Конкретных сроков Закон не устанавливает.
Требования существуют только в порядке регистрации и уведомления налоговых органов.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить всех известных ей кредиторов о том, что юридическое лицо приняло решение о ликвидации (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ). Уведомления необходимо направить каждому кредитору по почте заказным письмом или ценным письмом с описью вложения.
Закон не содержит прямого указания на срок, в течение которого необходимо уведомить кредиторов. Целесообразно отправить письма сразу после опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». В таком случае кредиторы в максимально короткие сроки узнают о намерении должника прекратить деятельность и, вероятнее всего, предъявят свои требования в установленный срок (срок для предъявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации – п. 1 ст. 63 ГК РФ). Это позволит составить промежуточный ликвидационный баланс с учетом всех требований.
При буквальном подходе можно сделать вывод о том, что промежуточный ликвидационный баланс должен быть составлен после истечения срока по предъявленным требованиям
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Это прямо сказано в пункте 2 ст. 63 ГК РФ.
Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»). Срок предъявления кредиторов составляет не менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационная комиссия может установить свой срок предъявления требований, но не менее двух месяцев.
Таким образом, если иной срок комиссией или ликвидатором не установлено, то ликвидационный промежуточный баланс составляется сразу по истечению срока предъявления требований без привязки к окончанию отчетного периода.
Для ликвидации общество обязано составить ликвидационный нулевой баланс. Сроков для его предоставления законодательством конкретно не установлены.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Рекомендация:Как провести ликвидацию ООО
Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации ООО
С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Комиссия должна:
1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.
2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.
3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).
4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.
5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв.приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).
6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).
7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.
8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.
12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).
13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).
14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.
15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).
16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.
О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации ООО, см. Как зарегистрировать ликвидацию ООО.
Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации ООО
Нет, не нужно.
Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.
Обоснование
Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).
В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.
Как опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»
Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@).
В уведомлении нужно привести следующую информацию:
- сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
- порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
- срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Как составить промежуточный ликвидационный баланс
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).
Баланс должен содержать сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):
- о составе имущества ликвидируемого общества;
- о требованиях, предъявленных кредиторами;
- о результатах рассмотрения требований кредиторов;
- о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли ихликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационныйбаланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.
Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого ООО не предъявили требований в течение установленного срока
Нет, не нужно.
Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установилаликвидационная комиссия.
Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010).
Вместе с тем, не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.
Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:
- на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
- за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».
Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).
Совет
Не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
- в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.
Обоснование
Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них налоговая инспекция откажется вносить в ЕГРЮЛ запись о факте составления баланса (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Впрочем, ничто не мешает сначала утвердить баланс, а затем дождаться момента, когда исчезнут препятствия для обращения в инспекцию.
Однако лучше все же сначала убедиться в том, что отсутствуют перечисленные выше обстоятельства, и лишь затем провести общее собрание участников с целью утверждения баланса.
В противном случае может возникнуть ряд проблем. К примеру, собрание утвердит баланс, а потом выяснится, что суд удовлетворил иск кредитора к ликвидируемому обществу. В итоге получится, что утвержденный баланс содержит недостоверные сведения. А это может стать причиной отказа в регистрации со стороны инспекции. Чтобы избежать такого отказа, обществу придется заново утвердить баланс и, следовательно, потратить время и средства на проведение нового общего собрания участников.
Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО
Завершающий этап процедуры ликвидации – подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию.
Представить документы нужно после того, как будет составлен и утвержден окончательный ликвидационный баланс, но в любом случае не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Обоснование
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может составить окончательный ликвидационный баланс только после того, как завершит расчеты с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
В свою очередь, расчеты с кредиторами проводятся на основании промежуточного ликвидационного баланса. Такой баланс ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет после истечения срока для предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Этот срок начинает течь с момента опубликования в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации и не может составлять менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Таким образом, даже если предположить, что у ликвидируемого общества нет кредиторов, временной разрыв между публикацией в журнале и составлением окончательного ликвидационного баланса все равно не может быть менее двух месяцев. На практике такой разрыв обычно в несколько раз больше.
Кроме того, закон прямо предусматривает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) может уведомить налоговую инспекцию о завершении процесса ликвидации ООО не ранее чем через два месяца с момента, когда опубликовано сообщение о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации).
Владислав Добровольскийкандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгинстарший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Геннадий Уваркинкандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»