Уважаемая Ирина Васильевна!
В ответ на Ваш вопрос от 15.08.2013г.
сообщаем следующее: В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать у проверяемой организации, в том числе, представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их. При этом в сообщении инспекции необходимо описать выявленные ошибки и (или) противоречия (п.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
При этом, право ИФНС запрашивать пояснения и дополнительные документы у компаний, заявивших высокую долю вычетов, законодательство не предусматривает. Однако, во избежание возможных негативных последствий со стороны налоговой инспекции, пояснения лучше предоставить.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обнаружение ошибок в декларации
Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации* (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекция применяет типовую письменную форму. Она разработана ФНС России и содержится в одном из внутренних регламентов налоговых органов. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).
Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки
Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.
Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке
Нет, не нужно.
Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого вывода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Московского округа от 12 января 2010 г. № КА-А40/14809-09, от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09, Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. № А19-14101/08, от 25 мая 2009 г. № А33-15083/08-Ф02-2251/09, Уральского округа от 2 марта 2009 г. № Ф09-762/09-С3, от 2 декабря 2008 г. № Ф09-8292/08-С2).
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Статья: Переписка с ИФНС поможет пройти камеральную проверку без потерь
Законодательство позволяет инспекторам во время камеральных проверок запрашивать дополнительную информацию (документы или пояснения) лишь в нескольких случаях. А именно:
– проверяющие выявили ошибки в декларации, противоречия или расхождения между сведениями в отчетности и данными ИФНС;
– компания пользуется налоговыми льготами;
– компания обязана была представить дополнительные документы вместе с декларацией в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ;
– проверяют отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
– в декларации заявлено возмещение налога из бюджета.
Однако на практике инспекторы требуют представить дополнительные документы и пояснения гораздо чаще. Под предлогом найденных противоречий налоговики могут задать вопросы практически по любой цифре в декларациях по НДС и налогу на прибыль. И чтобы избежать ненужных конфликтов, бухгалтеры предпочитают не оставлять просьбы налоговиков без внимания.
Каких объяснений требуют инспекторы
Проверяющие требуют объяснений у всех компаний, заявивших НДС к возмещению или высокую долю налоговых вычетов. Также представить подробный отчет придется, если в декларации по прибыли отражен убыток или между данными бухгалтерского и налогового учета есть расхождения.
Пояснительная записка о причинах возмещения или высокой доли вычетов
Проводить углубленную камеральную проверку деклараций, в которых заявлен НДС к возмещению, инспекторам позволяет пункт 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Здесь же уточняется, что в ходе такой проверки налоговики вправе запросить документы, на основании которых были рассчитаны вычеты в соответствии со статьей 172 кодекса. А вот право ИФНС запрашивать пояснения и дополнительные документы у компаний, заявивших высокую долю вычетов, законодательство не предусматривает.
Однако на практике как желание компании возместить НДС, так и высокая доля вычетов приводят к тому, что инспекторы требуют не только дополнительные документы, но и подробных объяснений.
Главное при составлении пояснительной записки показать, что возмещение или высокая доля вычетов – результат объективных условий деятельности компании. Например, отрасль, в которой работает организация, имеет сезонную направленность. Другое объяснение: поставщики работают исключительно на условиях 100-процентной предоплаты, поэтому у организации образовались на конец квартала непокрытые авансы на крупную сумму. НДС с таких предоплат компания приняла к вычету.
Не лишним будет напомнить инспекторам о кризисе, который привел к снижению выручки. Причем темпы снижения доходов могут превышать темпы сокращения постоянных расходов (например, арендных платежей). Чтобы подобные объяснения устроили налоговых инспекторов, лучше в конце записки кратко рассказать о намерениях компании улучшить ситуацию в будущем (см. ниже образец письма, объясняющего инспекторам причины высокой доли вычетов по НДС).
Отметим, что приведенная форма может использоваться и в том случае, если налоговики потребовали объяснить причину возмещения НДС. В этой ситуации необходимо учесть следующее. Известно, что инспекторы неохотно возвращают деньги из бюджета, даже если компания убедительно ответила на все запросы. А вот решения о зачете переплаты инспекторы принимают гораздо чаще. Поэтому компания может ускорить камеральную проверку, написав в ИФНС заявление с просьбой направить переплату по НДС на погашение будущих налоговых платежей. Такое заявление составляется в произвольной форме.
Допустим, требование налоговиков предоставить информацию заведомо невыполнимо и найти компромисс с ИФНС не представляется возможным. Если цена вопроса велика, то компания может попытаться отстоять свои права в суде. Тем более что на сегодняшний день уже сформировалась обширная практика в пользу налогоплательщиков.
Во-первых, инспекторам не удается отстоять право затребовать дополнительные документы и пояснения, если во время камеральной проверки фактически не были выявлены противоречия и ошибки (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08). Во-вторых, судьи не поддерживают попытки налоговиков затребовать документы, не имеющие отношения к предмету проверки (см., например, определение ВАС РФ от 23 июня 2008 г. № 7831/08). И в-третьих, компаниям всегда удается отстоять свое право не представлять документы и пояснения, если ИФНС не направила требование (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 15311/06).
Журнал «Главбух» № 13, Июль 2009
15.08.2013г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Рупасова Ксения.
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт «Горячей линии» Ракова Елена.