Нет, не будет. Налоговики могут заявить, что первичка не согласуется с его собственной учетной политикой. Поэтому рекомендуем покупателю сделать специальную оговорку в УП, которая позволит использовать те формы первичных документов, которые одобрил контрагент. Наиболее безопасный вариант – прописать, что для торговых операций компания использует формы документов, о которых сказано непосредственно в договоре или дополнительном соглашении к нему.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: 2.3. Формы первичных учетных документов
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Теперь формы первичных документов утверждает руководитель. Такое правило установлено в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Но этот порядок вовсе не означает, что вы обязаны разработать свои бланки абсолютно для всех операций. Вы можете по-прежнему применять все унифицированные формы или некоторые из них. Скажем, те, которые на ваш взгляд удобны, да и просто привычны. Ведь закон этого не запрещает.
Так вот, выбранные вами формы первички советуем привести в приложении к учетной политике. Ведь из ПБУ 1/2008 следует, что в учетной политике должны быть формы первичных документов, которые использует компания.
Если же вы закрепили их в отдельном приказе руководителя, тогда в учетной политике сделайте ссылку на этот документ.
Само собой, положения учетной политики по первичке будут также зависеть от того, какие формы вы решили применять.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Вы будете по-прежнему пользоваться стандартными первичными документами? Для ясности назовите в учетной политике конкретные формы. Или хотя бы дайте ссылку на документы Госкомстата, которыми они утверждены. Примеры этой и других формулировок в учетной политике вы можете посмотреть в образце ниже.
Если же вы модифицировали старые бланки или разработали новые с нуля, тогда их образцы приведите в приложении к учетной политике. Главное, убедитесь в том, что в первичке есть все обязательные реквизиты, которые прописаны в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете. Вот их полный перечень.
1. Наименование и дата составления документа.
2. Название вашей компании. Полное или сокращенное – тут значения не имеет.
3. Содержание факта хозяйственной деятельности. То есть описание операции или какого-то события, которые вы отражаете в учете.
4. Натуральное или денежное измерение (рубли, штуки, упаковки и т. п.).
5. Должности сотрудников, совершивших и ответственных за операцию (ответственных за оформление события), их подписи и Ф.И.О. (иные данные, позволяющие идентифицировать работников).
С документами, которые вы подписываете вместе с контрагентом, ситуация следующая. Для них не устанавливайте в учетной политике жесткую форму первички. Иначе возможна такая ситуация. Вы утвердите какой-то бланк. А по требованию контрагента в него придется вносить поправки. Не говоря уже о том, что у партнера вообще может быть предусмотрена в учетной политике другая форма для данной операции. В итоге налоговики могут заявить, что первичка не согласуется с вашей собственной учетной политикой.
Поэтому рекомендуем сделать специальную оговорку, которая позволит использовать те формы первичных документов, которые одобрил контрагент. Наиболее безопасный вариант – прописать, что для торговых операций компания использует формы документов, о которых сказано непосредственно в договоре или дополнительном соглашении к нему. Так, можно зафиксировать в договоре, что продавец оформляет поставку товаров накладной по форме № ТОРГ-12.
Также согласованными можно считать формы, которые подписал контрагент. Этот вариант удобен для актов приемки-сдачи услуг и работ. Для таких случаев вы можете установить в учетной политике, что компания применяет формы первички, подписанные руководителем в рамках конкретных договоров с контрагентами.
Библиотека журнала «Главбух». Выгодная и безопасная учетная политика на 2014 год
19.08.2014 г.
С уважением,
Наталья Иванченко, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».