Если организация отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально, каких-либо последствий такой порядок начисления доходов не влечет.
Что касается бухучета, в данном случае должностное лицо организации (руководитель) может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.;
3) налоговым законодательством предусмотрена ответственность за отсутствие налоговых регистров. За неверное ведение регистров ответственность не предусмотрена. Вместе с тем, если такие ошибки влияют на расчет налога, организация может быть привлечена, к примеру, за неполную уплату налога.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как вести регистры налогового учета
Основания для формирования регистров
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.
Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.
Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).
Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.
Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).
Обязательные реквизиты
Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.
Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.
Рекомендованные формы регистров
Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.
В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314Налогового кодекса РФ.
Ответственность за отсутствие регистров*
Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.*
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например,постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).
Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. Вуведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 ипунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Ведение регистров
Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.
Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.
Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.
Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Рекомендация: Как отразить в бухучете операции по выдаче займа другой организации
По денежным займам начисляйте проценты по окончании каждого отчетного периода (ежемесячно)* (п. 16 ПБУ 9/99):
Дебет 76 Кредит 91-1
– начислены проценты по договору займа.
При поступлении денег от заемщика в уплату процентов делайте проводку:
Дебет 50 (51) Кредит 76
– получены проценты за пользование заемными средствами.
О порядке расчета процентов в денежной форме по выданному займу см. Как рассчитать проценты по выданному займу. Расчет суммы процентов оформите бухгалтерской справкой (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Рекомендация: Как учесть при налогообложении проценты по выданному займу
Если организация применяет метод начисления, налоговую базу нужно увеличить в день начисления процентов по условиям договора. При этом необходимо соблюсти следующие условия:
- если по договору заемщик платит проценты более чем за один отчетный (налоговый) период, начисляйте их в последний день каждого месяца отчетного (налогового) периода в течение всего срока действия договора;*
- если исполнение обязательства по договору зависит от стоимости (или иного значения) базового актива, а в период действия договора проценты начисляются по фиксированной ставке, то обратите внимание на следующую особенность. Проценты по фиксированной ставке начисляйте в последний день каждого месяца отчетного (налогового) периода, а проценты, фактически полученные исходя из сложившейся стоимости (иного значения) базового актива, – на дату исполнения обязательства;
- если договор займа прекращен в течение календарного месяца, проценты нужно начислить и включить в состав доходов в последний день действия договора.
Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 271 и пунктом 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ.
Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Таблица: Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах
Вид правонарушения | Статья КоАП РФ | Ответственность, возлагаемая на организацию | Ответственность, возлагаемая на должностное лицо |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций | 15.1 | Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. | Штраф в размере от 4000 до 5000 руб. |
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 15.3 | Не предусмотрена |
Предупреждениеили штраф в размере от 500 до 1000 руб. (кроме предпринимателей) Не предусмотрена (кроме предпринимателей), если нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет |
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации | 15.4 | Не предусмотрена | Предупреждение или штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (кроме предпринимателей) |
Нарушение срока представления сведений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, а также представление таких сведений не по установленной форме | 15.25 | Штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. | Штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. |
Непредставление сведений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей | 15.25 | Штраф в размере от 800 000 до 1 000 000 руб. | Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. |
Нарушение сроков представления налоговой декларации | 15.5 | Не предусмотрена | Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 руб. (кроме предпринимателей) |
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | 15.6 | Не предусмотрена | Штраф в размере от 300 до 500 руб. (кроме предпринимателей) |
Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностного лица налоговой инспекции, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения | 19.7.6 | Не предусмотрена | Штраф в размере 10 000 руб. |
Грубое нарушение правил ведения бухучета и бухгалтерской отчетности | 15.11 | Не предусмотрена | Штраф в размере от 2000 до 3000 руб.* (кроме предпринимателей)1 |
Продажа товаров, подлежащих маркировке, без нее | 15.12 | Штраф в размере от 40 000 до 500 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения | Штраф в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения |
1 Должностные лица освобождаются от ответственности в следующих случаях:
– если организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и доплатила налоги и сборы, а также пени;
– если организация исправила ошибки в отчетности (например, подала пересмотренную бухгалтерскую отчетность) до ее утверждения.
Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.