстве объектов недвижимости может быть:*
обязательным в силу закона (требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, промышленной безопасности и т. д.);
обязательным в силу договора с местными властями (например, как обязательное условие получения разрешения настроительство);
инициативным (например, добровольное решение организации по улучшению комфортабельности и эстетического вида прилегающих к зданию территорий).
В большинстве случаев объекты благоустройства создаются в силу требований законодательства об охране окружающей среды, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. Такое благоустройство осуществляется в целях восстановления территорий, нарушенных строительством, а также в целях безопасной эксплуатации основного объектастроительства.
В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов благоустройства прямо вменяется в обязанности организаций. В частности, это относится к организациям, которые эксплуатируют опасные производственные объекты:
электростанции (п. 1.2 и 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 25 сентября 2007 г. № 74, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229);
нефтеперерабатывающие заводы (подп. 1.4.3 и 1.4.7 п. 1.4 Правил, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 г. № 56);
химические комбинаты и другие промышленные организации (п. 2 ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, раздел «Благоустройство» СНиП II-89-80, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1980 г. № 213).
Проводить работы по благоустройству территории обязаны и другие организации, которые ведут на земельных участкахстроительные работы (п. 3 ст. 37 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, ст. 12 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 25 сентября 2007 г. № 74, п. 3.1.3СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 8 апреля 2003 г. № 34, Правил, утвержденные приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, СНиП III-10-75, утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 25 сентября 1975 г. № 158). Например, в соответствии с положениями Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 в случае уничтожения деревьев организация обязана за свой счет осуществить компенсационное озеленение.
Нередко благоустройство является обязательным условием для получения разрешения на строительство или прав на земельный участок. Условие об этом прописывается в договоре с местными властями. В такой ситуации создаются объекты внешнегоблагоустройства, которые являются обременением для организации, заключившей с местными властями договор. Подробнее о том, как отразить в учете такие объекты, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на обременения, возникающие при строительстве.
Благоустраивать территорию после строительства организация может и по своей собственной инициативе (инициативе инвестора). Такое благоустройство не связано с требованием законодательства или местных властей. Как правило, оно происходит в целях улучшения комфортабельности и эстетического вида прилегающей к зданию территории и носит характервнешнего благоустройства.
Бухучет
Порядок отражения в бухучете расходов на благоустройство зависит от связи их с основным объектом строительства. А именно:*
благоустройство неразрывно связано с основным объектом строительства;
в процессе благоустройства создаются самостоятельные объекты – объекты внешнего благоустройства.
Если строительство ведется за счет средств привлеченного инвестора, то результаты работ по благоустройству застройщик передает ему. При этом в учете застройщика расходы по благоустройству отражаются следующим образом.
Если расходы по благоустройству неразрывно связаны с основным объектом строительства (произведены до ввода его в эксплуатацию), относите их на увеличение расходов по строительству основного объекта:*
Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)
– отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на благоустройство.
Как правило, такое благоустройство носит обязательный характер в силу закона, и без него основной объект строительстванельзя вводить в эксплуатацию. Поэтому такие расходы увеличивают капитальные вложения в основной объект (п. 8 ПБУ 6/01).
Нередко запланированное в смете благоустройство приходится вести уже после ввода объекта в эксплуатацию из-за сезонного характера работ. Например, озеленение, устройство верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установка малых архитектурных форм, а также отделка и расколеровка элементов фасадов зданий может быть перенесена на ближайший весенне-летний период. В этом случае заложенные в смету расходы для выполнения таких работ застройщик включает в стоимость строящегося объекта путем формирования оценочного обязательства по счету 96. Для создания резерва к счету 96 откройте субсчет, например «Резерв на проведение сезонных работ поблагоустройству». Выполненные работы будут списаны за счет созданного резерва.
Эти операции в учете отразите проводками:*
Дебет 08 Кредит 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству»
– отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на проведение сезонных работ по благоустройству(до их осуществления);
Дебет 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству» Кредит 20 (60)
– фактически осуществленные расходы на проведение сезонных работ по благоустройству списаны за счет созданного резерва.
В процессе благоустройства могут создаваться и самостоятельные объекты (объекты внешнего благоустройства). Определение объектов внешнего благоустройства в законодательстве отсутствует. Минфин России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203 предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Согласно этому письму под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. К ним относятся, например, устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов.
Расходы на такие объекты застройщик должен формировать обособленно по каждому объекту внешнего благоустройства. Расходы отражаются проводкой:*
Дебет 08-3 субсчет «Создание объекта внешнего благоустройства» Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)
– отражены капитальные вложения в создание объекта внешнего благоустройства.
У инвестора после передачи застройщиком такие объекты учитываются в зависимости от характера их использования.
Если объекты внешнего благоустройства инвестор использует в своей основной деятельности и они отвечают определенным условиям, он учитывает их в составе основных средств:*
Дебет 01 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– отражен в составе основных средств объект внешнего благоустройства.
Если полученный объект инвестор планирует сдавать в аренду (аренда не является основным видом деятельности), то такой актив учитывается как доходное вложение в материальные ценности:
Дебет 03 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– отражен в составе доходных вложений в материальные ценности объект внешнего благоустройства.
Стоимость таких активов списывается на расходы через амортизацию (абз. 1 п. 17 ПБУ 6/01). Если в налоговом учете объект внешнего благоустройства не амортизируется, при признании указанных расходов в бухучете возникает постоянная разница, приводящая к образованию постоянного налогового обязательства, сумма которого отражается:*
Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство.
Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.
ОСНО
Средства инвестора, полученные застройщиком для осуществления благоустройства, являются средствами целевого финансирования. Следовательно, при расчете налога на прибыль отражать их в доходах не нужно (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, связанные с этим расходы также не будут учитываться при расчете налога на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ).
Порядок отражения у инвестора расходов на благоустройство при расчете налога на прибыль зависит от нескольких факторов. А именно:*
в качестве какого актива учтен основной объект строительства (основное средство или готовая продукция);
связь расходов на благоустройство с основным объектом строительства (неразрывная связь или создан отдельный объектвнешнего благоустройства) исходя из условий договора.
Расходы на благоустройство, не создающие отдельных объектов, как правило, неразрывно связаны с основным объектом строительства и носят обязательный характер (требование законодательства в сфере охраны окружающей среды и промышленной безопасности). Учитывайте такие расходы в следующем порядке.
Если объект строительства будет учитываться у инвестора в составе основных средств, то включите расходы на благоустройство в его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК РФ). Если построенный объект инвестор принимает к учету в качестве готовой продукции, то эти расходы формируют ее стоимость. При дальнейшей реализации объекта строительства затраты на приобретение этого объекта, в том числе и на благоустройство, включите в состав расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
Если в процессе благоустройства территории создаются самостоятельные объекты, то при соблюдении определенных условий отразите их в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Подробнее об этом см.* Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
7.Ситуация: Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства
Нет, нельзя.
Понятие «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определено. Контролирующие ведомства поясняют, что под объектами внешнего благоустройства подразумеваются объекты, которые:*
не связаны с коммерческой деятельностью организации;
не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям;
предназначены для создания удобного, эстетически обустроенного пространства на территории организации.
Расходы, связанные с благоустройством территории (в т. ч. амортизационные отчисления по объектам внешнего благоустройства), не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а следовательно, налоговую базу по налогу на прибыль они не уменьшают. Об этом сказано в письмах Минфина России* от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745, УМНС России по Московской области от 8 декабря 2003 г. № 04-24/АА885.
В письмах от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487, от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201Минфин России отрицает возможность начисления амортизации по таким объектам внешнего благоустройства, как:*
асфальтированные участки вокруг магазинов и промышленных предприятий;
погрузочно-разгрузочные площадки;
парковки для грузового и легкового автотранспорта;
подъездные пути;
тротуары и пешеходные дорожки;
внешнее электрическое освещение;
газоны, клумбы, деревья и кустарники;
лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры и т. п.
Свою позицию финансовое ведомство аргументирует тем, что первоначальную стоимость основных средств, с сооружением которых связаны эти объекты, расходы на их обустройство не увеличивают. В Общероссийском классификаторе основных фондовони не упомянуты. Следовательно, такие объекты не отвечают критериям основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), а являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, не подлежащими амортизации. Некоторые суды поддерживают эту точку зрения (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).
Следует отметить, что в некоторых хозяйственных ситуациях Минфин России соглашается с возможностью амортизации объектоввнешнего благоустройства либо с включением затрат на благоустройство в первоначальную стоимость других основных средств. В частности, финансовое ведомство допускает начисление амортизации по объектам, которые имеют признаки объектов внешнего благоустройства, но при этом соответствуют критериям основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ). Например,* это возможно в организациях, деятельность которых связана с организацией отдыха (санаториях, пансионатах и т. п.), выставок и культурно-массовых мероприятий. Расходы на благоустройство и озеленение своей территории такие организации могут квалифицировать как затраты, непосредственно связанные с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с деятельностью, направленной на получение доходов. При расчете налога на прибыль эти затраты включаются в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если в ходе работ по благоустройству создаются объекты, соответствующие критериям основных средств (например, спортплощадки, теннисные корты, автомобильные парковки и т. п.), стоимость этих объектов можно амортизировать на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/386, от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.
Кроме того, амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение затрат на их создание в первоначальную стоимость других основных средств возможны, если эти объекты создаются в силу требований законодательства, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. В отдельных отраслях экономики формирование таких объектовпрямо вменяется в обязанности организаций. Поэтому их тоже можно амортизировать (письмо Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Арбитражная практика подтверждает этот вывод (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08, от 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9456-07, от 20 марта 2006 г. № КА-А40/1706-06,Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие амортизировать объекты внешнего благоустройства и в некоторых других ситуациях. Но чтобы воспользоваться этими аргументами, организации, скорее всего, придется обращаться в суд.*
Иногда расходы на благоустройство неразрывно связаны с сооружением основных средств. Такая ситуация может возникнуть, если в проекте на строительство здания изначально заложено создание объектов внешнего благоустройства. Например, когда внешнее благоустройство является элементом единого дизайна возводимого строения или когда договором предусмотрено, что подрядчик при строительстве здания должен заасфальтировать прилегающую к нему территорию. Такие расходы не приводят к созданию самостоятельных объектов внешнего благоустройства, а включаются в первоначальную стоимость возводимых зданий, сооружений и т. п. После ввода этих объектов в эксплуатацию расходы организации на благоустройство будут постепенно уменьшать налогооблагаемую прибыль через амортизацию. При рассмотрении подобных ситуаций некоторые суды встают на сторону организаций (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12910-08, Северо-Западного округа от 13 июля 2009 г. № А56-48313/2008, от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03).
Кроме того, иногда начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства признается правомерным из-за неоднозначной формулировки, которая содержится в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Исходя из его буквального толкования можно сделать вывод, что амортизировать запрещено лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Поскольку иных ограничений в отношении амортизации объектов внешнего благоустройства Налоговый кодекс РФ не содержит, некоторые суды принимают решения в пользу организаций именно по этой причине (см., например, постановления ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233-10, от 2 апреля 2010 г. № КА-А40/2846-10, Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008). Подробнее об этом см. Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
8.Справка:Административные нарушения в сфере строительства, промышленности, энергетики
Наименование правонарушения Размер штрафа Основание
Административные нарушения в сфере строительства
Эксплуатация объекта строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Исключение* – случаи, когда для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта) не требуется выдача разрешения на строительство
– для граждан – от 500 до 1000 руб.;
– для должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.;
– для организаций – от 10 000 до 20 000 руб.
ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ
19.12.2013 г.
С уважением,
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени