Нет, не может, поскольку это приводит к нарушению предела общего срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, который не может составлять более двух месяцев и десяти дней с даты составления акта по выездной налоговой проверке. При этом отсутствуют официальные разъяснения по вопросу правомерности требования документов по состоянию на сегодняшний момент, но, исходя из буквального содержания части 2 статьи 93.1 налогового кодекса России, такое право у налогового органа есть, поскольку налоговое законодательство не ограничивает период, за который налоговый орган вправе требовать документы, и проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не является продолжением проведения выездной налоговой проверки. Но, в Вашем случае, это требование правомерным не является, поскольку оно приводит к нарушению предела общего срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Какие дополнительные мероприятия налогового контроля может назначить инспекция по итогам налоговой проверки
Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:*
- истребование документов* как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);
- проведение экспертиз;
- допрос свидетелей.
Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ*.
Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321)*.
Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14)*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Налоговый кодекс РФ Часть первая
«Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки* или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
6. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц* (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий,* указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93_1 настоящего Кодекса*, допрос свидетеля, проведение экспертизы».
3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.06.2006 № 03-02-07/1-145 «О дополнительных контрольных мероприятиях»
«Учитывая изложенное, проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не является продолжением проведения выездной налоговой проверки* и соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах».
4.Рекомендация: Какой период может быть охвачен налоговой проверкой
Периоды, охватываемые выездной проверкой
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки) (mod = 112, id = 60102)*
Да, может.
Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения.
Проверка текущего года может коснуться налогов, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ). Правомерность этого вывода подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, от 11 ноября 2008 г. № КА-А40/10298-08, Поволжского округа от 23 октября 2008 г. № А12-7566/08, Северо-Западного округа от 22 сентября 2008 г. № А52-454/2008).
Вместе с тем, проверка текущего года может охватить и те налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ). Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195). В этом случае проверка будет затрагивать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3статьи 58 Налогового кодекса РФ.
Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2, Волго-Вятского округа от 17 декабря 2009 г. № А11-2800/2009).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
21.05.2014 г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».