Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016 № 02-860
Номер документа: | 02-860 |
Дата редакции: | 14 сентября 2016 |
Дата принятия: | 14 сентября 2016 |
Вид документа: | ПИСЬМО |
Принявший орган: | МИНОБРНАУКИ РФ |
Редакции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2016 года № 02-860
О направлении методических рекомендаций
В целях оказания методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в условиях принятия Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ
Заместитель директора
департамента стратегии,
анализа и прогноза
А.В. Хамардюк
Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
А.Б. Повалко
15 сентября 2016 г. № АП-87/02вн
Методические рекомендации
по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1.1. В соответствии с частью 5
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации приказа № 1547
1.2. Определения, использованные в настоящих Методических рекомендациях:
анкетирование - метод проведения социологических опросов, при котором общение между интервьюером и респондентом осуществляется в соответствии с разработанной анкетой (может проводиться в электронном виде через сеть "Интернет");
анкета - опросный лист, заполняемый респондентом (либо сотрудником организации-оператора на основании ответов респондента) по указанным в нем правилам;
респонденты - лица, принявшие участие в анкетировании;
интервьюер - лицо, осуществляющее сбор информации посредством опроса респондентов;
генеральная совокупность - участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители (законные представители));
выборочная совокупность (выборка) - часть отобранных объектов из генеральной совокупности, подлежащих опросу;
репрезентативность - соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом;
объект исследования - организации, осуществляющие образовательную деятельность;
предмет исследования - качество образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основе общедоступной информации в соответствии с общими критериями, установленными Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273
1.3. Сбор данных по показателям НОКО осуществляется организациями-операторами методом анкетирования:
сбор, обобщение и анализ информации, полученной в результате обработки отдельных анкет (Приложение 3), заполненных организациями-операторами по результатам анализа официальных сайтов образовательных организаций, а также другой опубликованной официальной информации <1>;
________________________
<1> В соответствии с подпунктом 2
сбор, обобщение и анализ информации, полученной организациями-операторами в результате обработки заполненных респондентами анкет (Приложение 4).
1.4. Информация о результатах НОКО размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" на сайте bus.gov.ru.
1.5. Анализ результатов анкетирования рекомендуется проводить в 2 этапа:
на первом этапе выполняется расчет показателей (промежуточных и итоговых баллов), позволяющих ранжировать организации;
на втором этапе проводится анализ полученных значений показателей, по результатам которого осуществляется выделение лучших и худших практик и формирование предложений по устранению выявленных недостатков.
В соответствии с приказом № 1547
По значениям исходных показателей производится расчет интегрального и среднего (нормированного) интегрального показателей, определяющих оценку организации в целом. Расчет обоих показателей производится по данным анкет, одна из которых (Приложение 3) заполняется работником организации - оператора на основании данных, размещенных на официальном сайте обследуемой образовательной организации либо другой опубликованной официальной информации, вторая (Приложение 4) собирается организацией-оператором посредством анкетирования участников образовательного процесса, проводимого любым способом (очное либо заочное анкетирование, размещение анкеты в открытом доступе в сети интернет).
Интегральный показатель рассчитывается по баллам, значение каждого из которых соответствует определенному варианту ответа в анкете. Соответствие "значение балла - вариант ответа" по всем 16 показателям приведены в Приложении 1 и Приложении 2.
По значению интегрального показателя определяется рейтинг организации внутри региона, по среднему значению интегрального показателя - оценка рейтинга региона среди всех субъектов Российской Федерации.
2.1. Расчет интегрального значения показателя
Значение интегрального показателя для каждой организации рассчитывается как сумма значений исходных показателей. В анкете, заполняемой работником организации-оператора, оценивается 11 первых показателей из 1-й и 2-й групп, по данным анкет, размещенных в открытом доступе, оцениваются все 16 показателей (по всем 4-м группам).
Значение интегрального показателя по данным двух видов анкет рассчитывается по следующему алгоритму.
Значения 11 первых показателей для каждой организации оцениваются в баллах в обоих видах анкет.
Значение каждого из 11 показателей сначала усредняется по всем анкетам, размещенных в открытом доступе, по формуле
xm,i - значение m-го показателя по данным i-той анкеты, в баллах;
а затем рассчитывается их среднее арифметическое значение между полученным значением по формуле (1) и значением, выставленным в анкете для организации - оператора, по формуле:
- среднее значение m-го показателя качества образовательной деятельности, определенного по совокупности оценок, полученных в результате обработки анкет, заполненных независимыми оценщиками (участниками образовательного процесса), рассчитанное по формуле (1), в баллах;
- значение m-го показателя качества образовательной деятельности, определенного по данным анкеты, заполненной работником организации-оператора, в баллах.
Средние значения для 5-ти показателей 3-й и 4-й групп рассчитываются только по данным анкет, размещенным в открытом доступе. В процессе обработки анкет производиться подсчет количества анкет, в которых выбранный вариант ответа соотноситься со значением балла равным или большим 5, значение которого определяет границу между респондентами, которые удовлетворены качеством образовательной деятельности и не удовлетворены. Расчет доли удовлетворенных качеством образовательной деятельности осуществляется по формуле:
Nm,5 - количество анкет, в которых значение m-того показателя равно или больше 5 баллов;
Nj - общее количество заполненных и обработанных анкет.
Перевод полученной величины доли в баллы осуществляется по формуле:
После этого производиться расчет итогового значения интегрального показателя качества образовательной деятельности для k-той организации по формуле:
и - значения m-го показателя, рассчитанные по формулам (2) и (4).
По данным значениям интегральных показателей производиться общая оценка качества предоставляемых услуг и формируется рейтинг организаций внутри региона.
2.2. Расчет среднего значения интегрального показателя
По данному показателю производиться оценка рейтинга региона. Значение показателя дает усредненную (по всем обследованным образовательным организациям, находящимся на его территории) величину качества предоставляемых услуг.
Его расчет производится по формуле:
R - число организаций, обследованных в регионе;
- среднее (нормированное по числу показателей) значение интегрального показателя k-й организации, рассчитываемое по формуле:
- значение интегрального показателя k-й организации, определенное по формуле (5).
Значение интегрального показателя оценки качества предоставляемых услуг имеет шкалу оценки в пределах от 0 до 160 баллов и используется для оценки и составления рейтинга организаций, а среднее (нормированное) значение интегрального показателя Yср инт имеет шкалу оценки в пределах от 0 до 10 и используется при составлении рейтинга субъектов Российской Федерации.
Вопросы и балльная оценка на ответы анкеты № 1
(заполняется организацией-оператором по каждой
образовательной организации)
1. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающиеся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
1.1. Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), размещенной на официальном сайте организации в сети "Интернет":
1.2. Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации
1.3. Доступность взаимодействия с образовательной организацией по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации:
1.4. Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений, поступивших в организацию от заинтересованных граждан (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации)
2. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающиеся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
2.1. Материально-техническое и информационное обеспечение организации оценивается по результатам анализа материалов самообследования или данных, представленных на сайте образовательной организации в сравнении со средним по городу (региону) <1> (в сопоставимых показателях)
________________________
<1> Средние значения показателей по городу (региону) рассчитывается по итогам обработки информации по всем обследованным организациям.
2.2. Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся
2.3. Условия для индивидуальной работы с обучающимися
2.4. Наличие дополнительных образовательных программ
2.5. Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях:
2.6. Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
2.7. Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Вопросы и балльная оценка на ответы анкеты № 2
(размещается в открытом доступе в целях обследования
мнения участниками образовательного процесса,
заполняется респондентами)
Образец анкеты № 1
Анкета заполняется сотрудниками организации-оператора по каждой образовательной организации на основании анализа официального сайта обследуемой образовательной организации и других официальных источников информации.
1.1. Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), размещенной на официальном сайте организации в сети "Интернет".
Отметьте один или несколько пунктов (при необходимости):
1.2. Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации.
Отметьте один или несколько пунктов (при необходимости):
1.3. Доступность взаимодействия с образовательной организацией по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации.
Отметьте один или несколько пунктов (при необходимости):
1.4. Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений, поступивших в организацию от заинтересованных граждан (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).
Отметьте один или несколько пунктов (при необходимости):
2. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2.1. Материально-техническое и информационное обеспечение организации оценивается по результатам анализа материалов самообследования или данных, представленных на сайте образовательной организации в сравнении со средним по городу (региону) <1> (в сопоставимых показателях).
________________________
<1> Средние значения показателей по городу (региону) рассчитывается по итогам обработки информации по всем обследованным организациям.
Отметьте пункты, по которым образовательная организация имеет позицию относительно других обследованных организаций равную или выше средней по городу (региону):
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
2.2. Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
2.3. Условия для индивидуальной работы с обучающимися.
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
2.4. Наличие дополнительных образовательных программ.
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
2.5. Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
2.6. Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
2.7. Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Отметьте пункты, по которым в образовательных организациях имеются соответствующие позиции:
Образец анкеты № 2
(анкета используется в целях обследования мнения участников
образовательного процесса о качестве образовательной
деятельности образовательных организаций,
заполняется респондентами)
Мы хотим узнать, как Вы оцениваете качество работы образовательной организации, в которой Вы, либо Ваш ребенок (дети), учитесь.
Просим внимательно отнестись к анкетированию и внимательно ответить на вопросы.
Анкета является анонимной. Указывать свое имя, Ваши личные данные не требуется.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
1 Открытость и доступность информации, размещенной на официальном сайте.
1.1 Полнота и актуальность информации об организации и ее деятельности.
Выберите один из вариантов ответа:
1.2 Наличие сведений о педагогических работниках организации.
Выберите один из вариантов ответа:
1.3 Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации.
Выберите один из вариантов ответа:
1.4 Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов).
Выберите один из вариантов ответа:
2. Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2.1 Материально-техническое и информационное обеспечение организации.
Выберите один из вариантов ответа:
2.2 Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
Оцените условия для охраны и укрепления здоровья:
Выберите один из вариантов ответа:
Условия по организации питания обучающихся:
Выберите один из вариантов ответа:
2.3 Условия для индивидуальной работы с обучающимися.
Выберите один из вариантов ответа:
2.4 Наличие дополнительных образовательных программ.
Выберите один из вариантов ответа:
2.5 Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Выберите один из вариантов ответа:
2.6 Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
Выберите один из вариантов ответа:
2.7 Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Выберите один из вариантов ответа:
3 Доброжелательность, вежливость, компетентность работников.
3.1 Доброжелательность и вежливость работников.
Выберите один из вариантов ответа:
неудовлетворительно, не устраивает; | ||
удовлетворительно; | ||
в целом хорошо, но есть недостатки; | ||
полностью устраивает. |
3.2 Компетентность работников.
Выберите один из вариантов ответа:
неудовлетворительно, не устраивает; | ||
удовлетворительно; | ||
в целом хорошо, но есть недостатки; | ||
полностью устраивает. |
4 Общее удовлетворение качеством образовательной деятельности организации.
4.1 Удовлетворение материально-техническим обеспечением организации.
Выберите один из вариантов ответа:
неудовлетворительно, не устраивает; | ||
удовлетворительно; | ||
в целом хорошо, но есть недостатки | ||
полностью устраивает |
4.2 Удовлетворение качеством предоставляемых образовательных услуг.
Выберите один из вариантов ответа:
неудовлетворительно, не устраивает; | ||
удовлетворительно; | ||
в целом хорошо, но есть недостатки; | ||
полностью устраивает. |
4.3 Готовность рекомендовать организацию родственникам и знакомым.
Выберите один из вариантов ответа:
неудовлетворительно, не устраивает; | ||
удовлетворительно; | ||
в целом хорошо, но есть недостатки; | ||
полностью устраивает. |