Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев.
В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.
Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении.
Пунктом 7 ст. 6.1 НК РФ установлены правила о переносе окончания срока, в статье говорится о том, если в случаяе, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Данное правило не должно бы применяться к сроку окончания выездной налоговой проверки, поскольку это также увеличивает срок проверки, налоговый орган при назначении проверки должен предвидеть дату ее окончания.
Однако в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2009 № А78-3723/08-Ф02-1258/09 указано, что срок окончания проведения проверки истекает 10.05.2008. 10.05.2008 и 11.05.2008 являлись выходными днями, составление справки 12.05.2008 произведено в пределах общего срока проведения проверки и не нарушило прав налогоплательщика.
Таким образом, практика складывается в сторону возможного переноса срока окончания проверки на ближайший рабочий день, если последний день этого срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1.Рекомендация: Какова продолжительность выездной налоговой проверки
Продолжительность проверки
По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).*
Продление проверки
Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:*
- принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
- получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
- наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
- непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.
Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Продлить выездную проверку инспекция может и по другим основаниям. При этом в каждом конкретном случае необходимость и срок продления проверки будут определены исходя из:*
- длительности проверяемого периода;
- объемов анализируемых документов;
- количества налогов, по которым назначена проверка;
- количества видов деятельности, которыми занимается организация;
- разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
- сложности технологических процессов;
- других обстоятельств по усмотрению инспекции.
Об этом сказано в подпункте 6 пункта 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.
Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.
Данный порядок предусмотрен пунктом 5 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.
Приостановление проверки
Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.*
Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:*
- запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
- получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
- провести экспертизу;
- перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.
Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.
В отношении приостановления действуют только два ограничения.
Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.
Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев.* Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).*
В период приостановления проверки инспекция:
- не может запрашивать документы у проверяемой организации;
- должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
- обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.
Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории.
Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).* При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Рекомендация: Как оформляются результаты выездной налоговой проверки
Справка об окончании проверки
В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).*
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга