Несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы, которая должна быть уплачена на основе декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации. Общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб. Если организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которую нужно было уплатить, и суммой, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) специальной декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Так же одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов, который предусмотрен пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (п. 6 письма Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-07-15/101). Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н). За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Этот протокол является неотъемлемой частью Соглашения от 25 января 2008 г. (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.). Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ). Поэтому требования, предусмотренные названным Положением, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза
Периодичность и сроки сдачи
Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;
- за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).
Об этом сказано в пункте 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Положения статьи 163 Налогового кодекса РФ, где сказано, что налоговым периодом по НДС является квартал, в данном случае не применяются. Это объясняется тем, что международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ). Соглашение от 25 января 2008 г. относится к таким договорам. Неотъемлемой частью этого Соглашения является протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.). Требования, предусмотренные этим протоколом, обязательны для всех российских организаций.
Сдать декларацию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором организация приняла к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза. К этому же сроку сумма НДС по ввезенным товарам должна быть перечислена в бюджет. Если организация ввозит в Россию предметы лизинга (по договору, который предусматривает переход права собственности на них к лизингополучателю), декларацию нужно подать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок платежа, предусмотренный договором лизинга. Такой порядок предусмотрен в пункте 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы, которая должна быть уплачена на основе декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации. Общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб. Если организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которую нужно было уплатить, и суммой, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) специальной декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов, который предусмотрен пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (п. 6 письма Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-07-15/101).
Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием
Да, может.
За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Этот протокол является неотъемлемой частью Соглашения от 25 января 2008 г. (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.). Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ). Поэтому требования, предусмотренные названным Положением, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.
Оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения статьи 119 Налогового кодекса РФ у инспекции нет.
Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:
- если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
- если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.
Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Способы сдачи
Специальную декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Такую декларацию можно сдать в инспекцию:
- на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях – за месяц создания или реорганизации) превышает 100 человек, то в текущем году сдавать налоговые декларации можно только этим способом. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность (в т. ч. годовые декларации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и пунктах 6, 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Внимание: за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждое нарушение. Об этом говорится в статье 119.1 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме специальной декларации по косвенным налогам, если НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, не уплачен в бюджет
Нет, не может.
Ни Соглашение от 25 января 2008 г., ни протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, который является неотъемлемой частью Соглашения, не регулируют порядок приема налоговыми инспекциями деклараций по косвенным налогам. Поэтому при решении этого вопроса нужно исходить из норм российского налогового законодательства (ст. 7 НК РФ).
Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:
- отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
- представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
- отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
- несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
- представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.
Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет. Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России