1) сначала отразить выбытие старого автомобиля:
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость основного средства.
Если по условиям договора материалы, образовавшихся в результате разборки автомобиля, остаются у исполнителя, в учете организации экономической выгоды не возникает.
2) затем отразить обычное приобретение ОС (рекомендация № 2, 3 в полном ответе).
Документальным оформлением данных операций будет служить договор купли-продажи нового автомобиля и справка об утилизации автомобиля, вышедшего из строя.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В налоговом учете организации отражаются только расходы в виде остаточной стоимости утилизируемого автомобиля. Скидка на новый автомобиль в доходах не отражается, поскольку на эту сумму уменьшается первоначальная стоимость автомобиля.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Статья: Программа утилизации старых авто. Как получить скидку на новую машину
А. Паршкова, руководитель юридического департамента группы компаний Genser
Недавно в России стартовала государственная программа по утилизации старых автомобилей. Эта подборка поможет проконсультировать коллег, как купить со скидкой новый автомобиль при условии сдачи в утиль старой машины.
1. В чем суть программы по утилизации старых автомобилей?
Суть в следующем: собственник старого автомобиля сдает его на утилизацию, получает свидетельство об утилизации, на основании которого может приобрести у дилера новый автомобиль со скидкой в размере 50 тыс. рублей ( приказ Минпромторга России от 14.01.10 № 8 «Об утверждении Порядка проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию», далее – приказ Минпромторга России № 8). На руки эти деньги не выдаются.
Журнал «Юрист компании», № 6, июнь 2010
2.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату
Бухучет
В бухучете затраты, связанные с приобретением основных средств, отражайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Принятие основных средств к учету отражайте на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к которым откройте субсчета «Основное средство на складе (в запасе)» и «Основное средство в эксплуатации».
Если по времени постановка объекта основных средств на учет и его ввод в эксплуатацию совпадают, в учете сделайте проводки:
Дебет 08 Кредит 60 (76)
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 08 Кредит 23 (26, 70, 76...)
– отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по приобретенному имуществу, которое будет учтено в составе основных средств, и затратам на доведение его до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.
Если моменты постановки основного средства на учет и его ввода в эксплуатацию не совпадают, сделайте проводки:
Дебет 08 Кредит 60 (76)
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 08 Кредит 23 (26, 70, 76...)
– отражены затраты, связанные с приобретением имущества, которое будет учтено в составе основных средств, и расходы на доведение его до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по приобретенному имуществу, которое будет учтено в составе основных средств, и затратам на доведение его до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 08
– учтено имущество в составе основных средств по первоначальной стоимости.
Такой порядок следует из пункта 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 10 октября 2003 г. № 91н, и Инструкции к плану счетов.
В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации. По основным средствам некоммерческих организаций начисляется износ. Такой порядок предусмотрен в пункте 17 ПБУ 6/01.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Рекомендация: Как отразить при налогообложении приобретение основных средств за плату
ОСНО: налог на прибыль
В налоговом учете основные средства, приобретенные за плату, отражайте по первоначальной стоимости.
Со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию начните начислять амортизацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
ОСНО: НДС
После того как основное средство будет принято на учет, «входной» НДС принимайте к вычету (ст. 171 НК РФ). При этом одновременно должны быть соблюдены другие условия.
Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и основное средство используется в обоих видах деятельности, «входной» налог со стоимости основного средства нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств
При ликвидации основного средства его остаточную стоимость спишите на прочие расходы. Это необходимо, только если вся первоначальная стоимость не была уже списана и срок полезного использования еще не истек. Остаточную стоимость спишите в том периоде, в котором составили ликвидационный акт и соблюли все необходимые формальности. Такой порядок следует из пункта 29 ПБУ 6/01 и пункта 11ПБУ 10/99.
Cписание остаточной стоимости отразите следующими проводками:
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счет 01, 02, 91).
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитывайте в составе внереализационных расходов. К ним относят:
- остаточную стоимость ликвидируемого основного средства;
- расходы, связанные с выполнением работ по ликвидации основного средства.
Об этом сказано в подпункте 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Порядок признания этих сумм в расходах зависит от того, какой метод определения доходов и расходов вы применяете.
При методе начисления расходы учтите в том периоде, в котором был подписан акт о выполнении работ по ликвидации основного средства. Если работы по ликвидации объекта не выполнялись, остаточную стоимость признают на дату оформления акта о списании основного средства. Это следует из положений подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, а также из разъяснений Минфина России в письмах от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/454, от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27.
В ряде случаев затраты на ликвидацию учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Так, расходами не признают любые затраты, которые экономически не обоснованны, документально не подтверждены и не направлены на получение доходов.
Кроме того, расходы нельзя учесть, если в течение эксплуатации основное средство использовали в деятельности, которая не направлена на извлечение доходов. Такое имущество для целей налогообложения прибыли не амортизируется. Его ликвидация также никак не повлияет на расчет налога на прибыль.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
23.12.2014г.
С уважением,
Чекалова Наталья, эксперт БСС «Системы Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»