Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 февраля 2015 21 просмотр

Мы оказываем транспортно-экспедиционные услуги. Наш заказчик выставил нам претензию за пропажу груза на стоимость украденного товара и предлагает провести эту сумму взаимозачетом. Подскажите можем ли мы это сделать и как правильно документально оформить.

В статье 410 Гражданского кодекса РФ сказано, что организации, которые намерены провести взаимозачет, должны иметь друг к другу встречные требования. Указанные требования должны быть однородными.

При этом, взаимозачет возможен, если срок исполнения встречного однородного требования:

– уже наступил;
– не был указан в договоре;

– был определен моментом востребования.

Для зачета достаточно заявления одной из сторон. Если же требования неоднородны или срок исполнения хотя бы одного из обязательств еще не наступил, зачет может быть произведен только по соглашению сторон (абз. 4 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16).

Обязательства признаются однородными, если они предполагают одинаковый способ их погашения и выражены в одной валюте.

По общему правилу, организация обязана рассмотреть претензию. Срок для этого может быть установлен:

– законодательством (см., например, п. 5 ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ);

– договором;

– внутренним распорядком организации или обычаями делового оборота.

Это следует из статьи 309 Гражданского кодекса РФ. При этом гражданским законодательством не установлено санкций за нарушение этого срока (см., например, ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ или ст. 37 Закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ). Таким образом, исполнитель, которому организация – заказчик выставила претензию, вправе:

– признать ее;

– отказаться от признания (например, при отсутствии его вины в нарушении обязательства);

– продолжить деловую переписку (например, с целью получить дополнительную информацию или доказать отсутствие вины в нарушении обязательства). Это следует из статьи 401 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому зачет возможет только в том случае, если обязательства наступили. Они могут наступить только в том случае, если Ваше общество признает претензию за утрату товара. При этом указанные суммы претензии могут быть предъявлены в порядке регрессии, например, непосредственному перевозчику, если он виновен в утрате товара.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip – версия

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии

Организация вправе предъявить претензию контрагенту, если он нарушил обязательства, возникшие согласно условиям договора или нормам законодательства (ст. 309 ГК РФч. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 136 ГПК РФ).

Предъявить претензию – право организации, а не обязанность. Например, если поставщик отгрузил некачественный товар, покупатель вправе (но не обязан) выставить ему претензию (в частности, потребовать уменьшить цену, бесплатно устранить недостаток и т. п.). Это следует из статьи 475 Гражданского кодекса РФ.

Форма и содержание претензии

Претензию предъявите в письменной произвольной форме. При этом четко укажите, какие обязанности не исполнил контрагент, положения какого документа были нарушены (протокол, договор, соглашение и т. п.), предложите свой выход из сложившейся конфликтной ситуации.

Внимание: если организация решила предъявить контрагенту претензию, своевременно известите его о том, что выявлено нарушение условий договора. В противном случае он может отказать в удовлетворении претензии (см., например, ст. 483 ГК РФ). Если организация решит не предъявлять претензию, а сразу обратится в суд, ее исковое заявление не будет рассмотрено. Обращаться в суд, минуя стадию досудебного решения споров (например, сразу написать исковое заявление о взыскании неустойки), нельзя. Это следует из статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Сроки рассмотрения претензии

Контрагент обязан рассмотреть претензию. Срок для этого может быть установлен:
– законодательством (см., например, п. 5 ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ);
– договором;
– внутренним распорядком организации или обычаями делового оборота.

Это следует из статьи 309 Гражданского кодекса РФ.

При этом гражданским законодательством не установлено санкций за нарушение этого срока (см., например,ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ или ст. 37 Закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ).

Не предусматривают каких-либо санкций и нормы судебного права (АПК РФГПК РФ).

Финансовые санкции (например, штраф) за нарушение срока, в который должна быть рассмотрена претензия, могут быть предусмотрены в договоре с контрагентом (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Какие требования можно предъявить

В претензии можно предъявить одно или несколько требований. Например, это могут быть требования:
– оплатить санкции за нарушение условий договора (ст. 329 ГК РФ);
– возместить убытки. Например, связанные с вынужденной закупкой товара у другого поставщика по более высокой цене (ст. 393 ГК РФ);
– вернуть оплаченный, но не отработанный аванс (ст. 453 ГК РФ);
– оформить возврат или замену продукции (товара). Например, если он бракованный (ст. 475 ГК РФ);
– устранить дефекты. Например, исправить качество ненадлежаще выполненных работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
– снизить цену, то есть провести уценку объекта договора. Например, если был получен товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

Действия контрагента при получении претензии

Контрагент, которому организация выставила претензию, вправе:
– признать ее;
– отказаться от признания (например, при отсутствии его вины в нарушении обязательства);
– продолжить деловую переписку (например, с целью получить дополнительную информацию или доказать отсутствие вины в нарушении обязательства).

Это следует из статьи 401 Гражданского кодекса РФ.

В двух последних случаях (отказа и продолжения переписки) в бухучете никаких записей делать не нужно (ст. 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Непризнанные должником претензии не влияют и на налогообложение (гл. 2526.2 и 26.3 НК РФ). Это связано с тем, что при этом не происходит ни возникновения обязательства, ни каких-либо расчетов.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: Какие встречные требования признаются однородными для проведения взаимозачета

Обязательства признаются однородными, если они предполагают одинаковый способ их погашения и выражены в одной валюте.

Условие о том, что взаимозачет возможен в отношении однородных встречных требований, содержится в статье 410 Гражданского кодекса РФ. Однако само понятие «однородное требование» гражданским законодательством не определено.

В пункте 7 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. № 65 сказано, что законодательство не настаивает на том, чтобы предъявляемое к зачету требование вытекало из того же обязательства или из обязательств одного вида. Из этого следует, что однородными можно признать обязательства, которые связаны с исполнением разных договоров, но предполагающих одинаковый способ их погашения. Например, если договоры купли-продажи и подряда, заключенные между одними и теми же организациями, изначально предполагали денежную форму расчетов, то при соблюдении остальных условий эти организации вправе провести зачет взаимных требований. То есть обязательства покупателя по оплате поставленных ему товаров могут быть зачтены в счет исполнения обязательств заказчика по оплате выполненных для него работ.

Если же обязательства организаций по одному договору (например, по договору мены) выражены в натуральных единицах, а по другому (например, по договору возмездного оказания услуг) – в денежной форме, то однородными эти обязательства не признаются.

Также не признаются однородными денежные требования, одно из которых выражено в рублях, а другое – в валюте. Это связано с тем, что иностранная и российская валюта являются самостоятельными видами имущества (ст. 140141 ГК РФ). К аналогичному выводу пришел суд впостановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 1 декабря 1999 г. № Ф08-2593/99.

Следовательно, провести взаимозачет по таким договорам невозможно.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

09.02.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка