Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в кадровых вопросах

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
20 ноября 2014 66 просмотров

Уточняющие вопросы на вопрос № 442612.Распространяется ли ответ эксперта на доходы по выданным займам и другим долговым бумагам? Какой предусмотрен штраф по КОАП за неправильное ведение регистров налогового учета? (с указанием статей НК РФ)

Если организация отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально, каких-либо последствий такой порядок начисления доходов не влечет.

Что касается бухучета, в данном случае должностное лицо организации (руководитель) может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.;

3) налоговым законодательством предусмотрена ответственность за отсутствие налоговых регистров. За неверное ведение регистров ответственность не предусмотрена. Вместе с тем, если такие ошибки влияют на расчет налога, организация может быть привлечена, к примеру, за неполную уплату налога.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров*

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.*

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например,постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. Вуведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 ипунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: Как отразить в бухучете операции по выдаче займа другой организации

<…>

По денежным займам начисляйте проценты по окончании каждого отчетного периода (ежемесячно)* (п. 16 ПБУ 9/99):

Дебет 76 Кредит 91-1
– начислены проценты по договору займа.

При поступлении денег от заемщика в уплату процентов делайте проводку:

Дебет 50 (51) Кредит 76
– получены проценты за пользование заемными средствами.

О порядке расчета процентов в денежной форме по выданному займу см. Как рассчитать проценты по выданному займу. Расчет суммы процентов оформите бухгалтерской справкой (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

<…>

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

3.Рекомендация: Как учесть при налогообложении проценты по выданному займу

<…>

Если организация применяет метод начисления, налоговую базу нужно увеличить в день начисления процентов по условиям договора. При этом необходимо соблюсти следующие условия:

  • если по договору заемщик платит проценты более чем за один отчетный (налоговый) период, начисляйте их в последний день каждого месяца отчетного (налогового) периода в течение всего срока действия договора;*
  • если исполнение обязательства по договору зависит от стоимости (или иного значения) базового актива, а в период действия договора проценты начисляются по фиксированной ставке, то обратите внимание на следующую особенность. Проценты по фиксированной ставке начисляйте в последний день каждого месяца отчетного (налогового) периода, а проценты, фактически полученные исходя из сложившейся стоимости (иного значения) базового актива, – на дату исполнения обязательства;
  • если договор займа прекращен в течение календарного месяца, проценты нужно начислить и включить в состав доходов в последний день действия договора.

Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 271 и пунктом 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ.

<…>

Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Таблица: Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах

Вид правонарушения Статья КоАП РФ Ответственность, возлагаемая на организацию Ответственность, возлагаемая на должностное лицо
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций 15.1 Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Штраф в размере от 4000 до 5000 руб.
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 15.3 Не предусмотрена

Предупреждениеили штраф в размере от 500 до 1000 руб. (кроме предпринимателей)

Не предусмотрена (кроме предпринимателей), если нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации 15.4 Не предусмотрена Предупреждение или штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (кроме предпринимателей)
Нарушение срока представления сведений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, а также представление таких сведений не по установленной форме 15.25 Штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.
Непредставление сведений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей 15.25 Штраф в размере от 800 000 до 1 000 000 руб. Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.
Нарушение сроков представления налоговой декларации 15.5 Не предусмотрена Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 руб. (кроме предпринимателей)
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля 15.6 Не предусмотрена Штраф в размере от 300 до 500 руб. (кроме предпринимателей)
Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностного лица налоговой инспекции, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения 19.7.6 Не предусмотрена Штраф в размере 10 000 руб.
Грубое нарушение правил ведения бухучета и бухгалтерской отчетности 15.11 Не предусмотрена Штраф в размере от 2000 до 3000 руб.* (кроме предпринимателей)1
Продажа товаров, подлежащих маркировке, без нее 15.12 Штраф в размере от 40 000 до 500 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения Штраф в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения

1 Должностные лица освобождаются от ответственности в следующих случаях:

– если организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и доплатила налоги и сборы, а также пени;

– если организация исправила ошибки в отчетности (например, подала пересмотренную бухгалтерскую отчетность) до ее утверждения.

Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка