Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ должны:
-организации и предприниматели с выплат сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. А именно: на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10);
-организации и предприниматели с выплат сотрудникам, которые заняты на определенных видах работ, указанных в подпунктах 2–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10).
То есть если Ваш сотрудник не занимает должность, относящуюся к спискам № 1 и № 2 согласно статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, то начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ организация не должна, даже при условии наличия результатов специальной оценки условий труда.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip -версия
Рекомендация: Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам
Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ должны:
- организации и предприниматели с выплат сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. А именно: на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10);
- организации и предприниматели с выплат сотрудникам, которые заняты на определенных видах работ, указанных в подпунктах 2–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10).*
Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Если в организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда, применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
К результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение трех условий:
- аттестация рабочих мест проводилась (результаты аттестации оформлены) по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н или от 31 августа 2007 г. № 569;
- результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113);
- по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
- срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.
Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.
Возможность применения результатов аттестации рабочих мест при определении размеров дополнительных тарифов обусловлена тем, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не изменилась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагаются дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.
Внимание: если условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации, проведенной в предыдущие годы, начислять дополнительные пенсионные взносы нужно по фиксированным тарифам 4 или 6 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.
Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждается разъяснениями Минтруда России от 7 марта 2014 г. и письмом Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.
Следует учитывать, что при начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.
Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2013 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.
При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включаются в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.
Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда и время занятости в обычных условиях труда не включается в стаж для назначения досрочной пенсии, дополнительные пенсионные взносы следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.
Если же период занятости в обычных условиях труда включается в стаж для назначения досрочной пенсии (например, при переводе сотрудника на другую работу в той же организации или беременной женщины на более легкую работу), то начислять страховые взносы по дополнительным тарифам следует со всех начисленных в этом месяце выплат и вознаграждений. Независимо от количества дней, фактически отработанных на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Такие разъяснения содержатся в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.
Л.А. Котова
заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России
07.05.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.