Вопрос: Организация находится на ОСН, согласно учетной политике создается резерв по сомнительным долгам, как в бух.учете , так и в налоговом учете. Какие санкции ожидают организацию, если в первом квартале не создать резерв, а начинать создавать со 2-го квартала этого года?
Как использовать резерв по сомнительным долгам в бухучете
Ответ: В бухучете – никаких санкций, при условии, что сомнительные долги в данном периоде отсутствовали. Так как при наличии сомнительных долгов в бухучете организация обязана создать одноименный резерв (п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Иначе, данное является нарушением правил ведения бухучета.
За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.
Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Еще читайте: Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2020 году
Есть также мера наказания и для ответственных сотрудников организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Там грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности признаются:
• искажения в бухучете, из-за которых организация занизила сумму начисленного налога не менее чем на 10 процентов. Но грубыми ошибками являются лишь те, которые связаны именно с бухучетом и при этом привели к недоимке;
• искажение показателя любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
За любое из этих нарушений, а также за несоблюдение сроков и порядка хранения учетных документов по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать ответственных сотрудников организации (например, ее руководителя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В налоговом учете: налоговая при проверке может восстановить ранее списанные за счет данного резерва суммы, т.е. включить их в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ). Так как представители контролирующих ведомств считают, что в учетной политике нужно отражать решение о создании резерва по сомнительным долгам. Причем такое решение должно быть принято до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль. Следовательно, если организация решит создать резерв по сомнительным долгам в середине текущего года, формировать и использовать этот резерв она сможет только со следующего года. Такой вывод следует из писем Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/594 и УФНС России по г. Москве от 9 апреля 2007 г. № 20-12/031921. Свою позицию контролирующие ведомства мотивируют тем, что принятая учетная политика должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Менять ее в связи с изменением применяемых методов учета можно лишь с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).
Поэтому, решив создать резерв, организация должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 НК РФ). Периодичность формирования резерва зависит от продолжительности отчетного периода, по итогам которого организация рассчитывает налог на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п. 2 ст. 285 НК РФ). Подробно см. 1,2. Рекомендация.
Обоснование
Как использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Списание безнадежных долгов
Если организация создала резерв по сомнительным долгам, то долги, признанные безнадежными, списывайте за счет этого резерва (п. 5 ст. 266 НК РФ). Если в течение отчетного (налогового) периода убытки от списания безнадежных долгов превысили размер резерва по сомнительным долгам, то сумму превышения включайте в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
О том, в каких случаях долг можно признать безнадежным, см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности.
Пример использования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете
В I квартале 2014 года выручка от реализации ЗАО «Альфа» составила 880 300 руб. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за 2013 год составил 50 400 руб.
1 марта 2014 года «Альфой» была списана безнадежная задолженность ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в размере 35 400 руб. Задолженность была признана безнадежной в связи с ликвидацией организации-должника. Срок задержки по задолженности составлял 350 дней. Ранее сумма задолженности была полностью учтена при формировании резерва.
«Альфа» платит налог на прибыль ежеквартально. С такой же периодичностью организация проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам.
По результатам инвентаризации на 31 марта 2014 года в учете «Альфы» числится дебиторская задолженность по следующим организациям:
1) ООО «Торговая фирма "Гермес"» – 15 000 руб. Срок погашения задолженности – 28 декабря 2013 года, срок задержки составил 93 дня. Проценты за нарушение условий договора не предусмотрены;
2) ООО «Торговая фирма "Гермес"» – 80 700 руб. Срок погашения задолженности – 11 января 2014 года, срок задержки составил 79 дней. Проценты за нарушение условий договора не предусмотрены;
3) ЗАО «Бета» – 47 200 руб. Срок погашения задолженности – 1 марта 2014 года, срок задержки составил 30 дней. Проценты за нарушение условий договора не предусмотрены.
В резерв по сомнительным долгам бухгалтер «Альфы» включил:
– долг «Гермеса» в сумме 15 000 руб.;
– долг «Гермеса» в сумме 40 350 руб. (80 700 руб. х 50%).
Долг «Беты» не был учтен при формировании резерва, поскольку срок задержки оплаты составил менее 45 дней.
Общий размер резерва, рассчитанный исходя из суммы дебиторской задолженности, составил:
40 350 руб. + 15 000 руб. = 55 350 руб.
Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки, составляет:
880 300 руб. х 10% = 88 030 руб.
Таким образом, размер резерва, рассчитанный исходя из сроков возникновения задолженности, меньше его максимальной суммы. Поэтому бухгалтер «Альфы» сформировал резерв в размере 55 350 руб. С учетом остатка резерва на 1 января 2014 года и расходов на покрытие безнадежного долга «Мастера» сумма расходов на формирование резерва, которая учитывается при расчете налога на прибыль за I квартал 2014 года, составила:
55 350 руб. – (50 400 руб. – 35 400 руб.) = 40 350 руб.
Расчеты, связанные с формированием и использованием резерва по сомнительным долгам, бухгалтер отразил в регистре налогового учета.
Затраты на формирование резерва по сомнительным долгам были включены в состав расходов 31 марта 2014 года.
Перенос остатка резерва
Обязана ли организация переносить остаток резерва по сомнительным долгам предыдущего периода на следующий период. Резерв не полностью использован на покрытие убытков по безнадежным долгам
Нет, не обязана. Однако отказ от переноса остатка резерва повлечет за собой необходимость восстановления понесенных расходов и приведет к увеличению налогооблагаемой прибыли.
Решив создать резерв, организация должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 НК РФ). Периодичность формирования резерва зависит от продолжительности отчетного периода, по итогам которого организация рассчитывает налог на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Резерв формируется на основании данных об инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). Использовать резерв можно только на покрытие убытков от списания дебиторской задолженности, которая была признана безнадежной (абз. 6 п. 4 ст. 266 НК РФ). Таким образом, наличие остатка неиспользованного резерва на конец отчетного (налогового) периода подразумевает, что условия для признания долга безнадежным (например, истечение срока исковой давности) в этом периоде были не выполнены.
Обязанность переносить остаток неиспользованного резерва на следующий период Налоговым кодексом РФ не установлена. Положения пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ дают организациям лишь право на такой перенос.
Понятие «перенос остатка неиспользованного резерва» законодательно не определено. По сути, оно означает отказ от повторного формирования резерва под ту задолженность, под которую резерв был создан в предыдущих периодах.
Если не переносить остаток неиспользованного резерва, то по итогам каждого следующего периода резерв может быть вновь сформирован с учетом той же самой дебиторской задолженности. Ведь при проведении инвентаризации непогашенная задолженность опять будет учтена как сомнительная, а это будет основанием для включения ее в состав резерва.
Несмотря на то что обязанность по переносу остатка законодательно не установлена, при отказе от переноса нужно учитывать положения статьи 252 Налогового кодекса РФ:
– любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ);
– суммы, однажды отраженные в составе расходов, повторно учитывать при расчете налога на прибыль нельзя (абз. 4 п. 5 ст. 252 НК РФ).
Отказ от переноса остатка неиспользованного резерва на следующий период нарушает эти нормы. Во-первых, организация не сможет экономически обосновать и документально подтвердить необходимость повторного формирования резерва под одну и ту же дебиторскую задолженность. А во-вторых, при отказе от переноса суммы резерва, включенные в состав внереализационных расходов в одном периоде, будут уменьшать налоговую базу и в следующих периодах. Избежать этих нарушений позволяют правила пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ. Они требуют корректировать сумму резерва, создаваемого в следующем периоде, на сумму неиспользованного резерва за предыдущий период. Однако эти правила действуют только в том случае, если организация переносит остатки неиспользованного резерва с предыдущих периодов на следующие. При отказе от переноса организации придется восстановить суммы, ранее учтенные в составе внереализационных расходов, и включить их в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).
Пример формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Организация отказалась от переноса неиспользованного остатка резерва на следующий налоговый период
Учетной политикой ЗАО «Альфа» предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль ежеквартально. С такой же периодичностью организация проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам.
По состоянию на 30 сентября 2013 года в организации сформирован резерв по просроченной дебиторской задолженности ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в размере 100 000 руб. Срок исковой давности по этой задолженности истекает в июле 2014 года. Сумма сформированного резерва в полном размере была включена в состав внереализационных расходов.
Деятельность «Альфы» в 2013 году убыточна. По данным налогового учета сумма убытка составляет 120 000 руб. По состоянию на 31 декабря 2013 года «Мастер» не погасил свою задолженность. Чтобы снизить сумму убытка за 2013 год, бухгалтер «Альфы» решил не переносить остаток неиспользованного резерва на 2014 год. В связи с этим он восстановил ранее созданный резерв и включил сумму 100 000 руб. в состав внереализационных доходов. Сумма убытка за 2013 год уменьшилась до 20 000 руб. (120 000 руб. – 100 000 руб.).
Если в I квартале 2014 года «Мастер» не погасит свою задолженность, то по состоянию на 31 марта ее сумма вновь будет отражена в результатах инвентаризации. Таким образом, у «Альфы» опять появится право на включение этой задолженности в состав резерва.
Нужно ли при создании и корректировке резерва по сомнительным долгам в текущем периоде еще раз подвергать ограничению (10% от выручки) сумму ранее созданного резерва. Часть резерва, не использованного в прошлом периоде, перенесена на текущий
Да, нужно.
Резерв по сомнительным долгам создается, чтобы покрыть возможные убытки по безнадежным долгам (п. 1, 3 ст. 266 НК РФ). При этом максимальный размер резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки организации за отчетный период (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Основанием для создания резерва являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на последнее число текущего отчетного (налогового) периода.
Из общей суммы выявленной дебиторской задолженности (с учетом задолженности, возникшей в предыдущих отчетных (налоговых) периодах) нужно выделить дебиторскую задолженность, которая соответствует критериям сомнительной. Сумма, которую организация вправе зарезервировать для покрытия возможных убытков от списания этой задолженности, представляет собой вновь создаваемый резерв по сомнительным долгам.
Фактически вновь создаваемый резерв включает в себя:
– сумму остатка неиспользованного резерва, перенесенную на текущий отчетный (налоговый) период;
– сумму «досоздаваемого резерва» – то есть сумму, резервируемую организацией под дебиторскую задолженность, которая приобрела признаки сомнительной в текущем отчетном (налоговом) периоде.
С величиной, равной 10 процентам от выручки текущего отчетного (налогового) периода, нужно сравнивать весь вновь создаваемый резерв. То есть сумму «досоздаваемого резерва» и остатка резерва, сформированного в предыдущем периоде.
Положительная разница между суммой вновь созданного резерва и остатком неиспользованного резерва включается в состав внереализационных расходов текущего отчетного (налогового) периода.
Отрицательная разница между суммой вновь созданного резерва и остатком неиспользованного резерва включается в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода.
Такой порядок следует из пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/97, от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/1/165, от 16 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/245.
Пример определения максимальной величины резерва по сомнительным долгам. Сумма вновь создаваемого резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода
В I квартале 2014 года выручка от реализации ЗАО «Альфа» составила 880 300 руб. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за 2013 год составил 35 400 руб.
«Альфа» платит налог на прибыль ежеквартально. С такой же периодичностью организация проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам.
По результатам инвентаризации на 31 марта 2014 года в учете организации числилась дебиторская задолженность, отвечающая критериям сомнительной, в размере 116 100 руб., в том числе:
– 35 400 руб. – задолженность по состоянию на 31 декабря 2013 года;
– 80 700 руб. – задолженность, возникшая в I квартале 2014 года (срок погашения задолженности – 11 января 2010 года, срок задержки – 79 дней). Сумма «досоздаваемого резерва», которую «Альфа» вправе сформировать под эту задолженность, составляет 40 350 руб. (80 700 руб. х 50%).
Сумма вновь создаваемого резерва составила 75 750 руб. (35 400 руб. + 40 350 руб.).
Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки за I квартал 2014 года, составляет:
880 300 руб. х 10% = 88 030 руб.
Поскольку сумма вновь создаваемого резерва меньше максимально возможной, по итогам I квартала 2014 года бухгалтер «Альфы» сформировал резерв в размере 75 750 руб.
Эта сумма больше, чем неиспользованный остаток резерва по состоянию на 31 декабря 2013 года (75 750 руб. > 35 400 руб.). Поэтому разницу между суммой вновь созданного резерва и остатком неиспользованного резерва в размере 40 350 руб. (75 750 руб. – 35 400 руб.) бухгалтер включил в состав внереализационных расходов в I квартале 2014 года.
Расчеты, связанные с формированием резерва по сомнительным долгам, бухгалтер отразил в регистре налогового учета.
Пример определения максимальной величины резерва по сомнительным долгам. Сумма вновь создаваемого резерва меньше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода
В I квартале 2014 года выручка от реализации ЗАО «Альфа» составила 320 000 руб. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за 2013 год составил 35 400 руб.
«Альфа» платит налог на прибыль ежеквартально. С такой же периодичностью организация проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам.
По результатам инвентаризации на 31 марта 2014 года в учете организации числилась дебиторская задолженность, отвечающая критериям сомнительной, в размере 116 100 руб., в том числе:
– 35 400 руб. – задолженность по состоянию на 31 декабря 2013 года;
– 80 700 руб. – задолженность, возникшая в I квартале 2014 года (срок погашения задолженности – 11 января 2014 года, срок задержки – 79 дней). Сумма
«досоздаваемого резерва», которую «Альфа» вправе сформировать под эту задолженность, составляет 40 350 руб. (80 700 руб. х 50%).
Сумма вновь создаваемого резерва составила 75 750 руб. (35 400 руб. + 40 350 руб.).
Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки за I квартал 2014 года, составляет:
320 000 руб. х 10% = 32 000 руб.
Поскольку сумма вновь создаваемого резерва больше максимально возможной (75 750 руб. > 32 000 руб.), по итогам I квартала 2014 года бухгалтер «Альфы» сформировал резерв в размере 32 000 руб.
Эта сумма меньше, чем неиспользованный остаток резерва по состоянию на 31 декабря 2013 года (32 000 руб. > 35 400 руб.). Отрицательную разницу между суммой вновь созданного резерва и остатком неиспользованного резерва в размере 3400 руб. (35 400 руб. – 32 000 руб.) бухгалтер включил в состав внереализационных доходов в I квартале 2014 года.
Следует отметить, что ранее Минфин России придерживался другой точки зрения по данному вопросу. Так, в письме от 6 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/67 говорилось, что ограничение резерва в размере 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода распространяется только на сумму «досоздаваемого резерва». Поэтому, формируя резерв по сомнительным долгам, организация сначала должна определить его размер с учетом 10 процентов ограничения выручки в текущем отчетном (налоговом) периоде. После этого сумма вновь созданного резерва корректируется на остаток резерва предыдущего периода.
Прежняя позиция финансового ведомства подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 8 ноября 2007 г. № 14255/07, постановления ФАС Уральского округа от 11 июля 2007 г. № Ф09-7932/06-С3, от 14 июня 2007 г. № Ф09-4382/07-С3, от 14 февраля 2007 г. № Ф09-521/07-С3, от 25 декабря 2006 г. № Ф09-11362/06-С7, от 15 ноября 2006 г. № Ф09-10212/06-С7 и от 11 сентября 2006 г. № Ф09-7932/06-С7). Принимая такие решения, суды указывали, что организации, которые сначала корректируют вновь созданный резерв на остаток резерва предыдущего периода, а потом применяют 10-процентное ограничение, нарушают нормы статьи 266 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемой ситуации окончательное решение по поводу определения максимальной суммы резерва по сомнительным долгам организация должна принять самостоятельно. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства позицию, основанную на письме от 6 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/67, организации, скорее всего, придется отстаивать в суде.
Учет неиспользованного резерва
Как в налоговом учете учесть остаток резерва по сомнительным долгам, если в следующем периоде резерв создаваться не будет
По мнению Минфина России, сумму резерва, не использованную в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, организация должна полностью включить во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 22 апреля 2004 г. № 04-02-05/5/5 и от 12 июля 2004 г. № 03-03-05/3/55. Разделяют эту позицию и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 4 июля 2006 г. № Ф09-5752/06-С7).
Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Чтобы заранее учесть возможные убытки по безнадежным долгам, организация может создать специальный резерв (п. 3 ст. 266 НК РФ). В налоговом учете (в отличие от бухгалтерского) создание подобного резерва является правом, а не обязанностью организации. То есть, даже если в бухучете резерв по сомнительным долгам создан, для целей налогообложения прибыли его можно не формировать. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-03-06/1/295, от 23 октября 2008 г. № 03-03-06/1/597, УФНС России по г. Москве от 9 апреля 2007 г. № 20-12/031921.
Условия создания резерва
Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Можно ли в налоговом учете формировать резерв по сомнительным долгам, если его создание повлечет за собой убыток
Да, можно.
Все расходы организации, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Резерв по сомнительным долгам создается, чтобы покрыть возможные убытки по безнадежной дебиторской задолженности. Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Включение отчислений в резерв в состав внереализационных расходов прямо предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, если организация применяет метод начисления и создает резерв по сомнительным долгам, она вправе учесть отчисления в этот резерв при расчете налога на прибыль. Даже в том случае, когда его формирование повлечет за собой убыток.
Нужно ли в учетной политике для целей налогообложения прибыли отражать решение о создании резерва по сомнительным долгам. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления
Да, нужно.
Представители контролирующих ведомств считают, что в учетной политике нужно отражать решение о создании резерва по сомнительным долгам. Причем такое решение должно быть принято до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль. Следовательно, если организация решит создать резерв по сомнительным долгам в середине текущего года, формировать и использовать этот резерв она сможет только со следующего года. Такой вывод следует из писем Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/594 и УФНС России по г. Москве от 9 апреля 2007 г. № 20-12/031921. Свою позицию контролирующие ведомства мотивируют тем, что принятая учетная политика должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Менять ее в связи с изменением применяемых методов учета можно лишь с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).
Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют не фиксировать решение о создании резерва по сомнительным долгам в учетной политике и начинать его формирование в течение отчетного года. Они заключаются в следующем.
Статья 266 Налогового кодекса РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам. При этом появление сомнительной дебиторской задолженности можно квалифицировать как факт хозяйственной деятельности, отличный от фактов, имевших место ранее (возникший впервые). А утверждение способа учета таких фактов изменением учетной политики не признается (п. 10 ПБУ 1/2008). Следовательно, организация вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике. Такую позицию подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. № А56-12980/2007 и от 15 октября 2007 г. № А56-26468/2006, Волго-Вятского округа от 19 марта 2008 г. № А79-3573/2007).
Периодичность формирования
Решив создать резерв по сомнительным долгам, организация должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 НК РФ). Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Определение суммы резерва
Чтобы определить сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, придерживайтесь следующего алгоритма.
1. Проведите инвентаризацию дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль.
2. Из общей суммы дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), выделите сомнительные долги.
3. Определите срок задержки платежей по сомнительным долгам.
4. Рассчитайте размер резерва исходя из сроков задержки платежей в следующем порядке:
- по задержкам со сроком менее 45 дней – резерв не формируется;
- по задержкам со сроком от 45 до 90 дней (включительно) – включите в резерв 50 процентов от суммы задолженности;
- по задержкам со сроком более 90 дней – включите в резерв 100 процентов от суммы задолженности.
5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Он составляет 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/745).
6. Величина резерва, рассчитанная исходя из суммы дебиторской задолженности, не может превышать максимального размера резерва, рассчитанного исходя из выручки. Если такое превышение есть, то резерв создавайте исходя из максимального размера.
7. Если на конец отчетного периода у организации есть неиспользованный остаток резерва, то применяйте следующие правила:
- если неиспользованный остаток меньше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных расходов;
- если неиспользованный остаток больше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных доходов.
Такой порядок установлен статьей 266 Налогового кодекса РФ.
Долги, учитываемые при создании резерва
Сомнительными для целей создания резерва признаются любые долги перед организацией, возникшие в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непогашенные в установленные сроки и не обеспеченные залогом, банковской гарантией или поручительством. Об этом сказано в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ.
Налоговый регистр
Если при формировании и использовании резерва данные бухгалтерского и налогового учета различаются, организация обязана вести отдельный налоговый регистр. Его форму разработайте самостоятельно. В регистре укажите:
- название регистра;
- учетный период;
- максимальную сумму резерва;
- перечень сомнительных долгов;
- сумму отчислений в резерв, учитываемых в составе внереализационных расходов;
- часть резерва, подлежащую включению в состав внереализационных доходов;
- сумму резерва, использованную на покрытие убытков по безнадежной задолженности.
- Регистр должен быть подписан бухгалтером, ответственным за его ведение.
Если данные бухгалтерского и налогового учета совпадают, то затраты в налоговом учете можно отражать на основании бухгалтерских регистров.
Такие правила устанавливает статья 313 Налогового кодекса РФ.
Как создать резерв по сомнительным долгам
Когда создавать резерв
При наличии сомнительных долгов в бухучете организация обязана создать одноименный резерв (п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). И не имеет значения, создавался аналогичный резерв в налоговом учете или нет (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-03-06/1/295).
Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, то создавать резерв по сомнительным долгам ей также необходимо. Никаких особых указаний по освобождению малых предприятий от создания резерва пункт 70 положения по ведению бухучета и отчетности не содержит.
Резерв не создавайте, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).
Определение суммы резерва
Порядок формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета.
Резерв по сомнительным долгам формируйте следующим образом:
- определите задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определите сумму, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Такой порядок предусмотрен пунктом 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Можно ли в бухучете формировать резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном налоговым законодательством
Нет, нельзя.
При формировании резерва по сомнительным долгам важно учитывать, что правила его создания в бухгалтерском и налоговом учете имеют отличия, в частности:
- по праву создания. В бухучете создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью (абз. 1 п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете создание такого резерва является правом, причем воспользоваться таким правом организация сможет, если будет применять метод начисления (п. 3 ст. 266 НК РФ);
- по предмету задолженности. В бухучете резервы создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете резервы создаются только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). Например, в налоговом учете нельзя формировать резерв по договору займа (письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. № 03-03-06/1/318);
- по сроку возникновения задолженности. В бухучете сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил (абз. 2 п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете к сомнительной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, предусмотренные договором (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Таким образом, разница в методологии учета резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете не позволяет формировать в бухучете резервы по правилам статьи 266 Налогового кодекса РФ.
Бухучет
Резерв по сомнительным долгам в бухучете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в бухучете в составе расходов или доходов. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.
Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Создание, а также периодические отчисления в резерв в бухучете отражайте проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 63
– создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.
Контрагент может погасить задолженность, по которой организация создавала резерв, полностью или частично. В этом случае восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности. В бухучете сделайте проводки:
Дебет 51 (50) Кредит 62 (58-3, 71, 73, 76...)
– погашена задолженность контрагента;
Дебет 63 Кредит 91-1
– восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.
Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76...) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.
С какой периодичностью нужно делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете
Периодичность отчислений в резерв зависит от сроков формирования бухгалтерской отчетности.
Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность, (ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Отражение резерва в бухгалтерской отчетности
В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен пунктом 35 ПБУ 4/99.
О том, как расходовать созданный резерв, см. Как использовать резерв по сомнительным долгам.
О том, как учитывать создание резерва при налогообложении прибыли, см. Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете.
Как организовать ведение бухучета
Ответственность за нарушение правил ведения бухучета
За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.
Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Есть также мера наказания и для ответственных сотрудников организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Там грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности признаются:
- искажения в бухучете, из-за которых организация занизила сумму начисленного налога не менее чем на 10 процентов. Но грубыми ошибками являются лишь те, которые связаны именно с бухучетом и при этом привели к недоимке;
- искажение показателя любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
За любое из этих нарушений, а также за несоблюдение сроков и порядка хранения учетных документов по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать ответственных сотрудников организации (например, ее руководителя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
Кого признают виновным в нарушении
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:
- в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.
Как можно избежать штрафов
Избежать наказания, когда речь идет об искажении данных бухучета, из-за которых организация не доплатила налог в бюджет, можно. Во-первых, штрафа не будет, если подать в инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет), а перед этим погасить недоимку и заплатить пени. Во-вторых, можно исправить ошибки и сдать пересмотренную бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Главбух советует: если инспекторы выставили штраф за ошибку в бухучете, которая никак не отразилась на сумме налога, то такое наказание можно оспорить.
Самые распространенные ошибки в бухучете, которые часто признают грубыми, представлены в таблице.
В чем инспекторы видят ошибку |
Почему ошибку считают грубой |
Можно ли оспорить штраф |
Входной НДС приняли к вычету на основании копий счетов-фактур из-за того, что поставщик задерживает оригиналы |
Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров – книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи |
|
Входной НДС приняли к вычету на основании счетов-фактур, в которых есть ошибки |
||
Входной НДС приняли к вычету не в том налоговом периоде |
Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» |
|
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы |
Искажены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» |
Штраф можно оспорить, если речь идет о расходах, которые организация признает при расчете налога на прибыль на основании специальных налоговых регистров. Например, любые нормируемые затраты (представительские, рекламные расходы, проценты по займам, компенсация за использование личного имущества сотрудника на службе и т. д.). Организации, как правило, учитывают такие расходы на основании справок-расчетов или иных налоговых регистров. А раз так, то говорить об искажении в бухучете нельзя |
Налоговые расходы списали на основании первички, в которой есть ошибки |
||
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы |
Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» |
|
Занизили стоимость объекта основных средств на счете 01 (03) |
Занижен налог на имущество, так как отражена неверная сумма на счете 01 (03) |
Штраф оспорить не получится, так как ошибка напрямую связана с искажениями в бухучете. Ведь налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которую компания определяет по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 2014 года региональные власти могут прописать в законодательстве другой порядок по некоторым объектам: базой станет кадастровая стоимость, а не бухгалтерская |
Основные правила бухучета
Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:
- федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);
- положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, организации, не публикующие бухгалтерскую отчетность, могут не применять ПБУ 11/2008);
- рекомендациями в области бухучета (например, письма Минфина России);
- стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить бухучет);
- другими документами в области регулирования бухучета.
Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:
1. Организация обязана вести бухучет в рублях;
2. Вести бухучет нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации).
3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете).
4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.
5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.
Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008).