Камеральная проверка – это проверка, проводимая на основе представленной декларации. Она проводится каждый раз, когда налогоплательщик представляет декларацию. На ее проведение не требуется специальное решение руководителя ИФНС, и она проводится на территории инспекции.
А выездная проверка – вид налоговой проверки, проводимой, как правило, по местонахождению организации на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции. Предметом такой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Поэтому выездная проверка может и не проводится в течение трех лет после открытия организации. При этом Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно выездных проверок в отношении организаций, зарегистрированных менее трех лет назад.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.*
Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:
- налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
- других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.
Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Олег Хороший
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация: В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку
Основание для проверки
Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.*
По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:
- организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
- организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Критерии отбора для проверки
Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).*
Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.
В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.
Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.
Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
3. Статья: Камеральную и выездную проверки могут проводить сразу
У турфирмы идет камеральная проверка. Параллельно назначена выездная. Могут ли эти проверки проводиться одновременно?
Отвечает
А.З. Островская,
ведущий налоговый консультант ООО «Консалтинговая группа “Такс Оптима ”»
Да, могут. Камеральная проверка – это, условно говоря, мини-проверка, проводимая на основе представленной декларации. Она проводится каждый раз, когда налогоплательщик представляет декларацию. На ее проведение не требуется специальное решение руководителя ИФНС, и она проводится на территории инспекции.* Тогда как выездная проверка более масштабна, и предметом такой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Проводится она обычно на территории налогоплательщика, и для ее проведения требуется специальное решение руководителя ИФНС.
По выездным проверкам существуют некоторые ограничения. Например, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. А вот запрета на одновременное проведение камеральной и выездной проверок в Налоговом кодексе РФ нет. Значит, такие проверки могут проводиться одновременно.
Журнал «Учет в туристической деятельности» № 3, Март 2014
12.08.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.