при потере журнала кассира-операциониста его необходимо восстановить. Процесс восстановления журнала законодательством не регламентирован. Новый журнал кассира-операциониста также необходимо заверить в налоговой инспекции. За отсутствие журнала кассира-операциониста организацию могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ. Штраф может составить от 10 000 до 30 000 тыс. руб.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как организовать документооборот в бухгалтерии
Ответственность за отсутствие первичных документов
Внимание: отсутствие (непредставление) первичных документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, а также регистров бухгалтерского и налогового учета признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.*
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму:
от 300 до 500 руб. за непредставление первичных документов, необходимых для налогового контроля (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6КоАП РФ);
от 2000 до 3000 руб. за несоблюдение порядка и сроков хранения первичных документов (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18
Ситуация: Как поступить, если первичные документы утеряны.
Если документы, подтверждающие отраженные в учете операции, были утеряны, организация должна предпринять действия по расследованию причин и восстановлению пропажи.* Для этого сотрудник, обнаруживший пропажу, должен написать служебную записку, на основании которой издается приказ руководителя о назначении комиссии по расследованию пропажи. Результаты работы комиссии оформите актом.* Если в период работы комиссии налоговая инспекция потребует документы, которые были утеряны, организация сможет попросить увеличить срок представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ). В этом случае распоряжение о создании комиссии будет документальным обоснованием такой просьбы.Если же по результатам работы комиссии документы не будут обнаружены (восстановлены), организация не сможет подтвердить данные бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, за отсутствие документов организации может грозить ответственность.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Рекомендация: Как проводится проверка полноты учета наличной выручки.
Налоговые инспекции вправе проводить проверку полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей, которые ведут наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт (п. 1 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, п. 5 и 6 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Основанием для проведения проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) инспекции (п. 22 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Предоставление документов для проверки
Для проверки организация (предприниматель) предоставляет документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники (ККТ) (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). К таким документам, в частности, относятся:*
паспорт ККТ;
акт по форме № КМ-1;
журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4;
договор на техобслуживание ККТ;
журнал по форме КМ-8.
На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции* (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).
В коммерческих организациях
У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:*
акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
контрольные ленты ККТ на бумажном носителе или распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
приходные и расходные кассовые ордера;
журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
авансовые отчеты по форме № АО-1;
кассовую книгу по форме № КО-4;
справку-отчет кассира-операциониста;
сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке по форме № КМ-7;
приказ о лимите остатка наличных денег;
иные первичные документы, необходимые для проверки.
Если организация (предприниматель) применяет специальный налоговый режим, проверяющие могут потребовать:
книгу учета доходов и расходов при упрощенке;
книгу учета доходов предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения;
книгу учета доходов и расходов предпринимателей, применяющих ЕСХН.
Об этом сказано в пункте 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Ситуация: какая ответственность предусмотрена за отказ предоставить документы, необходимые инспекторам для проверки полноты учета выручки
Ответственность за непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов в соответствии со статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статей 126 Налогового кодекса РФ или 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.*
Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка полноты учета выручки в этом перечне не указана.
Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Размер штрафа составляет:*
для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.;
для организаций – 3000–5000 руб.
Об этом сказано в статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если организация (предприниматель) использует ККТ, в рамках проверки полноты учета выручки инспекторы пересчитывают наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. По результатам проверки они составляют акт в двух экземплярах.
Кассир до начала проверки составляет расписку:
об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег;
о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке;
о представлении справок (отчетов) кассира-операциониста;
о представлении сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке;
о представлении актов о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.
Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.
Сумму наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, инспекторы сравнят с данными, отраженными в фискальном отчете; контрольной ленте ККТ; журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста в свою очередь сверят с приходными кассовыми ордерами; кассовыми отчетами; данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.*
Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ проверяющие сверят заводские (регистрационные) номера этих машин, ИНН налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.
По фискальному отчету ККТ, журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям, расходным кассовым ордерам инспекторы проверят количество фактов возврата, а также суммы, возвращенные покупателям по неиспользованным кассовым чекам.
Такой порядок предусмотрен пунктами 35–39 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Результаты проверки полноты учета выручки денежных средств инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).
Срок и порядок обжалования должен быть указан в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Внимание: организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций.
К таким нарушения относятся:
осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов).
Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций организации и (или) ее должностным лицам, а также предпринимателю грозит штраф. Размер штрафа составляет:
для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
для должностных лиц (главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера для руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.
Кассиры (кассиры-операционисты) к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ответственность граждан за подобное правонарушение законодательством не предусмотрена (ст. 15.1 КоАП РФ). Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
18.06.2014г.
С уважением,
Елена Обручникова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».