Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).
Однако, анализ норм статьи 93.1 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что пояснения по финансово-хозяйственных взаимоотношениях с контрагентом к таким документам не относятся.
Более того, заполнение подобных документов при запросах законодательством не регламентированы. Но это не значит, что общество вправе игнорировать запрос. Поскольку в этом случае у проверяющих могут быть претензии.
Пояснения подготовьте в произвольной форме. В них следует указать, по каким гражданско-правовым договорам общество работает с проверяемым лицом. В пояснении так же следует обратить внимание на документооборот между субъектами, указав, что все документы отвечают действующему законодательству и при работе с проверяемым лицом общество проявила добросовестность.
Налоговому органу предоставьте оборотные показатели по операциям с проверяемой организации и НДС, который возникает (входной или исходящий), что подтверждается соответствующими счетами-фактурами.
Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Главбух», которую Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip – версия
Статья: Контрагент проигнорировал встречку
Что понадобится сделать: В течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения от налоговиков направить им письменные пояснения*.
По закону компания не обязана и не может отвечать за бездействие контрагента. Поэтому если из инспекции пришло сообщение с требованием пояснить, почемуконтрагент не представил документы на встречной проверке, то на такое сообщение отвечать необязательно. Но мы советуем все же подготовить письменные пояснения. И направить их в ИФНС в течение пяти рабочих дней с момента получения сообщения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Во-первых, это защитит от штрафа. Во-вторых, от доначислений на камеральной проверке декларации.
Контрагенты компании не всегда представляют инспекторам документы в рамках встречной проверки. В такой ситуации налоговики иногда направляют самой компании сообщение с требованием представления пояснений. А за непредставление информации грозятся оштрафовать директора компании на сумму до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ведь для проверяющих игнорирование встречки — это всегда признак того, чтопроверяемая организация работает с неблагонадежным контрагентом. А это сразу ставит под сомнение реальность ее сделок и, соответственно, правомерность заявленных вычетов и списанных расходов.
Задача компании — убедить ревизоров, что она работает только с надежными, действующими, проверенными организациями. Кроме того, из пояснений должно быть видно, что компания сделала все возможное, чтобы связаться с контрагентоми добиться от него оперативного исполнения требования по встречке.
Поэтому сразу после получения сообщения из инспекции нужно связаться с контрагентом и выяснить, с чем связано его молчание.
Причины могут оказаться какие угодно. К примеру, налоговики отправили требование по почте и оно потерялось*. Компания переехала в другой офис, а требование пришло на старый адрес. Документы были отправлены, но из-за того, что компания находится в другом регионе, затерялись в пути. Либо главбух контрагента был в отпуске и некому было вовремя представить бумаги.
В пояснениях надо написать, как контрагент объяснил свое молчание и когда примерно можно ждать от него нужные бумаги. А также уточнить, какого числа состоялся разговор, привести номер телефона, по которому вам удалось дозвониться, и актуальный адрес электронной почты. Если требование по встречке потерялось, нужно попросить ИФНС отправить его контрагенту заново.
Если несмотря на все усилия найти контрагента не удалось, в пояснениях можно сказать, что компания пока не знает о причинах непредставления документов, но будет их выяснять. И как только что-то станет известно, сразу сообщит об этом в инспекцию.*
Лина Шувалова, эксперт журнала «Главбух»
ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 22, НОЯБРЬ 2014
21.01.2015г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// vip.1gl.ru/#/hotline/rules/