Нет, для подтверждения права использования льготы по НДС организации не нужно предоставлять документы на приобретение лома, организации нужен пакет документов, подтверждающих его реализацию.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Статья:Сдаем отходы в виде металлолома
В процессе производства у предприятия образуются лом и отходы черных и цветных металлов. Их сдают специализированной организации. Данную операцию важно грамотно оформить.
Условия сдачи лома и отходов металла
Понятие лома и отходов металлов дано в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Это могут быть как остатки металла, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов (стружка, пыль), а также неисправимый брак, так и пришедшие в негодность сырье и материалы из металлов.*
В каждом случае предприятие сдает лом в специализированные организации для дальнейшей переработки. Для этого предприятию лицензия не требуется. Данное право вытекает из норм постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766.
Как оформить сдачу металлолома
Организации, реализующие возникшие в процессе деятельности отходы, на каждую отгрузку, как правило, выставляют накладную на реализацию. Данный документ будет являться основанием для списания лома с материально ответственного лица. Однако накладная не завершает процесс оформления.*
Правила приема лома и отходов металлов, закрепленные в постановлениях Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369 и № 370, предполагают, что на каждую партию лома и отходов составляется приемо-сдаточный акт. Этот документ оформляют в двух экземплярах: один передается лицу, сдающему лом и отходы металлов, второй остается у принимающего. Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию. Регистрируются они в книге учета приемо-сдаточных актов.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Соответствие отходов и лома ГОСТам
В настоящее время в отношении приема черных и цветных металлов действуют ГОСТ 1639-93 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия»; ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия».*
Данные ГОСТы закрепляют ряд требований к работе с цветными и черными металлами в отношении сортировки по видам, классам, группам и так далее.
Сортировку, как правило, делает организация, принимающая лом. При этом для сдатчика тоже существуют определенные правила:*
– не допускается смешивать лом и отходы цветных металлов и сплавов одного металла, одного вида, класса, одной группы и марки сплава, одного сорта с ломом и отходами цветных металлов и сплавов другого металла, другого класса, другой группы, марки или сорта;
– допускается по соглашению с потребителем принимать смешанные лом и отходы, за исключением лома и отходов титана и титановых сплавов;
– если происходит смешивание лома и отходов одного наименования, но различных классов, групп и сортов, то лом и отходы относят к более низкому классу, группе или сорту.
В отношении черных металлов ГОСТ также устанавливает требования к сдаче и поставке лома и отходов рассортированными по видам, группам или маркам.*
При этом лом и отходы и цветных, и черных металлов реализуются партиями.
Партия цветных металлов должна состоять из лома и отходов одного наименования металла одного вида, класса, одной группы или марки сплава, одного сорта, отправляемого в один адрес.
Каждая партия вторчермета должна сопровождаться документом, где также указаны: категория, вид, группа или марка, общая масса лома и отходов и масса металла конкретной партии.
Реализация лома и отходов металлов НДС не облагается
Об этом сказано в подпункте 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Однако пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что освобождение от налогообложения возможно только при наличии лицензии.
Но для осуществления рассматриваемых операций согласно законодательству не требуется наличия лицензии. А значит, ее отсутствие не может служить препятствием для реализации права на налоговое освобождение. При этом иных требований к освобождению операций от налогообложения НДС статья 149 Налогового кодекса РФ не содержит.*
Не получив надлежаще оформленный документ от организации, принимающей лом, сложно возместить его стоимость* (постановление ФАС Московского округа от 17 декабря 2009 г. № КГ-А40/13003-09).
Н.В. Бовша, главный бухгалтер ЗАО «Орлэкс»
Журнал «Учет в производстве», № 5, май 2010
2. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);*
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:*
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга