Вопрос: Обязательно ли включать в расходы амортизацию основных средств при расчете налога на прибыль? У нас очень большая сумма амортизации и выходит убыток, который не хочется показывать в декларации по налогу на прибыль. Как нам поступить с суммой амортизации?
Ответ: Организация вправе не учитывать амортизационные отчисления в составе расходов при расчете налога на прибыль. Уменьшение налогооблагаемой базы это право, а не обязанность организации. При этом если организация решит учесть такие расходы в следующем налоговом периоде, то у нее возникнет обязанность подать уточненную декларацию по налогу на прибыль.
Еще читайте: амортизация в налоговом и бухгалтерском учете разница
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль амортизацию, если у вновь зарегистрированной организации еще нет доходов
Да, можно.
Амортизационные отчисления – это одна из групп расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ), которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а в отсутствие доходов – формируют убыток.*
Для целей налогообложения амортизируемым признается имущество, которое является собственностью организации, используется для извлечения дохода, стоит более 40 000 руб. и имеет срок полезного использования более 12 месяцев. При этом начисление амортизации начинается со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию, независимо от наличия (отсутствия) доходов у организации. Исключение объекта из состава амортизируемого имущества при временном отсутствии доходов законодательством тоже не предусмотрено.
Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 3 статьи 256, пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 28 февраля 2013 г. № 03-03-10/5834 и ФНС России от 22 мая 2013 г. № ЕД-4-3/9165 и от 12 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/6818.
При расчете налога на прибыль учитываются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов. Временное отсутствие доходов (прибыли) не является основанием для того, чтобы не признавать какие-либо расходы, в том числе амортизационные отчисления.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Это следует из положений пункта 1 статьи 252, пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ и подтверждается определениями Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 г. № 1072-О-О, от 4 июня 2007 г. № 320-О-П и постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию
Ошибка в декларации за период убытков
Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток. Если впоследствии организация выявила расходы, которые не были учтены при составлении этих деклараций, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка.*
Такой вывод следует из писем Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-193 и от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-188.
Как вы поступите, если директор не хочет показывать возникший убыток?
Почти половина опрошенных — 47% — не будет отражать часть расходов. Это самый простой, но, правда, не всегда приемлемый способ избавиться от убытка. Ведь если в прошедшем периоде были соблюдены все условия для признания расходов, то переносить их на более поздний срок нет никаких оснований. Соответственно, убирая такие расходы, вы теряете их навсегда, если только в последующем не представите «уточненку» за истекший период*. И выходит, что прибегать к такому способу можно, только если у вас есть траты, которые допустимо потерять. Либо если вы потом готовы внести исправления в учет. Напомним, что не всякие расходы можно потерять безболезненно. Например, нельзя это сделать в отношении стоимости покупных товаров. Ведь если нет прихода, то и продавать будет нечего.