Такие правила установлены в статьях 14.5 и 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.
Кроме того, отсутствие бланков строгой отчетности признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена ст.120 НК РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Если данное нарушение привело к занижению налоговой базы, это повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Также по заявлению налоговой инспекции суд может применить к сотруднику, ответственному за хранение документов (к руководителю, если в организации нет сотрудника, ответственного за хранение документов, – ч. 3 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), административную ответственность в виде штрафа на сумму: от 2000 до 3000 руб. – за несоблюдение порядка и сроков хранения документов (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ); от 300 до 500 руб. – за непредставление документов, необходимых для налогового контроля (например, при их досрочном уничтожении) (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
При этом, если организация, оказывающая услуги по шиномонтажу выдают заказ-наряд, то при выполнении определенных условий (наличие наименование оказанных услуг, сумма и т.д.), данный документ является БСО. В этом случае, нарушения не возникает.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация:Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными
Порядок действий при оформлении бланков строгой отчетности зависит от способа, которым рассчитывается клиент (гражданин).
Внимание: за невыдачу кассового чека или бланка строгой отчетности налоговая инспекция может оштрафовать:*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- руководителя организации – на сумму от 3000 до 4000 руб.;
- кассира-операциониста – на сумму от 1500 до 2000 руб.;
- организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.
Такие правила установлены в статьях 14.5 и 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.
Расчеты наличными
Если клиент рассчитывается наличными, то бланк строгой отчетности оформите в следующем порядке:
- заполните бланк за исключением места для подписи. Если отдельные графы бланка заполнить невозможно из-за отсутствия соответствующей информации у организации, то поставьте в них прочерк;
- получите от клиента деньги;
- назовите полученную сумму денег и положите их отдельно на виду у клиента;
- подпишите бланк (при наличии такого реквизита в форме бланка);
- назовите сумму сдачи и выдайте ее клиенту вместе с бланком (бумажные купюры и разменные монеты выдавайте одновременно).
Такой порядок установлен пунктом 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Расчеты платежной картой
Если клиент рассчитывается платежной картой, то бланк строгой отчетности оформите в следующем порядке:
- возьмите у клиента платежную карту;
- заполните бланк за исключением места для подписи. Если отдельные графы бланка заполнить невозможно из-за отсутствия соответствующей информации у организации, то поставьте в них прочерк;
- вставьте платежную карту в специальное устройство считывания информации и получите подтверждение оплаты по платежной карте;
- подпишите бланк (при наличии такого реквизита в форме бланка);
- верните клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.
Если оплата происходит и платежной картой, и наличными одновременно (смешанная оплата), то сдачу, платежную карту и бланк строгой отчетности выдайте клиенту одновременно.
Такой порядок установлен пунктом 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Заполнение копии БСО
Независимо от способа получения оплаты при заполнении бланка строгой отчетности необходимо обеспечить заполнение не менее чем одной его копии. В противном случае бланк должен иметь отрывную часть. Из этого правила есть исключения:
- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (например, Минкультуры России) установлен иной порядок заполнения бланка документа;
- все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
- все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.
Об этом сказано в пункте 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Внимание: отсутствие (нарушение порядка и сроков хранения) бланков строгой отчетности является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.*
Отсутствие бланков строгой отчетности признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.*
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к сотруднику, ответственному за хранение документов (к руководителю, если в организации нет сотрудника, ответственного за хранение документов, – ч. 3 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), административную ответственность в виде штрафа на сумму:
- от 2000 до 3000 руб. – за несоблюдение порядка и сроков хранения документов (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ);
- от 300 до 500 руб. – за непредставление документов, необходимых для налогового контроля (например, при их досрочном уничтожении) (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Ситуация:Можно ли платить ЕНВД с розничной торговли запчастями и расходными материалами, если организация оказывает услуги по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств и платит ЕНВД по этому виду деятельности
Да, можно, при правильном оформлении документации и при выполнении всех условий для применения этого спецрежима.
Помимо услуг по ремонту и техобслуживанию, организации автосервиса могут продавать своим клиентам отдельные запчасти (без установки на машины) и расходные материалы (без заливки в заправочные емкости). Такая деятельность признается розничной торговлей, в отношении которой тоже допускается применение ЕНВД. Но чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, между организацией и клиентом должен быть заключен самостоятельный договор розничной купли-продажи (отдельно от договора на ремонт или техобслуживание).* Кроме того, запчасти и расходные материалы, стоимость которых не включается в себестоимость ремонта, должны учитываться на счете 41 «Товары» (Инструкция к плану счетов).
Если наряду с оказанием услуг автосервиса организация занимается продажей запчастей и расходных материалов, она может платить ЕНВД по двум видам деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
– в муниципальном образовании предусмотрено применение ЕНВД в отношении розничной торговли;
– виды запчастей (расходных материалов) и характер их продажи соответствуют условиям, при которых розничная торговля подпадает под этот спецрежим;
– организация зарегистрирована в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по обоим видам деятельности.
Если эти условия не выполняются, с доходов, полученных от продажи запчастей, налоги нужно платить по общей или упрощенной системе налогообложения. Например, не подпадает под ЕНВД реализация моторных масел, которые являются подакцизными товарами (абз. 12 ст. 346.27, подп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ)
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 24 июля 2013 г. № 03-11-06/3/29245, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.
Выделение стоимости запчастей (расходных материалов) отдельной строкой с указанием торговой наценки только в заказе-наряде (а не в договоре) само по себе не является основанием для признания этих операций самостоятельным видом деятельности, подпадающим под ЕНВД по розничной торговле (письма Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552 и от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31).*
Если по договору стоимость запчастей и расходных материалов включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техобслуживанию, установка этих запчастей (использование расходных материалов) не признается розничной торговлей. В этом случае организация может платить ЕНВД только с деятельности по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.
Кроме того, розничной торговлей не признается реализация запчастей (расходных материалов) в рамках договора, заключенного со страховой компанией (например, при ремонте аварийных автомобилей за счет страховых компаний). Даже если стоимость запчастей (расходных материалов) выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Это следует из статей 506, 492 Гражданского кодекса РФ. Возникающие доходы включайте в состав выручки от деятельности на общей системе налогообложения или на упрощенке. Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/198.
Из рекомендации «Какие виды автосервиса переводятся на ЕНВД»
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Статья:Ремонт автозапчастей отдельно от автомобиля и уплата ЕНВД
Организация оказывает физическим лицам услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Вправе ли компания уплачивать единый налог в отношении деятельности по ремонту автомобильных двигателей, КПП и прочих деталей автомобилей, привозимых на ремонт клиентами отдельно от транспортных средств?
М.И. Костянов, г. Петрозаводск
Деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН.
К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных и штрафных автостоянках.
Согласно ОКУН услуги по ремонту двигателя, коробки передач и других узлов и агрегатов автомобилей отнесены к услугам по ремонту легковых автомобилей (код017200) и услугам по ремонту грузовых автомобилей (код 017400). Следовательно, такие услуги могут быть переведены на уплату единого налога.
Вместе с тем стоит отметить следующее. Если организация в заказе-наряде на работы по ремонту выделяет стоимость запчастей отдельной строкой с торговой наценкой, то она может быть признана плательщиком ЕНВД не только в отношении деятельности в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, но и в отношении розничной торговли запасными частями (подп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). На это Минфин России указал в письме от 17.12.2012 № 03-11-11/379.*
Журнал «Вмененка» № 7 2013
5.Статья:
Нормативное регулирование
Контрольно-кассовая техника (ККТ), согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом закон № 54-ФЗ не освобождает организации от применения ККТ в случаях авансовой оплаты товаров, работ, услуг (письмо Минфина России от 18 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/197).
Согласно пункту 2 статьи 2 закона № 54-ФЗ организации могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Положение об осуществлении наличных денежных расчетов… без применения контрольно-кассовой техники утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (далее – Положение № 359).*
Запрета на применение бланка строгой отчетности в случаях предварительной или частичной оплаты товаров, работ, услуг Положение № 359 не содержит.
Форма бланка
Бланк строгой отчетности утверждается в отношении конкретной услуги. Это следует из пункта 2 статьи 2 закона № 54ФЗ и подпункта «д» пункта 3 Положения № 359, где сказано, что обязательный реквизит документа – вид услуги. Кроме того, на данное требование не раз указывали финансисты, в частности, в письмах от 2 декабря 2011 г. № 03-01-15/7-176, от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42.*
Организация вправе использовать самостоятельно разработанный бланк, в котором должны содержаться все реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения № 359.
Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется. Форму утверждает руководитель организации. › |
› | Об этом сообщено в информационном письме Минфина России от 22 августа 2008 г. Подтверждение есть и в более поздних письмах Минфина России – от 16 июня 2011 г. № 03-01-15/4-78, от 10 июня 2010 г. № 03-01-15/4-115.
В Положении № 359 предусмотрено, что бланк строгой отчетности наряду со всеми обязательными реквизитами при необходимости должен содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация или предприниматель вправе дополнить документ (подп. «к» п. 3).
При реализации услуг, как правило, в документе приводится только наименование услуги (формулировку лучше взять из договора) без каких-либо количественных характеристик. Этого достаточно для ее идентификации, поскольку законодательство не содержит обязательного условия о расшифровке описания оказанных услуг.* Например, запись может выглядеть так: «Частичный ремонт квартиры согласно приложению № 1 к договору № 48 от 1 июля 2014 года». Или «Услуга по настилу полов по договору № 161 от 25 июля 2014 года».
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации подрядчик обязан оформлять бланк строгой отчетности при оказании услуг населению в каждом случае получения от заказчика-физлица наличных денежных средств. Для этого он должен разработать форму БСО по каждому виду услуг, в которой помимо обязательных реквизитов (в том числе таких, как вид услуги, ее стоимость и размер оплаты) может предусмотреть и дополнительные показатели, например, «предоплата» или «частичная оплата» по договору.*
Ответственность
Факт использования организацией бланков строгой отчетности, которые не содержат всех обязательных реквизитов, может повлечь привлечение организации и ее должностных лиц к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В пункте 2 этой статьи за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрены штрафы:
- для организации – в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
- для должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.
Следует отметить, что существующая арбитражная практика не сформировала единого подхода к применению указанной нормы.
Одни суды считают, что наказание может быть применено лишь в случае отказа в выдаче бланка строгой отчетности по требованию клиента. Такая позиция отражена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2011 г. по делу № А58-5151/2010, ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2010 г. по делу № А65-8979/2010 и др. › |
› | Налоговики должны доказать факт невыдачи или отказа в выдаче БСО, так как все сомнения в силу статьи 1.5Кодекса РФ об административных правонарушениях толкуются в пользу привлекаемого лица (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2013 № 18АП-10417/2013).
Другие расценивают неприменение ККТ и выдачу при этом бланков строгой отчетности, оформленных не по установленным требованиям, как нарушение, подпадающее под действие пункта 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Примером могут служить постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. по делу № А33-12092/2010, Шестого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. № 06АП-5965/2010.*
Есть и еще один нюанс. Некоторые суды придерживаются мнения, что плательщики ЕНВД в случае оказания услуг населению при осуществлении наличных расчетов без применения ККТ выдавать бланк строгой отчетности обязаны вне зависимости от требования покупателя, поскольку это следует из буквального прочтения пункта 2.1статьи 2 закона № 54-ФЗ. То есть сам по себе статус плательщика ЕНВД не является достаточным для освобождения от применения контрольно-кассовой техники. В то же время, признавая невыдачу БСО нарушением, подпадающим под действие пункта 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитры считают возможным ввиду малозначительности освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2014 г. по делу № А21-10002/2013).*
Важно запомнить
Форму бланка строгой отчетности, разработанную организацией самостоятельно, утверждает руководитель организации. Указанный бланк должен содержать все обязательные реквизиты и отвечать установленным требованиям.
Журнал «Учет в строительстве» № 8август 2014