1. В данной ситуации нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:
- исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
- между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов;
- транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (экспедиторами), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России. Если договором транспортной экспедиции предусмотрена организация перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России, то эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.
Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/130, от 20 января 2011 г. № 03-07-08/15, от 17 января 2011 г. № 03-07-08/11.
2. Нет, не нужно. Так как российские хозяйствующие субъекты при перемещении товаров через границу с Республикой Беларусь и с Казахстаном (а также по территориям указанных республик) вправе использовать товарно-транспортную накладную по унифицированной форме № 1-Т (письмо ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693@). Потому, что на договоры перевозки с таким маршрутом Закон № 259-ФЗ не распространяется.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация:Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:
- товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1–3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Транспортные и товаросопроводительные документы
Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.
1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).
2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.
При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Ситуация:при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов
Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:
- исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
- между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов;
- транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (экспедиторами), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России. Если договором транспортной экспедиции предусмотрена организация перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России, то эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.
Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/130, от 20 января 2011 г. № 03-07-08/15, от 17 января 2011 г. № 03-07-08/11.
Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдачу грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования грузов;
- услуги по организации платежно-финансовых услуг;
- услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
- разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировку грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.
Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:
- оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
- оформление переадресовки грузов;
- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
- выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.
Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Ситуация:Какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт экспорта товаров из России в страны – участницы Таможенного союза
Используйте транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные российским законодательством и подтверждающие перемещение товаров из России в страны – участницы Таможенного союза (подп. 4 п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Например, при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза представьте в налоговую инспекцию документы, составленные по формам, приведенным в приложениях к письму Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460.
Так, если товары вывозятся из России автомобильным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Допускается вместо этой формы представить в налоговую инспекцию международную товарно-транспортную накладную (CMR), поскольку по своему содержанию она аналогична форме № 1-Т. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 мая 2013 г. № ЕД-3-3/1928.
Если товары вывозятся из России воздушным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы:
- нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает Транспортная Клиринговая Палата;
- грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает сам перевозчик.
Если товары вывозятся из России железнодорожным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы документы, приведенные в Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (например, оригинал накладной (для получателя), лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза).
Это следует из письма Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693).
Если товары вывозятся из России транспортом покупателя (или непосредственно представителями иностранных организаций), транспортных документов, свидетельствующих о международной перевозке груза, у экспортера может не быть. В этом случае подтвердить факт передачи товаров (чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС) можно товарной накладной (форма № ТОРГ-12), оформленной на имя иностранного покупателя. Об этом сказано в письмах Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-13/01-42 и от 18 мая 2011 г. № 03-07-13/01-17.
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Статья: Документы, которые совершенно необходимы для перевозки товаров
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 259-ФЗ перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
Минтранс России в письме от 30 сентября 2011 г. № СА-19/11175 разъясняет, что при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов, в том числе между государствами – членами Таможенного союза, подтверждением заключения договора перевозки грузов является международная накладная. Она должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19 мая 1956 г. Наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR1.
Требование о применении транспортной накладной, форма которой утверждена российскими правилами перевозок грузов (ППГ), на международные автоперевозки не распространяется.
Особенности налогообложения международных автоперевозок мы не рассматривали. Тем не менее кратко охарактеризуем международные требования к документам.
Сфера применения Конвенции – договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, при которых место погрузки и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран. Причем из этих стран по крайней мере одна должна являться участницей Конвенции2.
Договор перевозки устанавливается накладной (ее именуют CMR-накладной). Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком (транспортным агентом). Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика (ст. 4, п. 1 ст. 5 КДПГ). Накладная удостоверяет принятие груза перевозчиком (п. 1 ст. 9 КДПГ).
Но специальной формы накладной КДПГ не устанавливает. В Конвенции лишь перечислены сведения, обязательные для отражения в накладной. А также сообщается, что договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое сочтут необходимым (ст. 6 КДПГ).
Отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей (п. 1 ст. 11 КДПГ).
По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной. Он выдает расписку в принятии груза (п. 1 ст. 13 КДПГ).
Форма CMR-накладной, обязательная к использованию хозяйствующими субъектами Республики Беларусь при пересечении границы Республики Беларусь и России, приведена в письме ФНС России от 29 июня 2010 г. № ШС-37-3/5424@. К этой CMR-накладной надлежит прилагать товарную накладную типовой формы.
Зато российские хозяйствующие субъекты при перемещении товаров через границу с Республикой Беларусь и с Казахстаном (а также по территориям указанных республик) вправе использовать товарно-транспортную накладную по унифицированной форме № 1-Т (письмо ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693@). Подчеркнем еще раз: на договоры перевозки с таким маршрутом Закон № 259-ФЗ не распространяется.
Библиотека журнала «Главбух».
Документы, которые совершенно необходимы для перевозки товаров