1) Да, могут. В ходе доп.мероприятий инспекция вправе запрашивать документы и сведения у контрагентов и иных лиц, поэтому полученные материалы могут быть использованы для отстаивания своей позиции.
2) Инспекция может назначить дату повторного рассмотрения мероприятий по результатам получения заключения экспертизы и ответов на поручения. В этом случае организация также имеет право знакомиться с новыми поступившими материалами доп.мероприятий.
3) Специального срока на подготовку организацией возражений по материалам доп.мероприятий не установлено. У инспекции есть обязанность ознакомить организацию с материалами доп.мероприятий. А вот специального срока на подготовку организацией возражений не установлено (ст. 101 НК РФ). Здесь применяется стандартный месячный срок. Возражения по доп.мероприятиям подаются так же, как и возражения на акт – в письменной произвольной форме.
4) Инспекция не обязана переносить срок рассмотрена материалов ВНП.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия.
1. Статья: Инспекторы научили с ними спорить
Дополнительные мероприятия. В кодексе не прописаны сроки подачи возражений на материалы дополнительных мероприятий. Инспекторы применяют стандартный срок для возражений — месяц после получения акта проверки* (п. 6 ст. 100 НК РФ). Заметим, что по заявлению компании ее обязаны ознакомить с результатами дополнительных мероприятий не менее чем за два рабочих дня до рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). И если инспекция не обеспечит компании возможность подготовить возражения по результатам этих мероприятий, то решение по проверке можно отменить (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.04.11 № КА-А41/2465–11).
2. Статья: Что отныне разрешено вашему инспектору на камеральных и выездных проверках
Инспекторы должны ознакомить компанию с дополнительными материалами
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Судьи ВАС РФ считают, что компания, в отношении которой проводились дополнительные мероприятия, вправе изучить выводы, сделанные инспектором, и подготовить возражения(п. 6 ст. 100 НК РФ). Для этого инспектору нужно вручить материалы допмероприятий представителю компании.
Специалисты ФНС России в новых разъяснениях добавили, что ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий необходимо в любом случае, иначе она сможет отменить решение, вынесенное по итогам проверки, по формальным основаниям. При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Поэтому налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений. А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (п. 38 постановления № 57).*
Важная деталь
Налоговики в любом случае обязаны ознакомить компанию с актом дополнительных мероприятий. И дать достаточно времени на подготовку возражений.
Для компании это выгодно. Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности все изучить и представить возражения. Новое разъяснение ФНС,* во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и допмероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено. Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.*
3. Ситуация: Какие дополнительные мероприятия налогового контроля может назначить инспекция по итогам налоговой проверки
Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:
Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:
- свидетеля;
- эксперта;
- специалиста.
Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.
Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке (подп. п. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).
Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:
- истребование документов как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);
- проведение экспертиз;*
- допрос свидетелей.
Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки* (п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
4. Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки
Организация, получив сообщение из инспекции о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе участвовать в таком рассмотрении через своих законных или уполномоченных представителей (п. 2 ст. 101, п. 1 ст. 26НК РФ). Кроме того, организация вправе заранее ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Для этого надо подать в инспекцию соответствующее заявление. Контролеры обязаны предоставить доступ к запрашиваемым материалам не позже чем за два рабочих дня до того, как они начнут их рассматривать.* Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
5. Ситуация: Должна ли инспекция сообщить организации о повторном рассмотрении материалов проверки. По результатам первичного рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля
Да, должна.
Организация вправе знакомиться с материалами налоговой проверки и давать по ним свои пояснения. Это касается и тех материалов, которые инспекция получает в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Ведь именно в ходе повторного рассмотрения материалов руководитель инспекции (его заместитель) анализирует сведения, полученные в рамках дополнительных мероприятий, и с учетом этих сведений принимает окончательное решение по проверке. А следовательно, организация должна быть извещена о времени и месте не только первичного, но и повторного рассмотрения материалов налоговой проверки.* Такой вывод позволяют сделать положения пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать. При этом суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела. И если судьи сочтут, что рассмотрение дополнительных материалов в отсутствие организации не привело к существенному нарушению ее прав, решение инспекции будет оставлено в силе. Об этом сказано в пункте 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга