В строке «Груз получил грузополучатель» обязательно нужно расписаться. При этом если доставку груза осуществляет сам грузоотправитель, то графа «Груз принял» не заполняется, а покупатель ставит свою подпись в графе «Груз получил грузополучатель».
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Ключевые моменты заполнения документов для покупателя и продавца при отгрузке товара
Татьяна Воронцова, преподаватель Группы компаний «ЭЛКОД»
Печать и подпись в ТОРГ-12
Приведу пример про дотошность налоговиков в части заполнения компаниями отгрузочных документов. Письмо Минфина России от 9 июня 2011 г. № 03-02-07/1-187 является ответом на запрос организации, работающей на «упрощенке» с объектом «доходы». Вопрос был следующий: может ли налоговая инспекция оштрафовать компанию по части 1 статьи 120 НК РФ, если на отгрузку есть только накладная № ТОРГ-12, подписанная грузоотправителем. Грузоотправитель – это сама компания. Подписи и печати со стороны покупателя отсутствуют. В то же время доверенность на отпуск товара есть. Минфин ответил, сугубо ориентируясь на законодательство: документ составлен неправильно, форма № ТОРГ-12 унифицирована, значит, в ней должны быть все обязательные реквизиты. Чиновники не стали разбираться в сути хозяйственной операции.
В 2012 году, до вступления в силу нового закона о бухучете, в таких ситуациях налоговики будут штрафовать по статье 120 НК РФ за отсутствие первичного документа, подтверждающего отгрузку. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается отсутствие первичных документов. По статье 120 НК РФ, если нарушение не привело к занижению налоговой базы, взимается штраф в 10 тыс. руб. Штраф составит 30 тыс. руб., если нарушение также не привело к занижению налоговой базы, но обнаруживаются нарушения в течение одного налогового периода. Если нарушения привели к занижению налоговой базы, то штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Причем минимум 40 тыс. руб.
Кстати, печать для ТОРГ-12 – это круглая печать организации. Это должна быть либо фирменная печать, либо печать, которую компания дополнительно заказывает для накладных, складских и других документов. Но тоже обязательно круглая. На ней должно быть написано полное наименование организации и ее местонахождение. То есть юридический адрес. Возможен сокращенный вариант прописывания адреса.
Главное, чтобы эти печати были в компании задокументированы. Я бы рекомендовала приказом установить использование дополнительной печати. Можно выбрать сотрудника, который будет ответственен за печать.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Доверенность на получение ТМЦ
Раньше налоговики настаивали на том, что доверенность на получение ТМЦ может быть выдана только работнику компании. Об этом сказано в Инструкции Минфина СССР от 14 января 1967 г. № 17. Но не так давно вышло важное решение Верховного суда от 6 июня 2011 г. № ГКПИ11-617. Верховный суд признал недействующим абзац второй пункта 1 этой Инструкции. Там устанавливался запрет выдачи доверенностей на получение ТМЦ лицам, не работающим в организации. По мнению суда, эта норма противоречит Гражданскому кодексу. Следовательно, доверенность на получение товарно-материальных ценностей может быть выдана не только работнику компании.
Например, организация заключила договор поставки товаров. Но их привозят не в офис организации, а сразу же третьему лицу. Оно по договору аренды использует эти товары. Вопрос в том, что покупатель не имеет возможности делать отметки «груз получил». В этом случае на склад организации-покупателя товар не приходит. У третьего лица должна быть доверенность на получение ТМЦ, составленная по форме № М-2 или № М-2а. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. В договоре поставки между продавцом и покупателем должно быть прописано, что товар отгружается третьему лицу по доверенности. Тогда на ТОРГ-12 могут стоять печать и подпись реального грузополучателя. У налоговиков обязательно возникнут вопросы, почему товар получила третья организация. Поэтому нужно предъявлять подтверждающие документы, из которых будет следовать, что груз принимает грузополучатель по доверенности, которую выдал покупатель.*
– Наша компания является покупателем. Обязанность по перевозке товаров возлагается на нас. Но мы привлекаем перевозчика. По факту получатели мы, но принимает товар другая организация. Что вы посоветуете в такой ситуации?
– С юридической точки зрения вы не можете разрешить какому-то лицу просто так съездить за вашим товаром. Надо составить доверенность. Грузоотправитель также не должен верить вам на слово, что кто-то приедет и заберет товар. Он имеет право отказать в отгрузке. Скорее всего вы выиграете в суде, если будете настаивать на том, что не обязаны платить по поставке. Ведь нет документа, подтверждающего, что какая-то организация приехала и забрала груз. В вашей ситуации, как я понимаю, вы не хотите, чтобы лицо, получившее груз, расписывалось в документах. Если в договоре ничего не сказано об обязанности по доставке груза продавцом, а прописан самовывоз, то поля «По доверенности» и «Груз принял» лучше бы заполнить. А вот если доставку груза осуществляет сам грузоотправитель, то графа «Груз принял» не заполняется, а покупатель ставит свою подпись в графе «Груз получил грузополучатель».*
Хотя судебная практика показывает, что отсутствие в форме № ТОРГ- 12 обязательных реквизитов, в частности в графах «По доверенности» и «Груз принял», является малозначительным нарушением оформления и не опровергает факта передачи и оприходования товара. Конечно, если графы «Отпуск товара разрешил» и «Груз получил грузополучатель» заполнены надлежащим образом.* Отсутствие реквизита не может служить основанием для отказа в признании расходов. Такие выводы, к примеру, сделаны в постановлениях ФАС Московского округа от 2 ноября 2009 г. № КА-А40/11423-09 и ФАС Северо-Западного округа от 1 марта 2006 г. № А13-5001/2005-05. Но не забывайте, что если вы будете оплачивать организации вывоз купленного товара, то у вас появятся расходы – на оплату услуги, ГСМ и так далее. Со списанием таких расходов могут возникнуть проблемы.
Журнал «Семинар для бухгалтера» № 2, Февраль 2012
18.08.2014 г.
С уважением,
Мария Мачайкина, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».