Подробный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета благотворительными фондами содержится в материалах Системы Главбух.
Книга:Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение
Основным нормативным документом, регулирующим особенности создания и деятельности благотворительных фондов (а также иных организаций, занимающихся благотворительной деятельностью), является Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).*
Понятие благотворительной деятельности дано в ст. 1 данного документа. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение иных целей, предусмотренных Законом № 135-ФЗ.*
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия в укреплении мира, дружбы и согласия между народами, предотвращении социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия в укреплении престижа и роли семьи в обществе;
- содействия в защите материнства, детства и отцовства;
- содействия в деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовном развитии личности;
- содействия в деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия в деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия добровольческой деятельности;
- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействия в развитии научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия в патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействия в деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействия в профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Обратите внимание!
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдумов также запрещается.
Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение указанных выше условий, взыскиваются в доход местного бюджета по местонахождению благотворительной организации и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями, а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.*
Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой. Таковы требования ст. 16 Закона № 135-ФЗ.
В региональных законах могут содержаться отдельные требования к благотворительным организациям.
Так, например, ранее в соответствии со ст. 7 Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11-46 «О благотворительной деятельности» статус «благотворительная» закреплялся за организацией, занимающейся более года на территории г. Москвы некоммерческой деятельностью, которая попадает под определение благотворительности и направлена на решение социально значимых проблем непосредственно в г. Москве. Данный статус предоставлялся городским Благотворительным советом и удостоверялся Паспортом благотворительной организации.
Паспорт являлся единственным документом, дающим основание на получение благотворительными организациями и их жертвователями налоговых и иных льгот, предоставляемых законодательными и нормативными актами. При этом статус организации не зависел от наличия или отсутствия слова «благотворительная» в ее названии или учредительных документах.
Сейчас Закон № 11-46 утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 12.07.2006 № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». В нем уже нет требования об обязательной паспортизации благотворительных организаций, в то же время в Законе № 38 говорится о возможном включении НКО в специальный реестр.
Да и в некоторых других регионах до сих пор есть законы, которые по-прежнему содержат то указание на получение паспорта благотворительной организации, то указание на реестры.
2.1.2. Смета
Система бухгалтерского учета НКО должна содержать информацию не только о состоянии активов и пассивов, наличии и объеме имущества организации, но и в отличие от коммерческой организации о том, как использованы полученные целевые средства.
Основным документом, отражающим получение целевых средств и их трату, является смета.* Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ НКО обязаны составлять смету наряду с финансовым планом, который утверждается высшим органом управления.
Смету составляют на календарный год, а также на выполнение каждой программы или проекта. Как составить смету? Унифицированной формы этого документа нет. НКО обычно исходят из опыта работы бюджетных учреждений или из опыта работы бухгалтера.
В частности, можно составлять смету и по статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах. Примерная смета НКО на финансовый год может выглядеть следующим образом:
Таблица 1
Зачастую в качестве основы для составления сметы бухгалтеры НКО используют Отчет о целевом использовании полученных средств (одна из форм бухгалтерской отчетности, подробнее о ней – в разделе «Бухгалтерская отчетность НКО»).
Форма сметы должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации. Как любой первичный учетный документ он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Утверждение финансового плана (сметы) некоммерческой организации и внесение в него изменений осуществляются высшим органом управления организации (п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ).
То есть, например, генеральный директор автономной некоммерческой организации утвердить смету не может, поскольку высшим органом управления этой разновидности НКО является коллегиальный высший орган управления. Подписанная им смета будет считаться недействительной. Ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы могут лишь уставные документы организации либо жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).
Единственное ограничение существует в части оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации. На нее отводится не более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. Это предусмотрено п. 3 ст. 16 Закона № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При этом указанный лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
Также в ст. 16 Закона № 135-ФЗ указано: если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
Для других НКО такое ограничение не предусмотрено. Однако на практике все остальные организации (даже те, которые не являются благотворительными) стараются в сметах учитывать указанные ограничения.
Законодательных требований для составления сметы, кроме как для благотворительных организаций, не предусмотрено. Однако всем НКО рекомендуется руководствоваться ограничениями, указанными в Законе от № 135-ФЗ, особенно если они получают пожертвования.
На конец года могут оставаться неизрасходованные средства. Это суммы, которые НКО может потратить и в следующих периодах. Главное, чтобы срок траты этих средств не иссяк. Остаток средств на конец года необходимо запланировать в смете следующего года входящим сальдо. Кстати, подтверждает такую позицию и Минфин России (см. письмо от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75).
Также обратите внимание на следующий момент. Многие некоммерческие организации составляют смету доходов и расходов. Мы бы посоветовали во избежание недоразумений со стороны налоговой инспекции называть документ сметой поступлений и расходов, так как целевые средства доходами НКО не являются.
Смета НКО – это только план. Зачастую фактические поступления и затраты с ним расходятся. Поэтому целесообразно изначально, при утверждении сметы, указать возможный процент расхождений и прописать причины их возникновения.
Например, в протоколе учредителей (правления) по утверждению сметы может быть установлено допустимое отклонение от запланированных данных в 5% и указано, что такое расхождение может быть связано с повышением тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, арендной платы и пр. Тогда по окончании года при подведении итогов и утверждении сметы на следующий год необходимо будет обосновать все фактические расхождения по исполнению сметы. Конечно, они должны быть в пределах запланированных отклонений на начало года.
2.3.1. Состав форм бухгалтерской отчетности
Согласно п. 2 ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним* (см. также письмо Минфина России от 13.08.2013 № 07-01-12/32729).
Рекомендованные формы указанных отчетов приведены в приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
При необходимости обеспечения пользователей отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о целевом использовании средств, но которые необходимы пользователям для реальной оценки финансового положения, результатов деятельности организации и движения денежных средств, некоммерческие организации раскрывают такие данные в пояснениях к отчетности (см. пункты 6, 11 ПБУ 4/99, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01)).
В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете»» приведены следующие разъяснения:
«Некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:
- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности».
То есть при наличии предпринимательской деятельности, прочих доходов некоммерческой организации необходимо дополнительно заполнять отчет о финансовых результатах.
Некоторым НКО придется к годовому бухгалтерскому отчету приложить еще и аудиторское заключение.
Это касается тех организаций, которые созданы в форме фондов, саморегулируемых организаций (СРО), кредитных и жилищных кооперативов, НКО, получающих целевые средства на формирование целевого капитала, и других организаций, для которых требование обязательного аудита указано в специальных законах.
По общему правилу обязательным аудит является для фондов, государственных НКО, а также тех, у кого либо выручка за год, предыдущий отчетному, превышает 400 миллионов рублей, либо сумма активов баланса больше 60 миллионов рублей (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и специализированные законы по формам НКО).
Кроме того, аудит должны проходить те организации, чьи учредители напрямую записали такое требование в уставе.
За отсутствие аудиторского заключения на НКО может быть наложен штраф:
– 50 рублей – на НКО (ст. 126 НК РФ);
– от 300 до 500 рублей – на должностных лиц НКО (ст. 15.6 КоАП РФ).
Уплата штрафа не освобождает организацию от обязанности проведения аудиторской проверки.
Надо ли сдавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию?
Нет, делать это не обязательно. Такое право дают п. 10 ст. 13 и пункты 2-4 ст. 18 Закона о бухучете.
Аудиторское заключение необходимо представлять только в дополнение к обязательному экземпляру годовой отчетности. Но обязательный экземпляр сдается в орган статистики. Получается, что в иные инстанции, включая налоговые органы, аудиторское заключение представлять не нужно.
Годовую бухгалтерскую отчетность НКО должны сдать в налоговую инспекцию, органы статистики, а также другим заинтересованным пользователям (например, жертвователям, грантодателям, исполнительному органу некоммерческой организации).
_________________________
Согласно подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона о бухучете упрощенные способы ведения бухучета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, вправе применять все НКО, за исключением:
- организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 миллиона рублей,
- коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат,
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
- микрофинансовых организаций,
- обществ взаимного страхования,
- организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний,
- политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений,
- некоммерческих организаций, включенных в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Обратите внимание!
В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н нет прямого указания на упрощенные формы отчетности для некоторых категорий НКО, однако приведены формы отчетности для социально ориентированных НКО (см. п. 6.2 и Приложение 6 к приказу № 66н).
Вместе с тем в письме от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 финансисты сообщили, что в настоящее время НКО, указанные в подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона о бухучете, могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные Приложением 6 к приказу № 66н.
При этом в примечании к образцу упрощенной формы отчета о целевом использовании средств сказано: «в случае существенности информация о доходах и расходах организации раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства».
Глава 3. Особенности расчета налога на прибыль (УСН)
Как и все другие организации, НКО платят налог на прибыль с доходов от предпринимательства. Что же касается поступлений по уставной деятельности, то их налогом можно не облагать.* Но только при условии, что они соответствуют требованиям ст. 251 НК РФ. Расскажем об этом подробнее.
А как быть, если ваша организация платит не налог на прибыль, а применяют УСН? Порядок тот же самый. Так как ст. 251 НК РФ упоминает доходы организаций, которые не учитываются при упрощенной системе налогообложения (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Поэтому все разъяснения, о том как нужно оформлять целевые деньги, чтобы они не считались доходом НКО, будут актуальны не только в отношении налога на прибыль, но и в отношении УСН.*
3.1. Когда поступления не облагают налогом на прибыль
Налоговое законодательство называет две группы не облагаемых налогом средств: целевое финансирование и целевые поступления. Оба они должны быть:
- получены безвозмездно;
- использованы по целевому назначению и в срок;
- потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности;
- учтены раздельно.*
Если не выполняется хотя бы одно из данных условий, то с поступлений придется заплатить налог на прибыль. Об этом прямо говорится в письме Минфина России от 31.10.2005 № 03-03-04/4/74. Рассмотрим основные из этих условий более подробно.
Целевое назначение
Что значит: поступления использованы по целевому назначению? Как быть, если средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом? В этом случае налог начисляют только на ту часть денег, которая использована нецелевым образом.
Сложнее, если целевые средства потрачены на покупку имущества, которое будет использоваться в обоих видах деятельности НКО. Тогда, по мнению налоговых инспекторов, такие средства облагаются полностью налогом на прибыль.
В противном случае придется предоставить документы о целевом использовании средств. Если документы предоставлены, то позиция налогоплательщика обоснована. Поэтому, даже если организация использует целевое имущество, направленное на некоммерческую деятельность, еще и в предпринимательстве для достижения уставных целей, облагать его налогом на прибыль неправомерно.
Но эта позиция все же является весьма спорной, и налоговики с такими доводами могут не согласиться. Поэтому не исключено, что отстаивать свои права организации придется в судебном порядке.
Также спор может возникнуть, если НКО положит целевые деньги на депозит. Минфин сообщил по этому вопросу следующее. Размещение целевых средств на депозите не будет являться нецелевым использованием денег и, следовательно, не приведет к их обложению налогом на прибыль только при наличии следующих условий:
- у НКО нет расходов по размещению временно свободных остатков целевых средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской;
- НКО имеет документальное обоснование целесообразности решения о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств;
- НКО имеет документальное обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены;
- денежные средства с депозита будут потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности по целевому назначению и в срок.
При этом целевые деньги налогом облагаться не будут. Подпадут под налогообложение только полученные проценты от размещения средств на депозите (см. письма Минфина России от 01.08.2013 № 03-03-06/4/30833, от 29.07.2013 № 03-03-06/4/30025, от 13.01.2014 № 03-11-06/2/262 (в части применения УСН) и др).
Срок использования
Также необходимо, чтобы целевые средства были потрачены в срок. Однако, если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности (см. письмо Минфина России от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26).
А как быть, если целевая программа охватывает несколько лет? Или целевые средства остались на конец года?
Неистраченные поступления не будут облагаться налогом на прибыль, если будут отражены в смете следующего года входящим остатком. Главное, чтобы по ним не истек срок их использования (см. письмо Минфина России от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75).
Раздельный учет
Заметьте: целевые поступления признаются таковыми для целей налогового учета лишь при условии, что та некоммерческая организация, которая их получает, ведет раздельный учет, как самих целевых поступлений по программам, так и доходов и расходов по предпринимательской деятельности (если такая деятельность ведется). Подробнее о том, как это делать на счетах бухгалтерского учета, мы написали в разделе 2.2 «Особенности бухгалтерского учета НКО».*
А что будет, если не вести раздельный учет?
В таком случае все средства, которые получает некоммерческая организация, налоговики посчитают внереализационными доходами и потребуют включить их в налогооблагаемую базу. Если целевые средства истрачены организацией не по назначению или не в срок, то они также увеличивают налогооблагаемую прибыль.
Дело в том, что для некоммерческих организаций, получающих средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии сподп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Можно ли при этом учитывать расходы для налогообложения?
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и внереализационные доходы на величину произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, некоммерческая организация не вправе уменьшать доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы на величину расходов, связанных с уставной некоммерческой деятельностью организации. Указанные расходы должны покрываться за счет целевых поступлений, а при их недостаточности или отсутствии – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций.
Как быть, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов? Об этом мы поговорим в разделе 3.3.3. «Что включать в состав расходов, и какие из них уменьшают налогооблагаемый доход?».
3.2. Виды целевых средств
Решая вопрос налогообложения поступлений НКО, необходимо учитывать и нормы гражданского законодательства. Дело в том, что некоторые виды целевых поступлений могут быть получены не всеми некоммерческими организациями.
Так, например, источниками формирования имущества фондов и автономных некоммерческих организаций являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг (об ограничениях по видам платной деятельности – см. выше);
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации (в том числе доход от целевого капитала);
- другие, не запрещенные законом поступления (например, гранты).
Имущество некоммерческих партнерств, общественных организаций и общественных фондов формируется на основе:
- вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;
- добровольных взносов и пожертвований;
- доходов от предпринимательской деятельности, в том числе поступлений от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- других, не запрещенных законом поступлений (в том числе грантов).
3.2.2. Целевые поступления
При расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные по назначению (пожертвования, вступительные и членские взносы и пр.).
3.2.2.2. Пожертвования на общественно полезные цели
Пожертвованием в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвование обладает двумя признаками:
- дарение;
- дарение в общеполезных целях.
При передаче пожертвования льготу может получить как тот, кто сделал дар (жертвователь), как и тот, кто дар получил.
Налогообложение жертвователей
Жертвователи – юридические лица перечисляют пожертвования на формирование целевого капитала только за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Что касается жертвователей – физических лиц, то они пользуются льготой по НДФЛ в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. В нем говорится, что льгота предоставляется при перечислении части доходов в денежной форме на благотворительные цели (в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде):
- в организации науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемые из средств соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного);
- физкультурно-спортивные организации, образовательные и дошкольные учреждения на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;
- религиозные организации на осуществление ими уставной деятельности.
Однако если гражданин перечисляет в НКО пожертвования на формирование целевого капитала, в предоставлении льготы по налогу на доходы физических лиц ему, скорее всего, откажут.
Налогообложение получателей пожертвований
Ответ на вопрос: облагаются ли полученные пожертвования налогом на прибыль у всех НКО, является сложным. Попробуем в нем разобраться.
Ранее п. 1 ст. 582 ГК РФ содержал только четыре организационно-правовые формы НКО, которые имели право получать пожертвования, это фонды, общественные организации, религиозные организации, а также учреждения некоторых видов.
Сейчас к жертвополучателям отнесены и «иные некоммерческие организации в соответствии с Законом».
Согласно п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ для всех НКО в качестве источника формирования имущества названы «добровольные имущественные взносы и пожертвования». Действие данного закона не распространяется лишь на потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения.
Таким образом, все НКО, кроме вышеупомянутых, имеют право получать для своей общественно полезной деятельности пожертвования и не облагать их налогом на прибыль.
В первую очередь это касается автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств, чья деятельность направлена не на решение проблем соответственно учредителей и членов таких организация, а на общественно полезные цели. Так как для них ограничения на такой источник доходов, как пожертвования, не установлены, то следует считать, что эти НКО вправе получать пожертвования на общественно полезные цели и не облагать их налогом на прибыль (см. письма Минфина России от 07.10.2011 № 03-03-06/4/113, от 04.06.2008 № 03-03-06/4/40).
С такой же уверенностью можно говорить, что если НКО создано во имя интересов коммерческих организаций (например, СРО, некоммерческие партнерства, союзы, ассоциации, созданные коммерческими фирмами для представления своих интересов), то пожертвования будут облагаться налогом на прибыль.
С другой стороны, многие некоммерческие организации созданы таковыми в силу закона. Например, для получения лицензии на образовательную либо медицинскую деятельность. При этом они могут не иметь бесплатной деятельности, а вести только предпринимательство, прописав его в уставе. Встает вопрос: вправе ли такие НКО получать пожертвования и не облагать их налогом на прибыль? На наш взгляд, да, вправе, но налогообложение будет.
В то же время есть положительные письма Минфина, которые разрешают не облагать пожертвования налогом на прибыль и в этом случае (см. письмо от 16.12.2011 № 03-11-06/2/179). Если ваша организация будет придерживаться такой позиции, учтите: не исключено, что ее придется доказывать в суде, так как письма чиновников и налоговиков нормативной силы не имеют, они носят лишь рекомендательный характер.
Может ли пожертвование быть не в денежной, а в натуральной форме?
Да, может. И это прописано в ст. 251 НК РФ.
Также жертвователи могут пожертвовать в адрес НКО работы, услуги (см. письмо Минфина России от 29.10.2013 № 03-0306/4/46052), труд граждан-добровольцев (письмо Минфина России от 29.09.2009 № 03-03-06/4/112).
Нужен ли договор на получение пожертвования?
Законодательство этого не требует. Гражданский кодекс РФ называет такие сделки односторонними и не обязывает оформлять их в письменном виде. Ведь чтобы сделать пожертвование, не нужно согласие получателя (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Тем не менее, так как договор пожертвования – это разновидность договора дарения, его придется оформить письменно в двух случаях:
- даритель – юридическое лицо, и стоимость дара превышает 3000 рублей;
- договор содержит обещание дарения в будущем (ст. 574 ГК РФ).
Договор о пожертвовании недвижимости подлежит еще и государственной регистрации.
Кроме того, передача пожертвования без оформления договора, а только на основании какого-либо письма или вообще без документов чревата налоговыми последствиями. Например, НКО будет трудно доказать, что поступившее от родителей имущество не является родительской платой за обучение, а подарок от предприятия – не спонсорский взнос.
В договоре обязательно должны быть указаны безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество. Даритель имеет право оговаривать в договоре использование имущества по конкретному назначению.
Как оформить получение?
Если организация получает пожертвование наличными, то заполняется приходный кассовый ордер, а его номер, дата оформления и оприходованная сумма записываются в кассовую книгу.
Если деньги перечисляют через банк, то бухгалтер приходует средства на основании банковской выписки и платежного поручения. Если же передают не деньги, а какое-либо имущество, то составляется акт приема-передачи.
Полученное имущество должно быть отражено в учете НКО по рыночной стоимости. Ее определяют по ценам, которые используются обычно при сделках купли-продажи такого же или схожего имущества либо с помощью независимого оценщика.
Еще один документ, который может быть связан с пожертвованием, – отчет перед жертвователем. Необходимость его составления, содержание и порядок представления должны быть указаны в договоре. При этом если договор не содержит обязательности составления отчета, его можно не делать, так как ст. 582 ГК РФ предоставление такого отчета не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-0684820195).
В случае получения анонимного пожертвования для подтверждения источника поступления составляют акт о принятии анонимного пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности. Форма такого акта должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации. Как первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
3.2.2.4. Благотворительные взносы
Зачастую в благотворительных организациях встречается такой вид пожертвований, как благотворительные взносы. Рассмотрим, в каком случае они не будут облагаться налогом на прибыль.
Благотворительными считаются взносы и имущество, добровольно и безвозмездно переданные в НКО. Так сказано в ст. 1Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительной деятельностью считаются и работы, которые благотворитель выполняет бескорыстно для другой организации или граждан, а также услуги, оказанные этим гражданам или организациям.*
Значит ли это, что любое пожертвование в благотворительную организацию можно считать благотворительностью? Нет. Далеко не всякая бескорыстная передача денег или имущества является благотворительностью. Ею признаются пожертвования на строго определенные цели, перечисленные в ст. 2 Закона № 135-ФЗ.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях*:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия в укреплении мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия в укреплении престижа и роли семьи в обществе;
- содействия в защите материнства, детства и отцовства;
- содействия в деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
- содействия в деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия в деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия в добровольческой деятельности;
- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействия в развитии научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия в патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействия в деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействия в профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Эльвира Митюкова
17.01.2015г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.
_