1. В отношении проведения проверки и вручения решения по ее результатам необходимо отметить следующее. Решение налогового органа по итогам камеральной проверки может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи. При таком варианте решение будет считаться полученным, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит решение на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.
Из Вашего вопроса следует, что налоговый орган не исполнил указанное требование, на основании чего требование о взыскании авансовых платежей может быть обжаловано.
2. В отношении требования об уплате авансовых платежей необходимо отметить следующее.
Пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса РФ.
В статье 287 Налогового кодекса РФ сказано, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период сумма исчисленного налога на прибыль может быть как больше, так и меньше суммы начисленных авансовых платежей за отчетный. В письме Минфина России от 18.06.2007 № 03-03-06/1/385 сказано, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ситуация, в которой организация имеет законные основания для планирования получения убытка по итогам деятельности за следующий отчетный период и, как следствие, неперечисления платежей в бюджет.
По каждому налогоплательщику инспекция ведет карточку расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам (карточка РСБ). В ней, в частности, фиксируются данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях. Они заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.
Также в карточке РСБ имеются данные о поступивших платежах. Положительная или отрицательная разница между поступившими и начисленными платежами отражается соответственно как переплата или задолженность налогоплательщика перед бюджетом (п. 2 разд. I, разд. IV, VI, п. 1 разд. IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, Приложение № 1 к Единым требованиям).
Из вышеизложенного можно сделать вывод о правомерных действиях налогового органа по взысканию с организации недоимки по начисленным по итогам камеральном проверки авансовым платежам, независимо от суммы уплаченного налога по итогам налогового периода.
3. В то же время в момент внесудебного взыскания авансовых платежей у организации автоматически образовывается переплата по налогу на прибыль, и в данной ситуации законодательством установлен порядок зачета или возврата излишне перечисленных платежей.
Так , в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 сказано, что излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате за определенные налоговые периоды суммы налога.
Таким образом, одновременно со взысканием авансовых платежей по инкассо налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов. В свою очередь, налоговый орган обязан осуществить возврат налогоплательщику излишне взысканных сумм налогов (подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
4. На основании инкассового требования о взыскании в учете организации необходимо отразить только перечисление платежей и одновременную дебиторскую задолженность бюджета по возврату:
Дебет 68 «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
– взыскание налога (аванса) (отражение дебиторской задолженности бюджета по возврату).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»
1. Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки
Вручение решения
В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 7 марта 2014 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 17 марта 2014 года.
Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки. Это следует из совокупности положений пункта 13 статьи 101, пунктов 2 и 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, решение может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169. При таком варианте решение будет считаться полученным, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит решение на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.
Ситуация: может ли инспекция вносить изменения в решение по проверке после его вручения организации
Да, может, если изменения улучшают (не ухудшают) положение организации или носят технический характер (например, исправление опечаток).
Налоговое законодательство не представляет возможности инспекции вносить изменения в решение по проверке. Вместе с тем, оно не содержит и запрета на такие действия. Это следует из анализа положений статьи 101 Налогового кодекса РФ.
В результате если изменения, которые инспекция вносит в решение, не меняют или улучшают положение организации (например, приводят к уменьшению суммы недоимки), то они считаются вполне правомерными. Такие изменения не нарушают прав организации и могут быть приняты во внимание. Правомерность этого вывода подтверждается пунктом 44 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. № 57 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2008 г. № А33-476/08-Ф02-5025/08, Волго-Вятского округа от 28 февраля 2008 г. № А79-11019/2006, Северо-Западного округа от 7 февраля 2008 г. № А56-3141/2007).
Если же изменения, которые инспекция вносит в решение, возлагают на организацию дополнительные налоговые обязательства (например, увеличивают сумму недоимки), то они признаются незаконными. Такие изменения нарушают права организации и не должны приниматься во внимание. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 22 января 2008 г. № 9467/07, определения ВАС РФ от 30 января 2009 г. № ВАС-537/09, от 22 октября 2008 г. № 13589/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2012 г. № А27-13595/2011, Волго-Вятского округа от 5 мая 2012 г. № А31-7157/2011, Центрального округа от 14 сентября 2010 г. № А23-746/10А-14-32).
Вступление решения в силу
По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Из этого правила есть исключение. Организация в течение 10 рабочих дней со дня получения решения может обжаловать его в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе. В этом случае решение по проверке:
- может так и не вступить в силу, если вышестоящий налоговый орган отменит его;
- может вступить в силу, но не раньше, чем вышестоящий налоговый орган утвердит его полностью или частично.
Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 10 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ). Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Если организация согласна с решением по проверке и с доначисленными в нем суммами, то она вправе исполнить решение (полностью или частично) еще до того, как решение вступит в законную силу и инспекция выставит требование об уплате доначисленных сумм (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Если организация не согласна с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то она вправе его обжаловать (ст. 101.2 НК РФ).*
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2007 № 03-02-07/2-74 «О начислении пеней на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей»
Вопрос:
Об отсутствии оснований для признания излишне уплаченных сумм пеней, начисленных на несвоевременно уплаченные авансовые платежи, при перерасчете авансовых платежей в сторону уменьшения на основе фактической налоговой базы по отчетному (налоговому) периоду.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о начислении пеней на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей и сообщает следующее.
Пунктом 3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст.75 Кодекса.
Согласно п.1 ст.75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
По общему правилу пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3 ст.75 Кодекса).
Порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по конкретным налогам, а также сроки уплаты авансовых платежей установлены соответствующими главами части второй Кодекса.
Учитывая изложенное, полагаем, что уплаченные (взысканные) пени, начисленные в установленном Кодексом порядке на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, исчисленных в соответствии с установленным законодательством о налогах и сборах порядком, в том числе при корректировке налогооблагаемой базы в сторону уменьшения, излишне уплаченными (взысканными) не являются.
Таким образом, мнение о том, что при пересчете авансовых платежей в сторону уменьшения на основе фактической налоговой базы по отчетному (налоговому) периоду суммы пени, начисленные на несвоевременно уплаченные авансовые платежи, излишне уплаченными не признаются, поддерживается.*
27.05.2014 г.
С уважением, Александр Ермаченко
эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».