Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Акт сверки расчетов с контрагентом
Каким образом проводить сверку
Чтобы инициировать сверку с контрагентом, отправьте ему обращение с соответствующей просьбой или свяжитесь с ним по телефону. Далее можете действовать одним из двух способов на выбор.*
Способ 1. Направьте контрагенту уже составленный вами акт сверки. Образец такого документа представлен в данной статье чуть ниже. Если все данные в акте соответствуют показателям его учета, партнер подпишет ваш экземпляр без оговорок. Если же будут расхождения, то ваш акт подписывать не станут либо подпишут, но с оговоркой. Значит, после выяснения расхождений придется подготовить и отправить на подписание новый документ.
Суть вопроса
В акт сверки целесообразно включать уже выверенные прежде данные. Так вы сократите себе бумажную работу. Тем более что современные средства связи позволяют обмениваться информацией легко и быстро.
Способ 2. Сначала сверьте с контрагентом все данные по расчетам, обменявшись информацией по электронной почте, телефону или факсу. Благо, недостатка в средствах связи в наше время нет. При необходимости внесите корректировки в учет. После этого, исходя из уже сверенных данных, составьте акт сверки, который и отправьте второй стороне. По сути, вашему контрагенту останется только завизировать документ.
Как разрешить сложности, которые могут возникнуть при сверке
Отметим, что вам не обязательно проводить сверку расчетов со всеми контрагентами. Можете сделать выборку. И сверяться, например, с теми, с кем вы совершаете наибольшее количество операций или с кем у вас заключены договоры на значительную сумму.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если контрагент не желает сверяться, все равно направьте ему составленный вами акт. И сделайте оговорку о том, что при молчании контрагента в течение, скажем, недели вы будете считать, что он с долгом согласен. Полагаем, что проигнорировать такой акт вашему партнеру будет сложно. А чтобы подобных проблем у вас впредь не возникало, изначально в договор включайте условие о том, что сверку проводить обязательно. Также в договоре целесообразно предусмотреть детальный порядок этой процедуры.
Если с партнером у вас заключено несколько договоров, вы можете подписать акт сверки отдельно по каждому договору. А можете все расчеты сверить в одном акте. Только в этом случае обязательно укажите реквизиты всех договоров. И желательно, чтобы было понятно, какие суммы к какому договору относятся.
При этом вам не нужно знать, на каких счетах (аналитиках) отражаются у контрагента расчеты по заключенному с вами договору. Выбор счетов бухгалтерского учета — это личное дело вашего партнера и к процедуре сверки отношения не имеет.
Каким должен быть акт сверки
Унифицированной формы акта сверки расчетов не существует. Поэтому разработайте свой бланк и утвердите его в качестве приложения к учетной политике.*
Составляя форму, начните с шапки документа. Так, в верхней части акта должна содержаться следующая информация:
— название самого документа;
— наименования сторон, между которыми проводится сверка;
— реквизиты договора, по которому проводится сверка;
— период, за который проводится сверка. Бывает, сверку проводят на определенную дату, тогда указывается соответствующий день.
Далее должны фигурировать данные, которые вы сверяете. То есть, с одной стороны, это показатели вашего учета. А с другой — информация вашего контрагента. Однако это не означает, что именно контрагент должен вносить в акт свои данные. Вы можете сделать это за партнера сами, даже не связываясь с ним предварительно для уточнения цифр. Просто руководствуйтесь тем, что в учете контрагентов операции по одному и тому же договору отражаются зеркально. Так, если у вас в учете значится дебиторская задолженность, то у контрагента будет кредиторская. В налоговых терминах это будет приход и расход. Как представить эту информацию в акте, показано в образце на с. 76.
Проверив акт, представители контрагентов должны его подписать. Поэтому в нижней части формы предусмотрите место для визирования. Помимо подписи и ее расшифровки, должна быть указана дата подписания. Также общепринято, что организации заверяют акт печатями, поэтому не помешает поставить под каждым местом для подписи отметку «М.П.».
Журнал «Упрощенка» № 6, Июнь 2013